Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Неужели где-то может работать регулирование государством рабочей почты?

Неужели где-то может работать регулирование государством рабочей почты?

В начале недели социальные сети облетела новость о том, что во Франции профсоюзы нашли способ формально защитить работников офисов от SMS-сообщений, звонков и электронной почты, которая приходит к ним на компьютеры и смартфоны после окончания рабочего дня. Теперь подобные обращения и ответы на них нарушают документ, заключенный между профсоюзами и организациями работодателей. Как вы думаете, подобный запрет (если бы он был облачен не в форму юридического документа, а, к примеру, существовал бы на уровне корпорации в виде ИТ-политики) имеет смысл?

Не секрет, что рабочая электронная почта и звонки на мобильный, в отличие от звонков в офис по рабочему телефону, могут достать сотрудника даже через несколько часов после окончания рабочего дня. А с развитием портативных электронных устройств «личное время» стало еще большей роскошью. Не у такого уж большого количества востребованных специалистов во всем мире хватает духу отключать синхронизацию почтового ящика и мобильный телефон строго в 18 часов. Можно с уверенностью сказать, что у большинства работа постепенно переползает домой, даже если формально они и не считают себя фрилансерами.

Обязанность реагировать на SMS-сообщения, письма и звонки после окончания рабочего дня часто регулируется корпоративными правилами и, насколько мне известно, до сих пор не попадала под действия каких-либо ограничительных соглашений или законодательства. Сотруднику просто рекомендуют «не пропадать» в определенные дни / часа (или же не касаются этого вопроса вовсе).

Но французские профсоюзы решили пойти навстречу наемным работникам и их личной жизни. В конце прошлой недели новостные ленты и социальные сети облетело сообщение о том, что профсоюзы и организации работодателей в этой стране подписали поправки к ранее действовавшему соглашению о сотрудничестве, согласно которым работникам не просто разрешается не отвечать, а запрещается реагировать на запросы после 18 часов. С точки зрения местных властей, документ имеет силу закона (в трудовом законодательстве прописана обязанность компаний соблюдать соглашение с профсоюзами). Норма коснется примерно 250 тыс. сотрудников.

Стоит отметить, что поправки были внесены в так называемое «соглашение о 35 рабочих часах», устанавливающее 35-часовую (а не привычную для России и остальной Европы 40-часовую) рабочую неделю. Иными словами, формально французы и так на фоне других стран не были обделены свободным временем. Но местные аналитики посчитали, что за счет современных средств связи и возможности в любой момент «достучаться» до сотрудника, даже если тот в отпуске, за последние годы в среднем увеличивают рабочую неделю среднестатистического офисного работника на 5 часов. Таким образом, с точки зрения профсоюзов, требования нового соглашения – это лишь возврат к старым позициям (соглашение о 35-часовой рабочей неделе было подписано в 1999 году). При этом профсоюзы не волнует ни состояние экономики, ни масштабы бизнеса, о котором идет речь.

Однако на данном этапе совершенно не понятно, как профсоюзы собираются контролировать соблюдение требования. Пока единственное, до чего они додумались, - это рекомендовать рядовым сотрудникам не открывать почтовые ящики и не поднимать телефон (с момента подписания соглашения несоблюдение требования работодателя быть на связи более не может стать причиной увольнения или сокращения дохода).

Учитывая тесную связь современных коммуникационных средств с ИТ, можно предположить, что единственным «формальным» инструментом (помимо бумажных инструкций руководству и сотрудникам) станут соответствующие ИТ-политики. Однако довольно сложно представить, как можно заставить внедрить такую политику и, тем более, какие именно запреты в ней прописать. Не удалять же, в самом деле, все письма, что приходят «внеурочно»?

Еще один вопрос – как фиксировать нарушение? Неужели, благодаря соглашению, можно будет призывать к ответственности любого начальника, с чьего компьютера (с его ведома или без такового) было отправлено письмо сотруднику? А что делать с автоматическими уведомлениями в автоматизированных системах? И как поступать с потенциальными провокаторами, желающими получить компенсацию от бизнеса за какие-то надуманные прегрешения?

Как вы считаете, если рассматривать запрет не как законодательную инициативу в масштабах страны, а как политику какой-то абстрактной компании, он вообще имеет смысл? Есть ли необходимость в формальных ограничениях отношений работника и работодателя? Или подобные вопросы проще решать «в личном порядке» (лично мне до сих пор не приходилось сталкиваться с работодателями, требующими в обязательном порядке ответа на почту в полночь)?

Дополнительные материалы:

Комментарии (2)