Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

ИТ-шникам и инженерам сложно адаптироваться на новом месте

ИТ-шникам и инженерам сложно адаптироваться на новом месте

Согласно последнему исследованию кадрового портала SuperJob, специалисты технических профессий, связанных с умственной деятельность, к примеру, программисты, системные администраторы, инженеры или проектировщики, сложнее и дольше представителей других направлений деятельности адаптируются на новом месте работы. Некоторым на то, чтобы почувствовать себя «своим» в новом коллективе, требуется более трех – четырех месяцев, а отдельные сотрудники так никогда и не «вливаются» в компанию, предпочитая искусственно держать дистанцию, несмотря на усилия тимбилдинга.

Мы много говорим о поиске и найме квалифицированных кадров. Самая значимая проблема сейчас – недостаток специалистов, из которых можно было бы выбрать подходящего сотрудника. Но на самом деле на этом проблемы кадрового менеджмента не заканчиваются. Мало найти подходящего по параметрам кандидата и договориться с ним о зарплате. Чтобы он начал приносить пользу компании, необходимо совместными усилиями пережить процесс так называемой адаптации к условиям работы и коллективу.

Для каждой профессии внутренние условия этой адаптации свои. Для тех, кто много общается с коллегами, партнерами или клиентами важно запомнить всех по именам и найти подход к тем, кому он требуется; для юристов, бухгалтеров и других сотрудников, имеющих дело с большим объемом документации, основная проблема заключается в приеме дел от предшественника. А вот работникам интеллектуальных профессий технического сегмента, к примеру, программистам, инженерам или системным администраторам, пожалуй, приходится сложнее всего. Помимо изучения собственного фрагмента задачи и, соответственно, документации и файлов от предшественника, для эффективной деятельности им необходимо получить общее представление о курсе развития компании и ее продуктов. Более того, для эффективной деятельности в команде им параллельно необходимо налаживать межличностные связи, что само по себе довольно сложно для большинства технарей.

По данным опроса, проведенного специалистами кадрового портала SuperJob, системным администраторам в среднем требуется порядка 85 дней для адаптации на новом месте работы. Лишь 12% из них достаточно коммуникабельны и гибки, чтобы влиться в коллектив и задачи новой компании уже в первый день после найма. Правда, уже через месяц примерно половина специалистов (52%) вполне свободно чувствует себя на новом месте работы. 6% опрошенных так никогда и не адаптируются.

А вот сложнее всего (на фоне рынка труда в целом) адаптация проходит у программистов. Среди них в первый день адаптируются лишь 9% опрошенных, а к концу первого месяца полноценно трудятся лишь 46% специалистов. В среднем работникам этой профессии требуется 102 дня, чтобы пройти адаптацию в коллективе.

Инженеры, проектировщики и аналитики занимают промежуточное положение между программистами и системными администраторами. В среднем им требуется от 91 до 98 дней на адаптацию. Для сравнения даже наименее общительным продавцам, водителям, секретарям и офис-менеджерам не требуется больше 50 дней на то, чтобы войти в курс дела на новой работе.

К сожалению, в проведенном кадровым порталом опросе выводы о скорости адаптации были сделаны на основе ответов на прямой вопрос, заданный респондентам (не применялось никакого инструмента «нормирования» мнений). Соответственно, ответы нельзя назвать предельно-точными, ведь для каждого под словом «адаптация» скрываются свои собственные представления о том, как должна выглядеть «работа мечты». Кроме того, в комментариях опрошенные, указавшие большие сроки адаптации, часто сетовали вовсе не на сложности самой сферы деятельности, а не особенности коллектива, напоминающего корзину со змеями. Именно неудачное личностное взаимодействие (а точнее, неудавшаяся социально-психологическая адаптация) побуждает многих «держать дистанцию» как можно дольше и, соответственно, сообщать о том, что адаптация откладывается. В то же время, с точки зрения работодателя гораздо важнее иная форма адаптации - профессиональная, подразумевающая, что сотрудник начал на 100% выкладываться при выполнении возложенных на него задач. Водит ли при этом он дружбу со своими коллегами – не так важно. И вот именно об отдаче основному делу респонденты говорили меньше всего.

А в ваших компаниях введены ли какие-то специальные программы адаптации новых специалистов? Или же вы ограничиваетесь представлением и коротким периодом наставничества?

 

Дополнительные материалы:

Как не отпугнуть новых сотрудников?

Сотрудник или подрядчик — кто лучше?

Через 5 лет нас ждет еще больший дефицит кадров в ИТ

Карьера, как источник мотивации персонала

Комментарии (0)