Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Составляем программу для преподавания ИТ в ВУЗе: итоги дискуссии

Составляем программу для преподавания ИТ в ВУЗе: итоги дискуссии

В декабре на страницах сообщества участники снова подняли тему образования в сфере ИТ, а точнее, учебных программ, которые позволили бы подготовить адекватных специалистов, «готовых» к приему на работу. Сегодня хотелось бы подвести итоги этой дискуссии.

Сложность планирования программы высшего образования заключается в том, что между получением знаний студентами и их применением всегда существует «временной зазор». Таким образом, более-менее очевидно, что делать основной акцент на преподавании последних версий продуктов – бесполезно. Упомянутый «временной зазор», увы, в 1,5 – 2 раза больше цикла обновления большинства распространенных решений.

Как считают участники сообщества, несколько больше пользы принесут заложенные в обучающихся «фундаментальные» знания, к примеру, представления о работе основных сетевых протоколов, принципы функционирования маршрутизатора и т.п. (я использовала кавычки, поскольку на фоне фундаментальных наук подобные знания, конечно, сложно назвать «основополагающими законами Вселенной»; однако эти базовые принципы не меняются годами, если не десятилетиями). К сожалению, понимания этих «фундаментальных» понятий редко удается достигнуть без практических примеров. И вот здесь уже придется прибегнуть к преподаванию существующих программных решений.

Надо отметить, что в рамках дискуссии так и не сформировалось единого мнения относительно соотношения теории и практики в обучении будущих ИТ-специалистов. Одни участники считают, что изучение последнего поколения софта нужно лишь для лучшего понимания более общих концепций (из чего можно сделать вывод, что практики должно быть не так уж много). Другие высказывали мнение, что практике следует отвести 2/3 времени обучения. Правда, смею предположить, что речь тут шла о несколько другой практике – о способности вообще применять полученные знания (а не настраивать конкретную возможность на продукте последнего поколения).

Кроме того, студентов необходимо научить искать требуемую для решения поставленной задачи информацию самостоятельно. Работа того же системного администратора на определенную долю состоит из задач, с которыми ему приходится сталкиваться впервые (неожиданных проблем, которые, вроде бы, не должны были возникнуть в подобных условиях; подключения нового оборудования и т.п.). Высшее образование этим и должно отличаться от обычных курсов повышения квалификации: после ВУЗа человек не должен на память выдавать, грубо говоря, табличные значения фундаментальных констант. Он должен понимать, где быстро найти эту информацию и как ее адекватно использовать; уметь анализировать и прогнозировать последствия своих действий (или бездействия).

Некоторые участники дискуссии отмечали, что в обучении отдельных ИТ-специалистов (к примеру, системных администраторов или будущих работников технической поддержки) требуется уделить внимание такому аспекту, как работа с живыми людьми. Технари часто склонны считать себя единственными разумными существами в организации, но на практике они должны понимать, что цель их работы – упростить деятельность всех остальных (а не заставить их делать все так, как удобно самому технарю). А это выводит на первый план такие навыки, как планирование собственной работы, способность прикинуть экономику проекта и т.п.

От себя добавлю, что важны не только человеческие качества. В комментариях к предыдущим публикациям по теме найма молодых специалистов после высших учебных заведений не раз высказывалась идея о том, что, не имея опыта работы хотя бы официантом, молодые люди слабо представляют себе взаимоотношения работника и работодателя. А без более специфичного опыта, к примеру, проектной работы, они сталкиваются с проблемами при делегировании ответственности и выполнении своей части общей задачи.

Опираясь на идею, что сегодняшним студентам придется применять свои знания лет через пять, учебную программу можно строить, исходя из ожидаемых реалий ИТ-отрасли. Конечно, эти тенденции не сильно повлияют на состав фундаментальной части курса, но помогут откорректировать его практическую часть. Здесь уже хочется привлечь идеи из другой дискуссии, где автор первоначального поста высказывал мысль, что в будущем значительная доля ПО уйдет к модели Saas, а клиентские рабочие места «опланшетятся». Участники той дискуссии высказывали мысль, что характер работы ИТ-шника станет ближе к консультантам, а акцент придется делать на бухгалтерии, системах контроля и учета и прочие вспомогательные системы бизнеса. Возможно, студентам, которым придется работать уже в этих новых реалиях, стоит дать общие представления о системах, необходимых для функционирования бизнеса в российских условиях.

Интересно, что в рамках дискуссии никто из участников не упомянул у часто поднимавшейся ранее теме профессиональной сертификации. Как вы считаете, она нужна сегодняшним студентам?

 

Дополнительные материалы:

Молодые специалисты полны амбиций, но безответственны

Что заставит вас нанять молодого специалиста?

SuperJob измерил специалистов по технической поддержке

Советы выпускникам по поиску первой работы

Комментарии (0)