Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Булочка с изюмом или несколько слов о нематериальной мотивации персонала

Булочка с изюмом или несколько слов о нематериальной мотивации персонала

Все началось в 2007 году, когда по стечению карьерных обстоятельств я первый раз в жизни возглавил ИТ отдел крупного предприятия. Помимо полной разрухи в организации работы службы ИТ мне достался штат из шести человек, состав примерно такой: системный администратор, два техника (аникея), специалист техподдержки (первая линия), два программиста 1С. Состав знаний и умений у всех разный, сисадмин самый продвинутый, много знает, еще больше умеет, любую задачу решает сходу. Техники в основном занимаются рутиной, уровень знаний не велик, профессионально растут медленно. Надо подтягивать компетенции. Но как? Денег на обучение не дают (или я тогда по молодости не смог обосновать). Вот тут я и подумал, а почему бы не озадачивать техников задачами, для решения которых им нужно будет долго читать теорию, искать примеры решений. Задумано - сделано! Примерно раз в неделю между всеми специалистами распределялись заведомо сложные задачи, выходящие за рамки их компетенций, как результат, через полгода мы по уровню компетенций сотрудников перегнали наших коллег из дружественной компании, отдел которых вначале ставился нам почти эталоном (к слову, тот отдел до сих пор выдает ip адреса в сети устройствам по списочку в экселе :)).

А почему булочка с изюмом? Просто, я представил, что тесто в булочке - это рутинные обязаности специалиста, а изюм - "сладкие" моменты в ее поедании. С тех пор, я всегда применяю эту методику в других компаниях. Считаю, что она стимулирует интерес к работе, у меня, в отличии от других коллег, в отделе в свободное время люди что-то постоянно изучали, так, как задачи стояли постоянно.

Особенно хорошо работает эта методика с выпускниками учебных заведений, базовые навыки есть, есть немного теории, а вот практики мало, они с охотой берут интересные задачи и решают с большим энтузиазмом. Если затрудняется, то можно помочь, но не решать за него, а просто направить на правильный путь.

Ну и как результат, трое бывших сотрудников сейчас очень крутые специалисты, хотя двое из них пришли ко мне только с навыками переустановки ОС и решения базовых задач аникея. Один вообще начинал путь с первой линии техподдержки до ведущего специалиста.

Комментарии (15)

  • Аватар

    Ланцев Андрей [Sansey], 27 декабря 2013, 11:54

    0

    Метод работает! 100%

    Сам использую, просто как-то не думал его обзывать:))

    Я и сам люблю брать на себя задачи в которых изначально мало что понимаю, но это заставляет меня глубоко изучить теорию и потом реализовать на практике. Бесценный опыт!

    • Аватар

      Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 30 декабря 2013, 09:36

      0
      А как только человек переростает организацию, а денег все равно не дают, ведь управленцам все одно не ясно, что он не эникей?
      • Аватар

        Капустин Владимир Александрович [kapa], 30 декабря 2013, 16:34

        0

        Мало того. А если там нужен был эникей именно?

        А мы его подтянули и потеряли? :)

        • Аватар

          Чумаевский Александр _ [inkara.ru], 30 декабря 2013, 19:22

          0

          Смирится с текучкой, подтягиваеш ты людей или нет , а они все равно контору перерастут и уйдут.

          Я уж очень люто ненавидел когда работал в найме именно такую позицию руководства - нам типа нужен человек на этом месте - перспектив никаких, типа работай, мы тебе платим за просиживание штанов.

          Причем руководители созначались в этой позиции только когда я их уже за гроло держал с вопросом - что дальше - текущая работа налажена, освоена, доведена до совершенства.

          ---

          Либо искать именно таких людей которым не нужен никаккой рост и развитие.

          Но в этом случае организация попадает на бабки - такие люди не будут нормально работать - ни сразу ни потом.

          -----

           

           

           

          • Аватар

            Капустин Владимир Александрович [kapa], 30 декабря 2013, 20:23

            0

            Одно дело "смириться с текучкой", а другое - сознательно её провоцировать.

            С чего вообще все решили, что все люди хотят расти? Куча спецов растёт в своих хобби, семье, ... где-то ещё. При этом они отлично могут делать свою работу. И делают её. И косячат меньше, чем пророщенные.

            Кто хочет расти - будет расти и так. Его даже тащить не надо - достаточно не мешать. А выращивать всех подряд, провоцируя текучку в самом низу - не лучший вариант.

            • Аватар

              Чумаевский Александр _ [inkara.ru], 30 декабря 2013, 21:31

              0

              Ну скажем так если контора развивается то рано или поздно нужен будет админ , а его либо на рынке искать - что не всегда хорошо. А  вот он уже  есть тут  - свой пророщеный )

              Дешевле всетаки набирать аникеев с открытого рынка чем искать квалифицированые кадры.

              С текучкой внизу как раз смириться можно , гораздо хуже текучка наверху...


               

        • Аватар

          Емец Станислав Валерьевич [CYFiVE], 30 декабря 2013, 20:03

          0
          Я рассматриваю аникея как начальный уровень, это старт карьеры, еще ниже, это оператор техподдержки, потому в любом случае, если не подтягивать, то он сам подтянется и свалит, а так у него есть карьерные перспективы, ну и от компании зависит, как она расширяется, как там с з/п. Но в любом случае, с оператора техподдержки до сисадмина это почти три года человеку, зависит от способностей, зато потом все с ностальгией вспоминают, да, как круто там было, такие задачи решали...
          • Аватар

            Капустин Владимир Александрович [kapa], 30 декабря 2013, 20:27

            0

            Странное допущение, что если мы его растим, то он не свалит, а если сам растёт, то обязательно свалит.

            Нужно отслеживать таких и удерживать вовремя.

            • Аватар

              Емец Станислав Валерьевич [CYFiVE], 01 января 2014, 09:27

              0
              Если человек видит перспективы, то он, как правило, не будет дергаться, а если он их не видит, то ему смысла нет засиживаться. Если вы его целеноправленно готовите к следующей ступеньке на карьерной лестнице, то он понимает и видит перспективы. Если он сам сидит и учит, и понимает, что не факт, что сможет подняться выще по з/п или карьере, то он при первой де возможности соберет вещи и даст деру.
      • Аватар

        Емец Станислав Валерьевич [CYFiVE], 30 декабря 2013, 19:57

        0
        на если он не будет расти и останется? что хуже?
        • Аватар

          Гришин Алексей [AlexGree], 06 января 2014, 16:32

          -1
          Други, читайте классиков! Еще старик Тейлор лет полтораста назад говорил: из двух кандидатов на работу выбирайте того, кто глупее. Понятно, он имел ввиду то, что "не берите на работу эникейщика ораклового админа". Ну или как-то так. Поэтому уважаемый Станислав Емец пропустил в своем замечательном посте первую фразу (после фразы "возглавил ИТ-отдел"): "выяснил я, что все мои работники - существа к развитию чуткие и зело до наук охочие". Потому что задача руководителя - не развивать персонал и не душить, а обеспечить решение производственной задачи (ну или исполнение процесса). Да, вот так. А для этого один работник должен (и страстно желает) сидеть с 9 до 5 катриджи менять, второй - книжки читать, третий вообще пойти на какие-нибудь президентские курсы, чтобы потом что-то здесь возглавить и углУбить (причем это не он захотел, а его шеф понял). И надо как-то это сначала распознать. А то может весело так получиться, Станислав нагружает своего эникейщика выводом формулы бинома Ньютона (типа поднатаскается парень, книжки почитает etc), а тот думает: "Ну мне нафига это всё надо-то? Пойду пивка попью" 
          • Аватар

            Емец Станислав Валерьевич [CYFiVE], 06 января 2014, 18:48

            0
            Простите, а как решать производственные задачи если штат некомпетентен? Уровень развития ИТ во многом зависит от компетенций самих сотрудников ИТ отдела, если в штате будут одни аникеи, то и ИТ в компании будет аникейским, собственно каким оно и было до моего прихода туда, а через год мы уже внедряли IP телефонию и строили единое информационное пространство, и все благодаря таким "охочим до наук".
  • Аватар

    Митин Юрий [Mitin Yuri], 09 января 2014, 15:00

    0
    Позвольте, а что же мотивирует эникейщика "долго читать теорию, искать примеры решений."?? Только желание профессионального роста? Если да, то он и без задач дома будет изучать интересные ему предметы. А если нет, так далеко не всем интересно просто так решать задачи выходящие за его компетенции. Какова награда за то что специалист проявил усердие и решил задачу, которая заведомо выше его знаний?
    • Аватар

      Емец Станислав Валерьевич [CYFiVE], 09 января 2014, 19:48

      0

      Вы правы, но практика показывает, что это редко кто это делает, особенно у кого семья, человек обучающийся в свободное время очень ценнен, не всегда такой попадается. И есть еще нюанс, не каждый дома создаст инфраструктуру предприятия распределенную по нескольким городам, развернет учетную систему с центром в головном офисе и соединит ip телефонией пяток филиалов.

      В любом случае, можете примировать за такие задачи будет еще дополнительный стимул.

  • Аватар

    Митин Юрий [Mitin Yuri], 10 января 2014, 14:00

    0
    Премировать то это понятно)) В теме поста-то написано "

    или несколько слов о нематериальной мотивации персонала"))