Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Сколько человек нужно на 1000 ПК. Итоги дискуссии

Сколько человек нужно на 1000 ПК. Итоги дискуссии

В августе на страницах нашего сообщества обсуждался вопрос расчета численности персонала ИТ-службы. В опубликованной теме участникам предлагалось высказаться на тему, сколько, по их мнению, человек требуется для обслуживания 1000 типовых компьютеров. Попробую подвести итоги дискуссии, а заодно посмотреть, как эту проблему решают коллеги по отрасли, высказывавшиеся ранее в других источниках.

Итак, обсуждение сосредоточилось вокруг проблемы подсчета численности персонала ИТ-службы в достаточно большой компании (где админ заведомо не один), которая не передает эти функции на аутсорсинг. Конечно, условия задачи изначально были не столь полными, как того бы хотелось: не указывалась степень стандартизации рабочих мест, ни слова не говорилось о серверах и детализации задач, лежащих на администраторах, о квалификации пользователей (и их возможности отвлекать администраторов глупыми вопросами), не приводились детали SLA. Однако в среднем участники пришли к мнению, что для такой «сферической ИТ-инфраструктуры в вакууме» достаточно одного системного администратора на 100 – 500 рабочих мест (другой вариант оценки – приблизительно 100 устройств, если под устройством понимать не только компьютер, но и принтер, роутеры и т.п.). Конечно, пользоваться этой цифрой необходимо с десятком оговорок.

Стремясь снизить затраты на обслуживание ИТ-инфраструктуры, можно назначать специалисту 1000 и более рабочих мест с высокой степенью стандартизации. Однако в этом случае необходимо вспомнить о резервировании сотрудника. По трудовому кодексу как минимум месяц в году сотрудник будет отсутствовать на работе (отпуск); кроме того, никто не отменял болезни и отгулы по уважительным причинам (свадьба, похороны, рождение детей и т.п.). Таким образом, примерно 1,5 месяца в году обслуживание ИТ-инфраструктуры, т.е. устройств, условно приходящихся на этого сотрудника, будет простаивать. Чтобы этого не произошло, требуется нанимать резервного специалиста сходной квалификации. Правда, и в этом случае придется думать о том, как предусмотреть возможное наложение отпуска одного сотрудника, к примеру, на болезнь другого. Очевидно, чем больше ИТ-служба и число обслуживаемых устройств, тем проще будет балансировать нагрузку между сотрудниками и оперативно перебрасывать задачи, к примеру, в случае массового заболевания гриппом.

К сожалению, небольшим компаниям (а значит, количеством устройств и фондом оплаты труда) такой подход не подойдет. Здесь раздувание штата приведет к существенному снижению общей рентабельности. С другой стороны, уменьшение числа администраторов – это риск. В данном случае придется гораздо внимательнее отнестись к поиску компромисса.

В обсуждении участники сообщества в основном отталкивались от предположения, что необходимое число ИТ-шников зависит только от числа рабочих мест и серверов (ну и, естественно, SLA). На практике же этот расчет работает, только если исключить из рассмотрения ситуации «а у меня ярлык куда-то пропал с рабочего стола» и «принтер не печатает», т.е. человеческий фактор. В сети мне удалось найти забавное исследование того, как в некой организации с большим числом филиалов была найдена высокая степень корреляции числа ИТ-шников и персонала в каждом филиале. Кстати, у него получилось что-то около одного специалиста на 25 сотрудников. На основе этой корреляции автор заметки предлагает использовать регрессивный анализ для более точного определения числа специалистов (к сожалению, автор обещал выложить подробное описание самого метода, но пока его на ресурсе нет). Конечно, он оценивал численность персонала несколько под другую задачу, но ничто не мешает применить тот же метод к системным администраторам.

Более простой подход рекомендует один из участников форума сисадминов. В его сообщении есть буквально пошаговая инструкция, как следует считать и анализировать занятость текущего персонала (и принимать решение о найме или увольнении).

Кстати, расчет численности ИТ-отдела по проектируемой нагрузке, а также обоснование уже имеющегося состава отдела – задача настолько актуальная для отрасли, что вокруг нее начинает формироваться отдельный рынок консалтинга. Помимо предположений о том, как рассчитать число сотрудников, в интернете можно найти уже несколько компаний, предлагающих провести собственный аудит загруженности работников, сделав из него соответствующие выводы. Жаль, методику подобные компании не разглашают.

 

Дополнительные материалы:

Готовы ли вы заниматься сервисным обслуживанием компьютеров?

Бизнес по ремонту компьютеров: плюсы и минусы

Ваше конкурентное преимущество в том, что вы дешевле админа?

Комментарии (1)

  • Аватар

    [skeletalepee], 10 мая 2022, 08:58

    0

    Вот наиболее распространенные ошибки, которые могут помешать успешной реализации ИТ-проекта, а в особенности проекта по разработке программного обеспечения: spider solitaire