Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Май, труд, мотивация и вовлеченность в бизнес

Май, труд, мотивация и вовлеченность в бизнес

Несколько лет назад я выкладывал презентацию Дэниела Пинка в материале «Эффективная мотивация: автономия, мастерство и цели». А недавно я прочитал и саму книгу, на основе которой была сделана эта презентация - «Драйв».

Мне, очень нравится еще одна книга этого автора «Нация свободных агентов» -  о различных формах малого бизнеса, фриланса, консалтинга и прочих видов самозанятости. В 2005 году, когда была издана на русском языке эта книга многие из описанных в ней форм микробизнеса для России были довольно экзотичны. В 2013 году у нас есть все, включая все нерешенные проблемы микробизнеса о которых пишет Пинк: налоги, финансирование, пенсии, клиенты, бухучет, персонал и т.д. В общем множество тем, которые на Смартсорсинге регулярно обсуждаются, но без ИТ-специфики.

Так вот возвращаясь к «Драйву» - основная идея в том, что применяемые в 99% случаях системы мотивации, основанные на сочетании кнута и пряника, не работают: недостаточно просто заплатить больше денег, штрафы действуют просто разрушительно, KPI часто уводят далеко от желаемого результата и т.п. И это в случае с наемными работниками. В случае с предпринимателями все еще хуже – обругать за плохую работу клиенты еще могут, а вот с пряниками все намного хуже.

В итоге предприниматель, который только недавно с энтузиазмом брался за работу, оказываясь погружен в ежедневную рутину и разного рода мелочи, и сам теряет мотивацию к работе, и сотрудников не может вдохновить на ежедневный трудовой подвиг. Некоторые предприниматели просто не осознают того, что они являются лидерами своих коллективов и люди работают у них не только за зарплату.

Что влияет на мотивацию и вовлеченность сотрудников и владельцев малого ИТ-бизнеса?

  • В трудные времена (а когда они были легкими для малого бизнеса), малый бизнес больше всего страдает. Собственно у небольших ИТ-компаний очень быстро сокращается количество клиентов малого бизнеса. Более того у небольших клиентов сложности с деньгами – они просто не готовы платить много за ИТ-услуги. В сообществе прекратилось обсуждение демпинга и «доширака» - судя по последнему опросу многие компании просто не могут найти клиентов за пределами «низшего» ценового сегмента. В результате у тех ИТ-ИП, которые не закрыли еще не закрыли свой бизнес, выручки хватает на зарплату себе + налоги. А кто из тех, кто нанимает сотрудников может позволить себе платить им «выше рынка», да еще и «белыми»? Какой результат? Работать приходится за троих (есть за семерых уже не получается), да и на развитие и прочие предпринимательские обязанности времени просто не хватает. Как следствие негативизм и падение боевого духа, которые не могут положительно сказаться на вовлеченности в бизнес цели и мотивации.
  • Мотивацию и предпринимателей и других ИТ-специалистов отлично поддерживают такие важные для айтишников области, как обучение, тренинги, хороший чай/кофе в офисе, неформальные корпоративные встречи и т.п. Любые подобные затраты первыми попадают под сокращение.
  • Никто не любит неопределенности и неуверенности. Сотрудники небольшой ИТ-компании не могут быть уверены в завтрашнем дне. Сколько будет клиентов в следующем месяце, а они заплатят? А зарплату выдадут вовремя или только белую часть? Кого сократят из-за сокращения клиентов? Вообще в нормально работающем малом бизнесе часто складывается почти семейная обстановка. Вот только часто это семья на грани развода. Хуже всего, когда собственник компании держит сотрудников в неведении, в том числе и о положительных результатах, которых удалось добиться.
  • Успехи ИТ-шников клиенты воспринимают как должное, а вот неудачи запоминаются надолго. Более того многие клиенты не готовы простить даже единственной ошибки. Трудно оставаться мотивированным, когда постоянно приходиться защищаться от нападок и терпеть неблагодарность.
  • Клиенты нередко пытаются шантажировать ИТ-компании: : «Вы лучше работайте поусерднее, а то мы вместо вас привлечем аутсорсеров, которые будут выполнять ту же работу дешевле!». Возможны также варианты угроз с собственными ИТ-службами, знакомыми админами, ИТ-компаниями с красивыми сертификатами и т.п. Сложно сохранять мотивацию, когда ежедневно приходится думать о будущем.

Что говорит Пинк про мотивацию, для тех специалистов, которым приходится «думать головой»?

Надеюсь, никто не будет спорить с тем, что ИТ-шники относятся к работникам умственного труда? А для таких сотрудников важнее всего внутренняя мотивация. Пинк дальше в своей книге определяет 3 элемента того, что он называет «Мотивацией I типа», которая подпитывается внутренними желаниями и потребностями:

Автономия

Одна из основных человеческих потребностей, описана исследователями в сфере мотивации, Эдвардом Деси и Ричардом Райном, следующим образом: «Мотивация, рожденная определенной автономностью, подразумевает поведение с полным ощущением следования своим желаниям и выбору». Свобода действия может относиться к конкретной задаче, затрачиваемому времени, составу команды или используемой технике.

В принципе подобный подход противоречит традиционным методикам организации ИТ, которые предлагают все по максимуму стандартизировать и регламентировать, не оставляя места свободному мышлению. Впрочем, в России даже самые строгие регламенты выполняются «на глазок», тем более в малом бизнесе.

Мастерство

Люди стремятся к самореализации и достижению мастерства в своем деле. Даже если им не удается достигнуть тех высот, о которых они мечтали, сам путь самосовершенствования для них становится увлекательным путешествием, пока они прибывают в состоянии «потока».

«Поток– это моменты полной ясности. Мы чувствуем себя проснувшимися, приобщенным и сбалансированными: все имеет смысл, мы точно знаем, кто мы есть, чего мы хотим, и почему мы здесь. В этот момент, сколько бы он ни длился, одно мгновение или года, наша эффективность максимальна. При этом наши действия минимальны, нам не составляет труда их предпринимать, а результаты и ощущения всегда полностью удовлетворяют нас» - это цитата из книги другого автора Метью Мея «Стратегия Шибуми: мощный способ обеспечить реальные перемены». («Шибуми» – это японское слово, отражающее концепцию «потока»).

Как много ИТ-вакансий созданы для вовлечения в Поток? Единственный поток у многих ИТ-специалистов состоит из инцидентов и устранения неполадок. Увлекательные задачи в нем встречаются не слишком часто. Приходится их создавать самостоятельно. До мастерства осталось менее 10000 часов.

Цель

Цель наполняет человека энергией жизни. Подумайте над тем, чем вы занимаетесь кроме работы и почему вы этим занимаетесь. Многие из хобби имеют свою цель, и цель эта, отнюдь ни получение богатства. Конечно, когда речь идет о работе, нам важно заработать себе на жизнь. А что потом? Может быть, есть более простые способы заработать на хлеб насущный? Так какова же цель построения бизнеса, карьерного роста и самой выполняемой работы? В чем ваш драйв? Что вы сегодня сделали по пути к цели?

Дополнительные материалы

Комментарии (1)

  • Аватар

    Александр [wurtz], 06 мая 2013, 10:02

    0

    цель - посторить свое государство внутри государства само собой получение прибыли)

    мотивация штука тонкая, каждый для себя решает сам что и как мотивировать.

    для меня первый мотив - деньги, второй - манипуляции, которые приносят деньги

    что сденано для достижения цели - создана команда специалистов, которая не уходит к другому работодателю уже более 5 лет, играет по моим правилам и приносит мне доход.