Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Статистика в пользу обучения по ИТ-специальности

Статистика в пользу обучения по ИТ-специальности

По данным проведенного недавно опроса портала Career.ru, из 2000 респондентов, поступавших в этом году в ВУЗы, почти треть выбрала для себя ИТ-направление. Хотя самые различные новостные издания тут же сделали из этого вывод о том, что карьера ИТ-шинка становится более популярной среди выпускников школ, на деле для ИТ-отрасли все может быть и не так радужно. Делая вывод, не все учли особенность выборки интернет-аудитории.

Как говориться, существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. На мой взгляд, это высказывание наилучшим образом описывает ситуацию с опросом вчерашних абитуриентов о направлении их будущего обучения. Ведь тот факт, что из 2000 человек 30% пошли на ИТ означает лишь то, что выборка посетителей (респондентов) Career.ru больше склоняется в сторону информационных технологий, но не говорит ни слова о том, куда пойдет учиться основная масса абитуриентов страны.

Хотя бы приблизительно экстраполировать полученные в ходе подобного опроса результаты на всю приемную кампанию можно было бы в том случае, если бы ВУЗы могли сами регулировать число обучающихся на каждом из направлений, в зависимости от сегодняшней популярности профессий (и то, если бы речь шла, например, только о бюджетных местах). На деле же, ВУЗы такой властью не обладают. Контрольные цифры первокурсников ВУЗам спускаются «сверху», в соответствии с представлениями государства о том, кто нашей стране понадобится через 4 – 7 лет (в зависимости от длительности обучения). Соотношение бюджетных мест для различных профессий, согласно этим данным, не изменяется резко и скачками.

Кстати, даже контрольные цифры не много говорят о том, сколько реально выпускников пойдет работать теми же администраторами и программистами. Во-первых, прием в ВУЗы – процесс многоступенчатый. После того, как лучшие учебные заведения обязали брать выпускников с высоким балом по ЕГЭ, отдельные Университеты ввели собственные испытательные «барьеры», повышающие шансы на обучение у тех, кто действительно этого хочет. Кто-то получил право проводить дополнительный экзамен, а другие нашли иной выход – проводить «срезовые» контрольные работы или экзамены еще до наступления первой сессии. Так или иначе, список тех студентов, кто «доживет» хотя бы до середины обучения еще очень сильно поменяется. Кстати, подобная система применялась и ранее, до введения ЕГЭ: в некоторых ВУЗах в приемную кампанию набиралось процентов на 10 больше студентов, чем было нужно. А в середине первого семестра первокурсники сдавали промежуточные экзамены, по результатам которых вывешивались списки на отчисление.

Во-вторых, абитуриенты по тем или иным причинам не «дотягивающие» до поступления на желаемые специальности, поступают «куда возьмут» по проходному баллу. Т.е. часть из тех, кто поступили на ИТ, быть может, на самом деле хотели учиться на юристов и управленцевк, просто их туда не взяли. Аналогичная ситуация с ИТ-шниками: часть тех, кто мечтали о карьере программиста, могли в результате приемной кампании оказаться на других специальностях, ведь хочется, чтобы была «абы-какая корочка» (о таком желании весной этого года высказывалась примерно треть на тот момент будущих абитуриентов, которым все равно, где и как учиться).

В-третьих, не стоит забывать о проблеме трудоустройства после ВУЗа. Даже если предположить, что все поступившие на ИТ-специальности честно там отучаться и попытаются по итогам устроиться на работу, нельзя дать гарантии того, что их попытки будут успешными. В ВУЗах не учат работать, а лишь дают правильное направление саморазвития. В определенный момент и сами обучающиеся это понимают. Согласно проведенному тем же исследовательским центром опросу, порядка 64% студентов бояться проблем с трудоустройством. Хотя, в том, что трудоустройство не гарантировано, лишь некоторая часть студентов готова винить само качество образования.

Таким образом, массовая эйфория новостных агентств относительно роста популярности технических специальностей на фоне главенствовавшего ранее «гуманитарного бума», к сожалению, не более чем разводы вилами по воде. Конечно, хотелось бы, чтобы вчерашним школьникам вдруг захотелось развивать наукоемкие и в хорошем смысле инновационные отрасли, но, к сожалению, сам по себе их интерес не проснется.

А как вы считаете, существуют ли меры, которые помогли бы действительно повысить популярность ИТ-специальностей на фоне тех же юристов, управленцев и экономистов с точки зрения абитуриентов?

Дополнительные материалы:

Комментарии (0)