Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Через 3 годам нам не хватит ровно 320 тыс. человек

Через 3 годам нам не хватит ровно 320 тыс. человек

Очень часто на страницах нашего сообщества мы вспоминаем о том, что ИТ-отрасли не хватает квалифицированных кадров, и со временем кадровый голод будет только усугубляться. Это и логично: рынок развивается, число рабочих мест увеличивается, а цикл подготовки грамотных специалистов превышает 5 лет. Но до сих пор все упоминавшиеся прогнозы были исключительно «образными». А вот компания IBM напрягла своих аналитиков и назвала точное количество ИТ-специалистов, коих не будет хватать рынку к 2015 году. Как вы думаете, правдоподобно ли их предположение?

По мнению генерального директора компании IBM в России, Кирилла Корнильева, к 2015 году кадровый рынок недосчитается в ИТ 320 тысяч человек. Судя по цитатам, которые приводят новостные агентства в сочетании с этим заявлением, расчет «недостачи» проводился на основе числа выпускников ИТ-факультетов в российских ВУЗах с учетом естественной убыли людей из отрасли на пенсию.

Первое, что бросается в глаза (если мы действительно угадали с методикой вычисления) - почему в расчете не учитывались многочисленные выпускники других технических направлений, переходящие в итоге в ИТ по финансовым или каким-то другим причинам? Ведь часто среди тех же программистов можно встретить не сложившихся физиков, математиков и даже преподавателей. Таким образом, реальное число ИТ-специалистов, получающихся из каждого ВУЗовского выпуска, несколько выше.

Но, даже если не касаться методики вычисления заветных «320 тысяч», на мой взгляд, озвученные цифры выглядят, мягко скажем, завышено, а в чем-то и не очень корректны. На самом деле рынку не хватает не ИТ-специалистов вообще, а людей вполне определенного склада характера (способных работать в команде, слушать чужие указания и т.п.), причем, готовых работать за вполне определенные деньги. И часто эти деньги не столь велики.

Хорошо подтверждают это два факта, которые не трудно подметить, наблюдая за кадровыми изменениями в ИТ:

Во-первых, хотя зарплаты ИТ-шников в целом по рынку завышены, чаще всего приходится слышать отзывы «нам не найти хорошего программиста или системного администратора» от организаций, желающих платить своим сотрудникам не более 25 тысяч рублей в месяц за круглосуточное обслуживание 150 компьютеров или за разработку чуть ли не операционной системы с нуля. Конечно, цифра здесь взята условная, и по задачам я немного утрирую. Но тот факт, что проблемы с поиском адекватных сотрудников возникают во всех отраслях именно там, где пытаются сэкономить на оплате труда, - очевидная истина. ИТ-специалисты – не так жадны до денег, как привыкли представлять себе кадровики. Часто более интересная задача или удобные условия работы (около дома, с удобным графиком) могут заставить квалифицированного человека перейти на более низкую зарплату. Но вряд ли этот скачок будет столь существенным, как того ожидают организации, стремящиеся к глобальной экономии.

Во-вторых, несмотря на существующий уже сегодня «кадровый голод» в ИТ, достаточное число специалистов не могут найти работу. Кто-то себя переоценивает в плане зарплаты (пытаясь претендовать на очень дорогие вакансии, не обладая должным опытом, даже по резюме, не говоря уже о реальной жизни), другие – перелетают с места на место из-за каких-то личных качеств: нежелания общаться даже с начальством, непонимания общей стратегии развития и т.п. Потенциально многие из них могли бы занять свои позиции в организациях, которые не предъявляют жестких требований к психологическому портрету кандидата. Однако обычно к таковым относятся именно вышеупомянутые компании, желающие экономить на оплате труда. На низкую зарплату даже не очень подходящим для высокооплачиваемых должностей ИТ-шникам не позволяют пойти простые человеческие амбиции. Вот мы и получаем замкнутый круг.

Учитывая эти две тенденции, помимо предложенных в обращении Корнильева методов повышения интенсивности компьютерного образования и прочих элементах стратегии ускоренного развития ИТ-отрасли в России за счет изменений в системе образования, я бы в ввела в ВУЗах предмет на подобии «этики и психологии трудовых отношений». Где в специально отведенное время будущим ИТ-кадрам доступным языком объясняли бы простые житейские истины: по окончании ВУЗа их никто не будет с нуля приглашать на зарплату с шестью нулями просто за «красивые глаза»; чтобы получать нормальную зарплату, необходимо нормально работать; чтобы оставаться «на коне», необходимо постоянно учиться и саморазвиваться и т.п.

А как вы считаете, такая мера была бы хоть сколько-нибудь эффективной?

 

Дополнительные материалы:

Кадровый голод на российском ИТ-рынке может способствовать развитию ИТ-аутсорсинга

Через 5 лет нас ждет еще больший дефицит кадров в ИТ

Спрос на ИТ-специалистов упал

Три тренда, препятствующие развитию малого ИТ-бизнеса

Как помочь HR-у искать ИТ-специалиста?

Комментарии (25)

  • Аватар

    Ланцев Андрей [Sansey], 26 июля 2012, 07:40

    -1
    Я вообще не понимаю на что претендуют выпускники вузов. И чему их там вообще учат? Приходят, пальцы веером, я мол диплом получил. А на элементарный вопрос: "Знакомы ли вы с RDP протоколом и знаете ли вы что такое терминал?" сразу же делают круглые глаза.
    • Аватар

      Bykovskiy Vladimir [Vladimir.Bykovskiy], 26 июля 2012, 11:07

      0

      А вы, Андрей, в курсе как работает протокол RDP? Знаете чем шестая версия протокола отличается от пятой? Знаете зачем эти изменения Microsoft ввел в спецификацию? Знаете что такое NSCodec? :)

      У выпускниа вуза есть достаточное основание для веерообразного растопыривания пальцев - он пять плюс лет потратил на приобретение академических знаний, которые позволяют ему изучив спецификацию протокола разработать, как минимум, клиента этого протокола.

      В вузах (российских) учат двум главным вещам: 1 мыслить самостоятельно 2 учиться самостоятельно. Конкретный же протокол это как раз тема для самостоятельного изучения, в частности для понимания работы RDP выпускнику нужно минут 30 времени и технет. 

      Многим руководителям российских компаний не особо нравится такая система высшего образования в России, однако, когда у них спрашивают, что ваша организация сделала для того, чтобы студенты приобрели практические знания в вашей области длеятельности, они сразу же делают круглые глаза.

      • Аватар

        Пустовит Андрей [apustovit], 26 июля 2012, 12:04

        0

        Может выразиться точнее - мы ПРЕДПРОЛАГАЕМ, что выпускник потратил пять лет на приобретение академических знаний? Что он делал эти пять лет на самом деле - ни кто не знает, кроме него самого и его преподавателей. При любых обстоятельствах ни у кого нет причин держать пальцы веером - ни у потенциального работодателя, ни у выпускника. Собеседование это торг прежде всего (сейчас по крайней мере). Если одна сторона предлагает рабочее место и рыночную зарплату, а вторая только диплом и пальцы веером, а также "быстро обчучаюсь, умею работать в команде", то это конечно нонсенс. И почему Вы решили, что организация должна делать что-то в глобальном плане? Подколоть Ланцева, что он не крупный системный интегратор и не открыл или проспонсировал кафедру в специализированном ВУЗе? Любой бизнес направлен на извлечение прибыли. И крупные интеграторы, которые спонсируют специальности в ВУЗах делают это не из альтруистических соображений, а чтобы снять "сливки" не в виде готовых специалистов, а в виде потенциально вменяемых и сообразительных выпускников. Посмотрите, ради интереса, на форумы разработчиков - тенденция в виде набора начинающих програмеров на ставки, к которым опытные разработчики шли не один год пугает. Ибо рынок, ибо дефицит кадров.

        У меня был один клиент до кризиса, что-то вроде строительной компании (разработка и монтаж газосигнализаторов). Когда был строительный бум он держал 4-х профессиональных сварщиков - зарплата 1000 у.е. плюс общежитие оплачивал. В обычном режиме постоянно работали только два. Другие два бухали. (У них даже между собой было что-то вроде графика запоев). Вот Вам и дефицит кадров.

        • Аватар

          Bykovskiy Vladimir [Vladimir.Bykovskiy], 26 июля 2012, 12:36

          0

          И почему Вы решили, что организация должна делать что-то в глобальном плане?

          Это решил не я, это решил процесс развития взимоотношений вузов и бизнеса. Американская и европейская практики такова, что бизнес и "спонсирует", и дополнительно обучает студентов за свой счет. И именно по тем причинам, которые вы же и привели: "снять сливки". Конечно же бизнес никто не обязывает это делать в явной форме - просто жизнь заставляет. В России этот процесс не так сильно развит, но тоже идет. А мое "решение", как вы выразились, это попытка в неявной форме процитировать старую поговорку про зеркало и "лицо".

          Подколоть Ланцева, что он не крупный системный интегратор и не открыл или проспонсировал кафедру в специализированном ВУЗе?

          Подколоть - да, по причине недостаточного размера - нет.

          Вообще величина бизнеса не обязательное условие для поддержки вуза, тот же MIT очень неплохо спонсируется своими же выпускниками в индивидуальном порядке и не все эти выпускники сейчас CEO, большей частью инженеры. У нас этого нет вообще. Мы тут все какой - либо вуз  заканчивали, а вот о его "поддержка" дальше пьянки на встерче выпускников, как то не идет.

          Что он делал эти пять лет на самом деле - ни кто не знает, кроме него самого и его преподавателей.

           

          Что самое интересное в этой ситуации, так это то, что он (выпускник) походив по собеседованиям начинает сам задаваться этим вопросом: "А что собственно я пять лет делал в вузе, если никто профильное высшее образование не считает основанием для приема на работу, при этом все эти же люди в требованиях вакансии это высшее и профильное указывают?". Я вот, например, не знаю что ответить, если кто то из выпускников у меня это спросит. :)

          А вы знаете что этому выпускнику ответить?

          • Аватар

            Пустовит Андрей [apustovit], 26 июля 2012, 12:48

            0
            В свою защиту могу сказать, что такого требования в моих вакансиях нет. Выпускник приходит со знанием модели OSI (что на есть), и с понятиями о протоколах и сетевых портах. Но без малейшего руля в основной своей массе, как это реализовыввается на практике. На практике происходит другая картина - модель OSI это хорошо, на надо настроить DHCP-сервер с привязкой по mac-ам, на Debian. Это к примеру. Что делает умный выпускник (вернее даже студент) - во время учебы он, как Вы точно выразились, самообразовывается, и на собеседовании говорит, что он бы лучше все это сделал на FreeBSD, поскольку есть опыт работы именно с ней. Плохой выпускник (студент) показывает диплом, и говорит, что нам этого не рассказывали, но если научите то я это сделаю. Первому я скажу "добро пожаловать", второму "учи матчасть".
            • Аватар

              Bykovskiy Vladimir [Vladimir.Bykovskiy], 26 июля 2012, 13:29

              0
              Я с вами полностью по вопросу хороших и плохих выпускников согласен, хочу только от себя добавить, что в моем понимании совсем хороший выпускник, который целенаправленно идет в администрирование и проявил инициативу в смообразовании на этом поприще, ответит: "Мне всеравно на какой ОС настраивать DHCP сервер, потому что я знаю, как DHCP работает внутри, а специфичные опции конфигурации isc-dhcp-server описаны в man".
      • Аватар

        Ланцев Андрей [Sansey], 26 июля 2012, 12:08

        0

        Лично я не знаю что такое RDP протокол. Я не технарь и тем более не имею высшего образования. Возможно вы неправильно поняли мой вопрос. Суть не в том как устроен этот протокол, а в том, что такое вообще RDP или терминал.

        А чему учат и главное как учатся в наших вузах - я знаю. Два стажера щас работают после получения диплома.

        Человек пришел не программистом работать и клиенты для протоколов разрабатывать, а на должность админа хелпдеска. И не знает как зайти на сервер клиента.

        В остальном согласен, если студен способен учиться самостоятельно - это хорошо. Он сам найдет и разберется что и как. Но жаль, что не все у нас такие студенты.

        Моя лично организация всегда открыта для практики желающим. И я круглые глаза не делаю. Беру студентов и учу. И даже деньги плачу за это.

        • Аватар

          Bykovskiy Vladimir [Vladimir.Bykovskiy], 26 июля 2012, 13:16

          0

          Суть не в том как устроен этот протокол, а в том, что такое вообще RDP или терминал.

            

          Я понял суть вашего вопроса. Мне не понятно другое, почему вы ожидали услышать от выпускника вуза ответ на вопрос об отдельно взятой технологии удаленного доступа, отдельно взятого производителя - Microsoft? Он вроде к вам не с курсов Microsoft пришел. В программе вуза может затрагиваться удаленный доступ по технологийм Microsoft, а может затрагиваться удаленный доступ на Remote X-Session, а может вуз HP сильно проспонсировал и все студенты пользуются исключительно ILO. Я это говорю к тому, что знаний об конкретных технологиях у выпускника может и не быть, и это ничего не будет говорить о качестве его образования. Да вот такое у нас высшее образование, хорошо оно или плохо вопрос философский.

            

          Человек пришел не программистом работать и клиенты для протоколов разрабатывать, а на должность админа хелпдеска. И не знает как зайти на сервер клиента.

            

          Это прискорбно, что человек не прочел требования вакансии, либо не понял из названия вакансии суть предстоящей работы.

            

          Но меня лично больше огорчает, что выпускник высшего учебного заведения (предположим технического и предположим по специальности связанной с IT), вообще пришел на собеседование на должность админа хелпдеска.  Эта должность не для инженера и выпускнику технического вуза даже в голову не должно приходить тратить свое время на это. Снова к сожалению в нашей стране для инженеров мало пространства для применения своих знаний.

          Кстати, Андрей, Вы в описании вакансии требование высшего образования то указывали?

          • Аватар

            Ланцев Андрей [Sansey], 26 июля 2012, 13:24

            0

            Нет, требования именно высшего образования не указывал. Но приходят. Указан желаемый опыт работы от 1 года. И кстати, RDP - это не что-то сверхъестественное, это в любой винде есть.

            Но в целом я недоволен тем, какими выходят из вузов наши выпускники. Куда ему инженером работать, если он элементарных вещей не знает? Если человек учился по специальности "Компьютерные сети" и даже  патчкорд обжать не умеет?

            • Аватар

              Bykovskiy Vladimir [Vladimir.Bykovskiy], 26 июля 2012, 13:50

              0
              Если сам пришел, то конечно должен иметь представление. Но в вузах на этой специальности, не учат обжимать кабели, почему витая пара именно витая и почему именно под такими углами витая - учат, а вот самому обжимать - нет. :)
              • Аватар

                Ланцев Андрей [Sansey], 26 июля 2012, 13:54

                0

                А вам не кажется это бредовым? На специальности кабельные СЕТИ не учить обжимать витуху? Я конечно не знаю какой там курс обучения, но по моему это одно из первых чему должны учить.

                Но даже допустим не учат. Хрен с ними. Но вузовец, который за 5 лет сам не удосужился этому научиться и приперся ко мне в аутсорсинг - нахрен он мне такой нужен???

                • Аватар

                  Bykovskiy Vladimir [Vladimir.Bykovskiy], 26 июля 2012, 14:51

                  1

                  Нет, это не бред. :)

                  Он не только вам не нужен, вы ему тоже мягко говоря не нужны. Но российская действительность такова, что выпускник идет на ту работу что есть, а не на ту для которой его учили, а вы получаете выпускника, которого надо учить той работе, которую он будет делать. Я понимаю ваше недовольство, но вот поделать с этим вы ничего не сможете - пока.

                • Аватар

                  Забелин Максим Анатольевич [stecker], 26 июля 2012, 15:49

                  0
                  Дело в том, что этому должны учить в расках среднепрофессионального образования (СПО), а не высшего. А систему ПТУ и колледжей к сожалению в этой стране успешно похоронили.
                  • Аватар

                    Ланцев Андрей [Sansey], 26 июля 2012, 15:54

                    0
                    Ну в принципе да. Хотя колледжи (бывшие техникумы) вроде есть. Но похерив систему ПТУ они думаю должны были включить это сейчас в первые курсы как минимум. Раньше ведь как было: колледж 4 года, потом год в институте и вышка. Не хочешь год - будешь со средним образованием. Сейчас везде институты/университеты - так почему программу среднего образования то выкинули? Или они бывший год вышки теперь растянули на 5 лет?:)))
                    • Аватар

                      Забелин Максим Анатольевич [stecker], 26 июля 2012, 15:59

                      0
                      Не знаю почему у вас такое представление о системе образования, но, насколько я знаю, везде в мире ВО и СПО это две принципиально разные сущности. ВО дает фундаментальные знания и как следствие возможность заниматься исследованиями и разработкой в конкретной области знания. СПО - это техническая подготовка. Это специалисты-практики.
                • Аватар

                  Гордеев Олег [Master], 30 июля 2012, 11:59

                  0

                  "...но по моему это одно из первых чему должны учить."

                  Это институт, а не ПТУ. Никто этому учить не должен.

                  "Но вузовец, который за 5 лет сам не удосужился..."

                  Совершенно верно. Это не высшая математика, а самая примитивная работа. Поэтому если он сам не научился делать такую ерунду, то пришел в ИТ только потому что все говорят,  что там много платят и толку от такого в любом случае не будет, как его потом не доучивай.

          • Аватар

            Пустовит Андрей [apustovit], 26 июля 2012, 13:45

            0

            ...вообще пришел на собеседование на должность админа хелпдеска - простите, но после выпуска это "сферический инженер в вакуме", без опыта работы. Ну и что, что у него есть знания, а у его работодателя (предположим он попал к интегратору) есть финансовый риск из-за ошибки в масштабном проекте например. По любому его ждет в начале самая легкая и примитивная работа, с соответсвующим окладом. А что плохого в админе хелпдеска? Вот реально хочеться узнать Ваше мнение. Берем не крупных провайдеров (перезагрузитесь, проверьте кабель, два компьютера в привом нижнем углу мигают?), а поддержку не больших компаний, с определенным количеством сервисов (тот-же DHCP, AD, почта). Прям так все примитивно для столь юных гениев? Ну и общение с живыми людьми иногда помогает снять корону с головы.

            • Аватар

              Ланцев Андрей [Sansey], 26 июля 2012, 13:52

              1
              Я, кстати, согласен с тёзкой. Хелпдеск дает нехилый опыт если его еще совмещать периодически с выездной работой. Заставляет работать мозги и учит быстро принимать решения. А потом уже соискатель сам думает в каком направлении ему развиваться и вообще правильно ли он дорогу выбрал:))
            • Аватар

              Bykovskiy Vladimir [Vladimir.Bykovskiy], 26 июля 2012, 14:44

              1

              А что плохого в админе хелпдеска?

                

              В самом админе и должности админа хелпдеска плохого ничего нет. Вот только для этого не надо учиться пять и более лет. Даже можно что - то хорошее для инженера в этом найти - с людьми пообщаться, как вы заметили, кабели поучиться пообжимать - вдруг дома комп подключить пригодится. :) Вот только такое использование дипломированного специалиста не эффективно, это стрельба из пушки по воробьям.

                

              Свеженький дипломированный специалист, предположим со специальностью "Компьютерные сети", которую выше упомянули, должен отправится на должность ассистента/помощника/стажера архитектора СКС, в процессе своей работы, он должен изучить действующие стандарты, современное оборудование, приобрести опыт проектирования и руководства развертыванием СКС. Вот для этого его государство (в случае России) готовило, в теории и нормативных актах конечно. :)
                

              Но в нашей "суровой" действительности он идет устраиваться администратором хелпдеска, естественно не имея для этого никаких знаний, точнее его знания делают его overqualified для этой должности. Какое то время мучается там от осознания бесперспективности.

                


              Потом либо убеждает себя в том, что "системное администрирование" это его стезя и далее идет "дорогой торною":
                

              администратор общего назначения,


              специализация с походом на курсы и сертификацией,

              (на этом шаге из его карьеры исчезают отдельные небольшие фирмы и маленькие интеграторы и появляются пан — российские холдинги и крупные интеграторы)


              все еще просто инженер, но уже в конкретной области,


              руководитель своей маленькой группы,


              архитектор/аналитик,


              руководитель проекта.


              Этот "поход" занимает изрядное количество времени.

                 


              Либо плюет, на такой карьерный рост:

              доучивает английский с технического до разговорного,

              сдает какую либо из IT сертификаций

              присоединяется к тем 320К недостающих в России специалистов, которых недосчитались в статье.

              Конечно за бугром он попадает тоже в категорию junior, но на позицию джуниора при практикующем архитекторе и длительность его карьерного роста до архитектора или руководителя проекта сокращается в разы. :) Плюс он получает разные другие бенефиты вроде конкурентного возмещения за работу, работающей системы правопорядка и так далее.

                

              Вот такие перспективы есть у сферического выпускника в вакууме в РФ. Вполне допускаю, что российский бизнес они устраивают. Хотя к чему тогда эта статья? :) Конечно же российские интеграторы хотят иметь сотрудников хоть с каким - то базовым опытом и мозгом в голове, конечно же экономически не целесообразно платить джуниору, как гуру - это не приятная для сегодняшнего выпускника ситуация. Однако, рецепт: "чемодан, аэропорт, заграница", вполне является альтернативой для начинающего специалиста - что уже не так приятно российскому бизнесу.

              • Аватар

                Пустовит Андрей [apustovit], 26 июля 2012, 15:12

                1
                Прочел. Сделал общий вывод - чтобы нормально надо шевелить пятой точкой, причем активно. И мозги в голове. И корону на голову одевать по заслугам. С любым образованием.
  • Аватар

    Зайков Андрей Эмильевич [Андрей], 26 июля 2012, 19:20

    1

    Всё намного хуже......

    Столько будет лишних специалистов, электроников мы уже похоронили..... паять не рентабельно.

    От крупных вендоров:

    1. Стандартизация рабочих мест (есть внедренчиские кейсы)

    2. Стандартизация сервисов для предприятия есть кейсы.

    3. Облака, покупай вовне или бери кейсы..... для облака предприятия.....

    4. Виртуализация.....

    4.1. Железо с предустановкой под виртуалки.

    4.2. Кейсы под функционал, уже есть.

    5. Софт - как сервис (офис) - плати абонетку и пользуй. Тоже реал. Прямое соитие с облаками. Крупняк купит кейсы облаков локальные для себя и наворочает безопасниками....

    Что осталось?

    1. Десктопхелперство в интерактиве

    2. Нажатие кнопок вместо сотрудников клиента (нужных) у клиента

    3. Взаимодействие с поставщиками услуг (мы больше слов понимаем)

    4. Противозаконная деятельность и/или на грани закона.

    4.1. Палёнки

    4.2. Контроль за детьми клиентов (в их приложениях в инете) и за их денежными потратами.

    4.3. Конкурентная разведка (95% наших - по боку, уже есть профи),

    4.4. Тупой сниферизм в интересах клиента.

    4.5. Откровенные интернет провокации в интересах клиента.

    4.6. Формальная (реально -административная и уголовная ответствнность) за ПО у клиента.

     

    Короны и регалии снять, убегть легчее.

    • Аватар

      Зайков Андрей Эмильевич [Андрей], 26 июля 2012, 19:26

      1

      Про образование... Я в курсе, работаю.

      1. Учебные планы сокращены

      2. Преподаватели - окращаются

      Это  в верхних.....

      Как среднее опустили - Вы сами видите.

    • Аватар

      Пустовит Андрей [apustovit], 27 июля 2012, 11:23

      1

      Не согласен. Вернее согласен, но не со всем.

      1. Стандартизация рабочих мест (есть внедренчиские кейсы)

      2. Стандартизация сервисов для предприятия есть кейсы.

       

      Стандартизация - это первое, что аутсорсер должен сделать в самом начале работы с клиентом. То же самое с сервисами. У всех уже есть более-менее отработанные решения, которые они и внедряют. Страх, что придет вендор и продаст готовую коробку уже тогда должен висеть дамокловым мечем лет 10 над всеми. Но почему-то ни кто не боится (ну может глубоко в душЕ)

      4. Виртуализация.....

      Опять таки, сами уже во всю используем. Радостные и довольные. В виртуалке крутятся все те же с тарые знакомые сервера, которые оказывается надо администрировать. Просто добавилась промежуточная архитектура, в которой тоже надо разбираться.

      5. Софт - как сервис.

      Сами предлагаем и Avdesk (Dr.Web, сейчас донастраиваем свой сервер под это дело), и хостинг VtigerCRM, смотрим в сторону TeamLAb (http://www.teamlab.com/ru/), присматриваемся к Мегаплану. Печали совершенно не испытываем на эту тему.

      Все будет хорошо :)

  • Аватар

    Солопов Павел [PaSol], 31 июля 2012, 12:27

    1

    Вы тут коллеги всё про высшее образование рассуждаете. А надо говорить о среднем специальном. Это одна из бед сегодняшнего ИТ (как минимум отечественного) - потребность в кадрах с высшим образованием. Понятное дело люди получившие высшее образование позиционируют себя в зарплатном плане выше, а отсюда и более выскокие затраты на ИТ.

    А нужно ли высшее образование для админа или сотрудника хелп-деска? Нет!

    Выпускник ВУЗа - разработчик или архитектор. А админов и хелп-деск надо учить в ПТУ и техникумах.

    Но если система высшего образования у нас ещё хоть как-то живёт, то среднее-специальное практически похоронено, особенно на уровне ПТУ.