Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Политика внутреннего обучения: как сделать это почти бесплатно?

Политика внутреннего обучения: как сделать это почти бесплатно?

Как специалисты по маркетингу, так и кадровики призывают обучать своих сотрудников, в какой бы области не работала компания. С одной стороны, даже если компания продает макароны, для многих дополнительные знания могут работать как мотиватор к продуктивной работе. С другой, полезные навыки действительно впоследствии могут стать базой для роста продаж, даже без различных новомодных сертификатов. Клиенты неизбежно оценят общую информированность и квалификацию работников, если естественное человеческое желание самосовершенствоваться было направлено в правильное русло.

В ИТ проблема дополнительного образования сотрудников всегда стоит особенно остро. Причем, речь идет именно об образовании, а не о получении сертификатов. Отрасль развивается слишком быстро, чтобы хотя бы на один день специалисты могли прекратить процесс самообразования. Чаще всего работнику приходится заниматься этим в свободное от рабочих обязанностей время, так что перераспределение времени (выделение часов на образование из рабочего графика), скорее всего, будет воспринято с энтузиазмом. Конференции, тренинги, стажировки – это все способ не только посмотреть на рабочую проблему под другим углом, но и немного развеяться от обычной рабочей рутины.

Чаще всего обучение не вводится не из-за того, что организация не принимает эти факторы, а т.к. просто нет денег. Во время и после кризиса ИТ-отделы и ИТ-компании начали по возможности сокращать затраты и различные платные тренинги у многих были первыми в списке, вопреки многочисленным «советам менеджерам в кризисном положении». Но существуют методы получать примерно то же самое (повышение уровня знаний сотрудников, заинтересованность и т.п.) практически бесплатно, вкладывая лишь время своих сотрудников и совсем незначительные (по сравнению с тем же участием в тех же конференциях) деньги. Лишь бы участие в описанных инициативах было добровольным, а не принудительным.

Приведу два метода, предложенных Игорем Манном в книге о маркетинге без бюджета.

Метод 1. Библиотека или книжный клуб

Сотрудников можно и нужно мотивировать получать знания из книг, особенно если эти знания относятся к «смежным» по отношению к работе областям и не носят характер узко-специализированных. Программисту полезно знать о том, как организовано дело в управлении проектами; техподдержке – иметь представления о процессах продажи. Но скорее всего, сотрудники не будут самостоятельно интересоваться книгами, не имеющими непосредственного отношения к работе в свободное время. Вот здесь то и поможет инициатива по созданию корпоративной библиотеке и «клуба по интересам» на ее основе.

Поскольку стоимость печатной литературы не сравнима со стоимостью «живого» тренинга, хоть раз в месяц можно покупать по книге каждому желающему принять участие в инициативе. А условием участия будет короткий 10-минутный доклад по итогам изучения источника в рамках «заседания клуба по интересам». При таком подходе сотруднику не надо изучать несколько изданий, он получает доступный и короткий отзыв о книгах, прочитанных его коллегами, в обмен на свой «кусочек» информации. Интересные источники он потом может прочитать самостоятельно, взяв уже изученную другими книгу в стихийно-организующейся корпоративной библиотеке.

Метод 2. Самопальные тренинги

В этом случае полезными навыками и знаниями с вашими сотрудниками могут делиться не приходящие специалисты с баснословной зарплатой, а их собственные коллеги. К примеру, кто-то в свободное время (или в рабочее время, отведенное для инноваций) занимался изучением какой-нибудь новой технологии. Короткий доклад на эту тему перед коллегами и структурирует его собственные знания, и доведет основные положения до окружающих. Полезна будут не только абстрактная информация о развитии отрасли, но и вполне практические советы о том, как лучше распланировать свой день, как себя мотивировать, как заставлять себя делать то, что не нравится. Если коллектив дружный, сотрудники и так обсуждают все это в курилках, так почему бы не придать их разговорам статус «накопления корпоративного опыта»? Программисты и техподдержка не понимают друг друга? Вот уже есть две темы для докладов (видение одних и других, изложенное в коротком докладе, может быть эффективнее споров в курилке). Правильно выбранные темы компенсируют не поставленный голос и неумение делать доклады. К слову, на обсуждения можно приглашать не только своих сотрудников, но и заинтересованных клиентов или партнеров.

Подобные тренинги лучше всего будут восприниматься при относительно небольшой длительности (1,5 – 2 часа максимум, как «стандартная» Университетская лекция) и в рабочее время, чтобы сотрудникам не пришлось из-за стремления к новым (а для некоторых и сомнительным) знаниям идти на работу в выходной день или задерживаться, коверкая свои планы.

Кстати, в качестве платформы для подобного обучения малый бизнес вполне может использовать вебинары Смартсорсинга. Посещайте чужие выступления и выступайте сами. Сообщество – хороший способ обмена мнениями, если для организации внутренних курсов не хватает сотрудников.

Дополнительные материалы

Комментарии (0)