Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Каков в стране климат для микробизнеса и ИП?

Каков в стране климат для микробизнеса и ИП?

ИП — очень удобный режим организации для создания микробизнеса. Рассматривать страны, где личная предпринимательская деятельность не требует государственной регистрации сейчас не будем — ИП в сочетании с УСН — достаточно простой и прозрачный для начинающего режим работы. От начинающего предпринимателя не требовалось знать бухгалтерский и налоговый учет, кадровый учет и прочие бюрократические изыски современного делопроизводства.

С точки зрения государства это выглядело так: зарегистрировался, начал работать, заплатил налоги и определенную законом сумму на соцвзносы, все остальное — предпринимателю. С точки зрения предпринимателя, конечно, чаще происходило примерно так: начал работать, понял, что можно стабильно зарабатывать, зарегистрировался и легализовал бизнес. Желание легализовать собственную предпринимательскую деятельность вызывают разные причины. Например, такие:

  • Рекламная компания про «заплати налоги и спи спокойно»
  • Необходимость иметь полис ОМС
  • Желание обеспечить какую-нибудь пенсию, т.к. кто знает, как оно там повернется в будущем.
  • Общая простота процедуры легализации бизнеса и ее относительно небольшая стоимость. (6-7% от доходов, включая соцвзносы)
  • Относительно редкие крупные клиенты, которым удобнее платить на счет. (Они, конечно, еще хотят платить с НДС, но это уже только для тех, у кого таких клиентов действительно много).

Если судить по моим знакомым, то в 2005-2010 году становиться ИП стало вполне трендом.  У меня наберется 2-3 десятка знакомых фрилансеров, работающих исключительно за электронные деньги и нал, которые за это время стали ИП.  Статистика тоже показывает рост числа ИП.

Государство тоже считает, что ИП чувствуют себя весьма комфортно. Вот, как менялись обязательные  взносы в фонды

  • 2006 год — 1800 рублей
  • 2007 год — 1848 рублей
  • 2008 год — 3864  рубля
  • 2009 год — 7274.40 рублей
  • 2010 — 12002.76 рублей
  • 2011 — 16159.56 рублей (Здесь объясняли, что размер страховых взносов вырос)
  • 2012 год 17208.25 рублей (Напомню, что размер страховых взносов был снижен)

С 2008 по 2012 год рост в 4,5 раза. (С 2006 года в 9,5 раз).

Мой прогноз на 2013 год — 22000 рублей. Кто больше?

Я готов согласиться, что взносы в пенсионный фонд в 2006 году были очень маленькими, но сохранение той же тенденции к следующим президентским выборам будет означать, что  ежегодный платеж приблизится к 100000 рублей. В общем-то, те организации, которые платят белую зарплату и налоги на ФОТ, примерно столько за сотрудников и выплачивают. Но одно дело отдать свои деньги и совсем другое деньги компании. Так ли много будет желающих стать ИП в 2017 году, при условии, что нужно будет выложить из своего кармана эти самые 100000? Одно хорошо, с 2012 году обязательные взносы в фонды можно полностью вычесть из суммы единого налога (Правда только для тех, кто зарабатывает больше 545 000 рублей).

А еще, намного больше взносов, меня, например, возможная необходимость вести полноценный бухучет. Пока на 2013 год ИП избавлены от этого, но вот микро ООО на УСН уже пострадают. Подобные инновации вводят весьма дорогостоящий скрытый налог на бизнес.

А каковы ваши ощущения? Лучше или хуже становится климат для создания бизнеса?

Дополнительные материалы

Комментарии (27)

  • Аватар

    Юсов Алексей [alexus], 01 февраля 2012, 21:09

    0

    Недавно Кирилл обвинял меня в упаднических настроениях, т.е. в "жопоголизме" (согласно энциклопедии нетривиальностей http://lurkmore.to).

    И вот на тебе! Это здорово напоминает ситуацию с Мамонтовым, когда он писал про английских шпиёнов, а над ним многие глумились - "Хаха! Камни-передатчики! Шпиёны!"

    Налоги растут, средний размер взятки растет год от года, количество требуемого бездарного бумагомарательства возрастает, цены на офисы растут. Какие тут могут быть ощущения?
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 01 февраля 2012, 21:47

      0
      Я не обвинял вас. Но не нужно думать (я надеюсь, что вы не думаете), что мир черно-белый. Что есть только жопоголизм и всехорошизм.

      Да, с налогами стало хуже. Я сам могу продолжить список того, что стало хуже (и именно в 00-е, а не только в 90-е).

      Но это не означает, что новые заводы не строятся. Не означает, что реальный уровень доходов населения не вырос в 2,5 раза (тогда как простое разделение доходов от добычи нефти и газа между населением не обеспечило бы и близко такого роста). Не означает, что поддержка малого бизнеса не осуществляется по другим каналам (конкретно по ИТ-бизнесу -- я давал в том же посте где про жопоголизм -- ссылку на конкретную программу фонда Бортника, где реально можно получить грант без блата). Список хорошего так же могу продолжить сам.
      • Аватар

        Юсов Алексей [alexus], 01 февраля 2012, 22:41

        0
        Это к вопросу о заводах, для размышления....   http://www.nr2.ru/ekb/369160.html. С точки зрения CobIT зрелости развития нашей государственной системы соответствует уровню "пожарной команды" - начальный, 1-ый уровень. И пример с приказом Верховного Главнокомандующего по спасению п...сов, пардон, уважаемых бизнесменов из Ланта-Тур тому показатель.
        С одной стороны мир, конечно, не черно-белый, а цветной даже иногда. С другой стороны это не повод для полумер или недомер, и уж тем более не повод подменять черное белым.
        Что-то хорошее происходит, безусловно. Но это носит все тот же хаотический, несистемный характер, а по сему очень это хлипенько, ненадежно. Я лично пока не вижу устойчивых положительных перспектив. Пока просто крепчаем :-)
        • Аватар

          Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 01 февраля 2012, 22:54

          0
          Алексей, ну право, про ссылку... Ну какое отношение имеет имущество людей, поучавствоваших в разграблении имущества, построенного в СССР к факту строительства новых заводов?

          Мне кажется, политическая истерия, которая муссируется во ВСЕХ средствах массовой дезинформации (кто про заговор госдепа, кто про все украли и выборы фальсифицировали) лишает нас способности трезво размышлять :) Вот  я говорю, что заводы строятся, а вы про то -- что руководители старых заводов воруют и вывозят деньги. Но в результате -- имеем явно белое (новые заводы) и это нужно поддерживать. И явно черное (про воровство) и с этим нужно бороться. В целом получаем серое. Но вы об этом и написали. Суть же жопоголизма -- видеть только черное. Суть всехорошизма -- только белое. Суть адеквата -- видеть все.

          Давайте будем адекватными. Аминь.

          А что касается темы. Я не считаю, что малый бизнес прям вот душат. Да, 30% ЕСН - дофига. Но есть у всех шанс снизить (для производства софта на 50+ человек, на ОКВЭД 73.10 по основной деятельности, поселившись в Сколкове в конце концов). И если ваша деятельность не подпадает под льготу -- значит ваша деятельность не является соответствующе стратегическим направлениям по мнению гос-ва (список найти легко). Льготы - на то они и льготы, чтобы помогать тем, кому они действительно нужны.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 01 февраля 2012, 21:57

      0
      Ещё отдельно хочу сказать, что любое управление (не обязательно государственное) связано с принятием непопулярных решений. Обратное возможно только в период агитации -- когда начинает популизм.

      Я не могу предсказать, какие решение правительство будет принимать дальше. Я лишь скажу радикальное мнение: я считаю, что малого бизнеса должно быть меньше. Микробизнес должен исчезнуть вообще. Но не потому-что его запретят. Нужен большой бизнес, он эффективнее. Малый - только в "инновационных" сферах. Нужны условия, чтобы не инновационный малый бизнес рос в средний и большой (вопрос, создаются ли они -- очень дискуссионный; я считаю, что их недостаточно). Для этого нужна и мотивация.

      Не можешь платит 2 т.р. налогов в месяц? Нечего лезть в бизнес. Иди устраивайся наемным рабочим. (это я не про вас, я к тем, кто не может).

      Надеюсь, из сказанного никто не будет делать выводы о моей политической позиции -- ввиду информационного фона ("кто не видит только плохое, тот за") они могут оказаться неверными.
      • Аватар

        Юсов Алексей [alexus], 02 февраля 2012, 01:10

        1
        Для сравнения еще ссылочки про Норвегию, которая занимает одно из первых мест по добыче нефти.
        Там в малом бизнесе занято 74%!!!!! населения. При том, что налоги там по-круче наших.
        Я категорически не согласен с вашими предложениями по сокращению малого бизнеса. Освоение наших российских огромных территорий немыслимо без малых предприятий. Большому бизнесу оно не надо! Большой бизнес уже показал себя во время кризиса. Контроль малого бизнеса гораздо проще осуществлять. У земли должен быть хозяин - живой человек, а не совет директоров, у которого уже есть запасной аэродром где-то в более приятном месте.
        И надо создавать такую систему, которая сама бы выбраковывала большинство чернухи. А это сложно, тут работать надо. Ибо известно, что Темная Сила проще проникает в душу человека :-)
        • Аватар

          Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 02 февраля 2012, 01:27

          0
          Да хорошо бы с ней, с Норвегией. Пусть живут не тужат. Какое же это имеет отношение к дискуссии.

          А про малый бизнес вот скажу. Контроль малого бизнеса лично вам проще осуществлять. А не гос-ву. И эффективность его гораздо ниже хорошего крупного (не разворованного ранее, а созданного самостоятельно). Малый бизнес должен стремиться стать большим, следуя своему основному предназначению (по Форду) - служить людям. Вот мой посыл.

          Вопрос нравственности важен (практически первостепенен наравне с инициативностью и способностями), но обсуждать уж точно не в рамках тематики :)
        • Аватар

          Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 02 февраля 2012, 01:29

          0
          И не удержусь :)

          > Освоение наших российских огромных территорий немыслимо без малых предприятий.

          Это вы товарищу Джугашвили скажите. Освоение наших огромных территорий при нем шло максимальными темпами. А огромными наши территории стали вообще при царе. Как понимаете, в эти периоды ни о каком малом бизнесе и речи не могло быть.
          • Аватар

            Бычков Валерий [vbychkov], 02 февраля 2012, 14:07

            1
            Вот как раз при царе с малым бизнесом было все очень хорошо. Начиная от того, что было даже такое отдельное сословие  - купечество, которое собственно огромные территории Сибири и освоило. К тому же именно этому сословию обязаны многие российские города в европейской части. Впрочем даже купец 3 гильдии - это уже средний бизнес. А в конце 19- начале 20 века активно развивались такие формы, как товарищества, торговые дома и др. виды предпринимательства - маленький свечной заводик вполне российская мечта.
            • Аватар

              Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 02 февраля 2012, 18:03

              0
              Да, про царя загнул. Но про тов. Джугашвили - именно так. Вот именно - крупный бизнес. Сибирь и Урал и осваивали крупные. Понятно, что вопрос определений. Но строить заводы мелкие не могли.
              • Аватар

                Юсов Алексей [alexus], 03 февраля 2012, 00:53

                1
                Урал осваивали Строгановы - купцы, вышедшие из поморских крестьян, т.е. из микробизнеса по-теперешнему, в середине 16 века!!! И именно они освоили Урал и Сибирь, и на их деньги Ерамак монголоидов выбивал из "русской" Сибири. Товарищу Джугашвили надо было всего лишь не "профакапить" имеющееся. Заводы там уже были, и железные дороги тоже! И заводы начинались с кузниц ремесленников.
                И мне ближе все-таки "купеческий" вариант развития, чем "сталинский".
                • Аватар

                  Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 03 февраля 2012, 08:12

                  0
                  Я понимаю, что что все вопрос определений. Но Строгановы - микробизнес? В том же 16 веке они напрямую с царем общались. Ну и Генин-Татищев явно никак не микробизнес.

                  Про то, что тов. Джугашвили нужно было не профакапить - это конечно сильно. УВЗ, Уралмаш, УТЗ -- да просто перечисляя предприятия Екатеринбурга и области (где сейчас нахожусь) можно составить список построенного в период "не профакапить". Впрочем, углубляться в историю не за чем.
                  • Аватар

                    Юсов Алексей [alexus], 03 февраля 2012, 11:24

                    1
                    Строгановы вышли из микробизнеса и достигли всего своим трудом. А наши олиграхи, в основном, - это бывшие функционеры или мошенники, приближенные к ним.
                    Я не хочу спорить о достижениях СССР. Тут не вопросов. Вопрос только в том, какой ценой это достигалось и к чему в итоге привели перекосы в экономической политике.
                    • Аватар

                      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 03 февраля 2012, 12:02

                      0
                      Вот блин именно это я и писал :) Что малый бизнес не нужно запрещать, но он должен расти. Микробизнес, который не хочет расти - должен исчезнуть.

                      Про СССР не будем, действительно. Реальных данных мы сейчас не сможем получить - все только оценочные суждения.
                      • Аватар

                        Юсов Алексей [alexus], 03 февраля 2012, 12:57

                        0
                        1. Пусть цветут все цветы! Не стоит быт таким категоричным, Кирилл. В Европе полно микробизнеса, который не растет, не потому что не может, а потому что нет в этом необходимости. У меня есть знакомы в Германии, которые в 2008 году отмечали 105-летие их семейного магазинчика. И он жив до сих пор. Ему никакие экономические кризисы не страшны. Вы сможете привести пример такого долголетия частного бизнеса в России?
                        2. Про СССР можно говорить долго и много, и реальных данных полно. Главная беда СССР была как раз в "климате" для людей и экономики. И у меня есть серьезные основания осуждать ту политику, которая была. И это все звенья одной цепи, в том числе  есть вполне разумные объяснения, почему у нас СМБ находится в загоне.
      • Аватар

        Бычков Валерий [vbychkov], 02 февраля 2012, 14:13

        0
        Далеко не везде есть возможность устроиться работать, особенно так, чтобы налоги с ФОТ были больше 2000 руб. Все в областной центр, в Москву и далее заграницу - тоже не выход.
        • Аватар

          Юсов Алексей [alexus], 03 февраля 2012, 00:56

          0
          И еще раз повторюсь, соглашаясь с Вами. В сырьевой Норвегии в малом бизнесе занято 74% трудоспособного населения. И уровень жизни там один из лучших в мире. А наш теперешний путь - это Эмираты, с богатыми шейхами и ужасающей нищетой на окраинах!
          • Аватар

            Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 03 февраля 2012, 09:19

            0
            а теперь на всякий случай вспомним, что нефтедоходы на одного человека в норвегии почти в 10 раз больше, чем у нас. Непосредственно в нефтяной сфере может быть занято 5%. Остальные - в сфере обслуживания. От того может и появится там малый бизнес. Вопрос именно в том, что за малый бизнес в норвегии. Вы можете дать ссылку на сферы? Кто занимается прозводством? Сколько в сфере услуг, сколько в сфере развлечений?

            Как по вашему, почему Норвегии 74% в малом бизнесе? Почему у нас он не развивается? Только ли это по причине "высоких налогов и бизнес душат" (с) или в целом из-за инертности населеяния?
  • Аватар

    Севрук Владимир [sevruk.com], 02 февраля 2012, 00:46

    1
    Какой климат в стране?

    Климат должен быть всегда один - работать, работать и работать!
    • Аватар

      Юсов Алексей [alexus], 02 февраля 2012, 01:12

      1
      Если бы таких как Вы у нас было бы большинство, у нас давно бы уже установился прекрасный климат :-).
      Как говорил мой дед (солидарно с Вами) : "Ешь - потей, работай - мерзни!"
    • Аватар

      Юсов Алексей [alexus], 03 февраля 2012, 13:00

      0
      Конечно, в нашей стране всегда был суровый климат в прямом и переносном смысле. И нас есть множество героев-строителей, полярников, летчиков, ученых и т.д. Но, увы, героев мало. А хочется, чтобы можно было со спокойной душой и без надрыва делать свое дело.
  • Аватар

    Галеев Рустам Рифович [Sly], 06 февраля 2012, 12:26

    0
    Самое обидно то, что все начинаю кричать перед выборами и обещать чёрти что, так и хочется задать вопрос: "Чем вы уважаемые 12 лет то занимались?". Достала политика, а пенсионный так это вообще грабители. Такими темпами скоро штаны снимут.