Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Госдума изменила мнение о том, кого считать «отечественным разработчиком»

Госдума изменила мнение о том, кого считать «отечественным разработчиком»

Уже не первый год на разных уровнях власти идет разговор о том, что необходимо поддержать «отечественного производителя» в ИТ-сегменте. Однако до сих пор нет единого мнения относительно того, какие же компании стоит считать по-настоящему российскими. Казалось бы, несколько месяцев назад в рамках программы по импортозамещению в ИТ-сегменте уже были сформулированы формальные критерии, соблюдение которых необходимо для причисления компании к «отечественной». Но на днях Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), возглавляющая Комиссию Государственной Думы по развитию стратегических информационных систем, изменила свое мнение, предложив очередные поправки в соответствующие нормативные акты. И, если по одним пунктам наметились послабления, то по другим список был лишь ужесточен. Если предложенный законопроект будет принят, новый список требований будет введен в действие уже с 1 января 2016 года.

Благодаря Интернету ИТ-сотрудничество развивается вне зависимости от часовых поясов и государственных границ. Во всем мире распространена ситуация, когда части задачи отдаются на исполнение партнерам, к примеру, из Индии или Таиланда. Порой даже вся команда разработчиков годами сидит «непонятно где», а в стране дислокации компании работают лишь некоторые управленцы, да менеджеры по продажам. Можно ли компанию с такой схемой рабочего процесса объявить, к примеру, российской? Согласно новой редакции условий причисления ИТК-производителей к «российским», оказывается, можно, лишь бы персонал, размещающийся «непонятно где» по большей части имел российское гражданство.

Согласно новой редакции законопроекта, формальные требования «отечественности» производителя таковы:

  • в уставном капитале компании должно быть более 75% российского капитала (как минимум, 75% + 1 акция);
  • компания должна быть налоговым и юридическим резидентом РФ (при этом принадлежать государству или же гражданину / группе граждан, постоянно проживающим в РФ и не имеющим двойного гражданства);
  • доля иностранных граждан в компании не должна превышать 25%;
  • 75% продаж осуществляется в России.

От предыдущей редакции данный список отличает тот факт, что теперь российскими не считаются компании, чьи владельцы имеют двойное гражданство и поэтому не являются налоговыми резидентами нашей страны. Кроме того, исчезло требование отсутствия обязательных лицензионных платежей иностранным разработчикам (иными словами, требования отсутствия в продуктах ИТ-компании лицензируемых зарубежных разработок). Это требование могло закрыть возможность государственной поддержки разработчикам, работающим с несвободными аудио/видео кодеками, а это довольно большой пласт ИТ-продуктов. Правда, полной свободы с лицензионными отчислениями у производителей не будет – Правительство планирует определять допустимые объемы таких платежей после создания и утверждения специального классификатора.

Оставшиеся в законопроекте критерии, надо отметить, довольно спорные, несмотря на то, что в их подготовке участие принимали представители отрасли. Если с границей для уставного капитала спорить сложно, то вот определение, где именно должны осуществляться основные продажи, на мой взгляд, отнюдь не характеризует государственную принадлежность бизнеса. Этот критерий дает возможность судить о том, работает компания на внутренний рынок или на экспорт. Таким образом, все отечественные ИТК-производители, решившие укрепить свое рыночное положение, плотно выйдя на экспортный рынок, из программы государственной поддержки автоматически исключаются. Также оттуда выпадают компании, чьи владельцы имеют двойное гражданство. С другой стороны, просто взглянув на список требований, можно придумать несколько способов, как их обойти. К примеру, непонятно, как бороться с ситуацией, когда в компании будет набран фиктивный персонал из друзей и родственников, имеющий гражданство РФ, а реально работу будут выполнять иностранцы-фрилансеры.

Одной из основных мер поддержки компаний, попадающих под указанный список требований, является обязательное предпочтение «российского продукта» в различных тендерных закупках в том случае, если импортному решению есть российские аналоги. Предполагается, что профильные ведомства должны будут вести реестр компаний и, соответственно, их «российских» разработок, из которых придется выбирать подходящие решения при закупках.

Дополнительные материалы:

Комментарии (2)

  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 09 октября 2014, 15:39

    0

    Касперский, Яндекс, Абби? - не не слышали.

    Первые три критерия ще как-то понятны. Но, о чем говорит требование 75% продаж в России? То, что продукт не конкурентен на мировом рынке. То, что под гостендеры будут создаваться "отечественные" "разработчики", которые никогда ничего никому, кроме государства продавать не будут.

    Интересно посмотреть список ИТ-брендов, которые отечают этим требованиям.