Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Доля ИТ-аутсорсинга в бюджетах компаний сокращается

Доля  ИТ-аутсорсинга в бюджетах компаний сокращается

Computer Economics представила очередную версию своего ежегодного исследования мирового ИТ-аутсорсинга. В этом году доля расходов на ИТ-аутсорсинг в мировых ИТ-бюджетах немного сократилась. Снижение доли аутсорсинга  фиксируется второй год подряд. Согласно статистике представленной Computer Economics в этом году доля аутсорсинга в годовых расходах составляет 10.2%,  в 2013 году она равнялась 10.6%, а в 2012 году 11.9%.

В этом году некоторые организации отказались от аутсорсинга службы техподдержки, поддержки рабочих станций и приложений. Практически без изменений области аутсорсинга, как ЦОДы, разработка приложений, управление базами данных, обслуживание сетевой инфраструктуры, восстановление после сбоев.

Области ИТ-аутсорсинга

Всего исследователи Computer Economics выделяют 11 основных функций передаваемых на аутсорсинг:

  • 1. Разработка приложений – провайдер обеспечивает разработку новых систем или улучшение существующих систем.
  • 2. Хостинг приложений – сюда включены все ситуации поддержки приложений в ЦОД провайдера, включая облачные сервисы и SaaS.
  • 3. Поддержка приложений – функция поддержки сторонним провайдером существующих в компании приложений и ИТ-систем.
  • 4. Управление ЦОД - в данном случае провайдер обеспечивает функционирование центра обработки данных вне зависимости от того, кому принадлежит оборудование – провайдеру или заказчику.
  • 5. Управление базами данных – в данном случае внешний провайдер обеспечивает управление, мониторинг  и настройку баз данных, как на физическом, так и на логическом уровне.
  • 6. Поддержка рабочих станций – провайдер берет на себя ответственность за установку, настройку и поддержку персональных компьютеров пользователей. При этом поддержка может осуществляться, как в офисе заказчика, так и удаленно.
  • 7. Служба восстановления после сбоев. Внешний провайдер берет на себя ответственность за восстановление хранилищ и центров данных, создание избыточных систем и сетей, которые в случае выхода из строя основных систем, обеспечат непрерывность бизнеса заказчика.
  • 8. Служба Help desk/служба техподдержки – внешний провайдер берет на себя прием по телефону и другим средствам коммуникации запросов от пользователей и последующее разрешение связанных с этими обращениями инцидентов.
  • 9. ИТ-безопасность – провайдер принимает на себя функции связанные с безопасностью ИТ-среды заказчика, включая: оценку уровня безопасности, тестирование безопасности ИТ-среды, управление ИТ-сервисами связанными с безопасностью.
  • 10. Управление сетевой инфраструктурой. Провайдер принимает на себя ответственность за поддержание всего телекоммуникационного оборудования и сетей передачи данных, в том числе мониторинг сети, поддержка оборудования и программного обеспечения, ремонт оборудования, восстановление повреждений в сетях и т.д.
  • 11. Сиcтемы web/e-commerce. Провайдер обеспечивает хостинг и поддержку для корпоративных сайтов и систем электронной коммерции.

Исследование Computer Economics показывает, что есть области, которые существенно выросли по сравнению с прошлым годом. Наиболее заметен прост в области аутсорсинга функций ИТ-безопасности и веб-приложений. Последнее вызвано, в том числе и тем, что в рамках этого исследования сюда было включено и использование SaaS-приложений, а также другие формы хостинга приложений.  

Проблема в том, что термин аутсорсинг объединяет очень разные вещи. Разработка приложений – бизнес, который очень сильно отличается от аутсорсинга техподдержки. Причем, компании в последние 20-30 лет довольно редко создают собственные команды разработчиков – in house разработка давно не в тренде. Зато практически у любой более менее крупной компании есть собственная ИТ-служба, которая прежде всего конкурирует с сервисными ИТ-компаниями за распределение бюджетов на техподдержку.

При этом согласно этому исследованию в среднем ИТ-бюджеты за год выросли на 2.4%. Причем новые бюджеты все чаще тратятся компаниями на развитие собственных ИТ-ресурсов. Однако, благодаря общему росту ИТ-бюджетов, рост бюджетов ИТ-службы не обозначает сокращение ИТ-аутсорсинговых бюджетов.

Согласно оценке Computer Economics компании, которые длительное время принимают участие в этом исследовании вышли на высокий уровень зрелости ИТ-служб. В более ранние годы колебания между ИТ-аутсорсингом и собственным персоналом были значительно более выражены. Сейчас на фазе зрелости, для многих руководителей ИТ-служб важны не столько ежегодные затраты, сколько долгосрочное улучшение систем.

Еще несколько интересных цифр из исследования Computer Economics:

  • Чем больше организация, тем больше у нее доля расходов на аутсорсинг. В среднем в больших компаниях на аутсорсинг тратится 7.4%  ИТ-бюджетов, в малом бизнесе 6.1%, в среднем бизнесе 4.6%. Тут нужно понимать, что под малым бизнесом понимаются компании у  которых ИТ-бюджет от 2 до 5 миллионов долларов в год. Микро бизнес с дестяком сотрудников и приходящим админом в данном исследовании не учитывается вовсе.
  • Хостинг приложений – самая востребованная и самая быстрорастущая функция ИТ-аутсорсинга. Сюда включается и рост спроса на SaaS –приложения.
  • Наибольший потенциал к снижению расходов при передаче на аутсорсинг показывают аутсорсинг технической поддержки и поддержки рабочих станций. Наибольшей рост качества сервиса при передаче на аутсорсинг у сервисов восстановления после сбоев.
  • Аутсорсинг восстановления после сбоев, web/e-commerce, ЦОД , network operations  дает наибольшую экономию средств и существенно улучшает уровень сервиса.

Если посмотреть отчеты Computer Economics за предыдущие годы, то видно, что основные тренды в аутсорсинге практически не меняются. Какие же полезные выводы можно сделать для российских условий?

Хотите обеспечить стабильность своей сервисной компании? Занимайтесь приложениями и  специализированными услугами с ними связанными: ИТ-безопасность, восстановление после сбоев, управление ЦОД и БД и т.д. и т.п.

Да, порог входа в этих областях значительно выше, чем в техподдержке, но с другой стороны иногда можно начинать и с эффективного управления оборудованием клиентов. От общемирового тренда консолидации ЦОД и отказа компаний от собственных ЦОД мы никуда не уйдем – в этой области аутсорсинга эффективность промышленных масштабов «облачных» ЦОД видна, как нигде.

Техподдержка и сервисное обслуживание компьютеров пользователей – самая нестабильная область ИТ-аутсорсинга. Все таки ручной труд системных администраторов очень плохо масштабируется и потому эффективность такого аутсорсинга во многих случаях ставится под сомнение.

Дополнительные материалы

Комментарии (3)

  • Аватар

    Захаренко Максим [maxim], 11 сентября 2014, 15:57

    0

    "Техподдержка и сервисное обслуживание компьютеров пользователей – самая нестабильная область ИТ-аутсорсинга. Все таки ручной труд системных администраторов очень плохо масштабируется и потому эффективность такого аутсорсинга во многих случаях ставится под сомнение."

     

    Если терминальный стол клиента организовать в облаке, то клиент платит меньше, а у аутсорсера маржа больше.

    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 11 сентября 2014, 18:55

      0
      Вот только какой процент компаний так делает или хотя бы предлагает так сделать?
      • Аватар

        Захаренко Максим [maxim], 11 сентября 2014, 19:53

        1

        Десятки интеграторов-аутсорсеров предлагают активно. Это я знаю лично, есть список :) .
        Сотни умеют использовать облака, то есть пассивно готовы реализовать проект, если будет запрос от клиентов. Это я уверенно подозреваю по информации из разных источников, включая, конечно, smartsourcing.ru 

        Облачный ИТ-аутсорсер - это хороший новый формирующийся рынок для текущего ИТ-аутсорсера, на котором пока железо постоянно приносит 20%, софт 5-10%, его работы - 100% с существенном меньшей себестоимостью, потому что всё удаленно, не вставая с дивана.
        Да, сегодня на нем нужно активно себя вести, взрывного спроса пока нет, но фактический спрос растет. Это тоже я знаю лично. 
        Рынки, участники рынка, формируются в начале пути, потом трудновато на рынок входить.
        Облачные платформы для размещения ИТ-инфраструктур с десяток в РФ, не считая мировых гигантов, уже давно готовы по качеству и безопасности.