Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Переход на СПО и развитие российского ИТ-бизнеса

Переход на СПО и развитие российского ИТ-бизнеса

«Через 10 лет либо ишак сдохнет, либо падишах помрет»
Ходжа Насредин

Вот зачем у Владимира Владимировича Путина спрашивали, как пропатчить KDE под Free BSD? Тогда было смешно, а он же всерьез заинтересовался этим вопросом.  Вот результат, планируемый после 2015 года переход гос. организаций  на СПО. С одной стороны если это и случится, то еще не скоро, но с другой стороны первые шаги будут уже в следующем году.

Когда говорят про переход к СПО — это отличная новость, хотя бы потому, что вещи наконец-то называются собственными именами, а значит возможности для распилов  и последующих завалов проектов потенциально, меньше.  Лучше говорить про СПО и явно показывать на игроков этого рынка, чем об утопическом проекте развития собственной национальной ОС силами никому не известных разработчиков (чтобы потом обнаружить внутри все тот же Linux).

Планирование на 2015 и последующие годы означает и то, что деньги потраченные на лицензии и решения в рамках «Электронной России» и последующих ИТ-программ не будут просто закопаны. Срок действия 3-летних лицензионных соглашений к этому времени будет продлен 1-2 раза. Так что, Microsoft и партнеры тоже не останутся в накладе. Опять же в крупных организациях придется обеспечивать совместимость старых и новых решений, а это значит, что понадобятся решения у которых СПО-альтернативы пока не предвидится, например, BizTalk.

К 2015 году в любом случае предстоит задуматься об обновлении решений созданных в последние 5-10 лет.  Насколько всеобщим будет переход к СПО — это тоже еще будет видно. Для  российских разработчиков новость тоже отличная. Те, кто уже делал решения для гос. организаций смогут повторно выполнить проекты — тут и миграция и обновление.

Для гос. работников тоже новость неплохая. Конечно обновление решений и переобучение не самое приятное занятие. В новых решениях функции не совсем те же самые, что были в старых и находятся не там, где раньше. Впрочем, сопротивление пользователей придется преодолевать любому новому решению.  Зато наконец-то выйдут из употребления DOS-овские интерфейсы и связанные с ними приложения работающие исключительно с локальными базами данных.  Конечно их с каждым годом все меньше, иногда смотришь на них и умиляешься, но вот только не тогда, когда справку тебе печатают в одном кабинете, а потом заново вбивают в компьютер в другом.

Впрочем, с сегодняшними ИТ-технологиями многим пользователям вообще ничего не нужно, кроме браузера. Модель предложенная в Chrome OS вполне востребована, как раз у сотрудников, которым нужны 1-2 ИТ-системы на работе и к тем предоставляется доступ через броузер. Может быть с переходом на СПО, а в основном в связи с переходом к тонким клиентам и виртуализации приложений эффективность чиновников действительно вырастет.

Пользовательский интерфейс. Последние несколько лет убедительно показали, что поверх Linux вполне может быть удобный пользовательский интерфейс. Пользователей Маков и Андроидов не очень волнует, какое там ядро внутри, как работать в bash и что выбрать kde или gnome .  Можно надеяться, что через 5 лет пользовательские интерфейсы  и в открытых версиях дойдут  до состояния их коммерческих собратьев.

Итого.  Если все делать честно, то это будет отличный повод  для вложения больших средств в ИТ-проекты. Может быть, с точки зрения лицензий СПО и бесплатно, но вот  разработка, настройка,   внедрение и обслуживание решений явно потребуют много усилий. Так что доля гос. заказа в ИТ не пострадает. Ура! Начинаем новый раунд развития ИТ в госсекторе. На этот раз на платформе Linux.

Дополнительные материалы

Комментарии (7)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 30 декабря 2010, 20:14

    0
    Подражание европейцам. Технологически многие возможности пропиретарного просто не задействованы, так, что СПО рулит, даже в вариантах попроще. Плюс типа контроль над исходниками (кто читал чужие исходники, тот не не смеется уже нигде, не только в цирке). Но вообще радует. ИТ как бизнес играет по одним правилам, как наука и исскуство - по другим. Баланец нужен.
  • Аватар

    Савчук Виктор [TigerS], 31 декабря 2010, 09:50

    0
    Участвовал в этом году в (частичной) миграции на СПО 3-х Заказчиков.
    Сопротивление пользователей - одно из самых больших препятствий.
    • Аватар

      Цильке Павел [zidex], 12 января 2011, 20:41

      0
      Главное, чтобы руководство идею поддерживало.
      • Аватар

        Савчук Виктор [TigerS], 12 января 2011, 23:24

        1
        ---Главное, чтобы руководство идею поддерживало.
        Оказалось не совсем так :)
        ГЛАВНОЕ - что бы руководство идею поддержало ДОКУМЕНТАЛЬНО.
        В чем и была моя ошибка, как внедренца проектов миграции- не настоял не этом пункте.

        Примеры:

        1) внедрение у нас на фирме. Тут все прошло гладко - за истекший год почва была подготовлена основательно (спасибо BSA :) )  Ошибки были чисто технические (не оттестирована техника перед миграцией, что потом на одном ПК и сказалось - несколько дней морочили голову - толи мы что-то не так делаем по неопытности, то ли... )

        2)средняя компания. Выделенный от нас сисадмин. Устное распоряжение руководителя Заказчика (видать пообщался с кем-то из знакомых-пострадавших) о переходе на Linux. Провели инвентаризацию ПО/ПК.  Отобрали лицензированные ПК. На остальные приобрели UAPack (Ubuntu). Внедрили.
        Спустя 2-3 месяца жалобы пользователей на неудобство и непривычность работы достали руководство Заказчика и мы же оказались крайними за инициативу внедрение СПО (поди докажи НАЧАЛЬНИКУ, что он ...  не прав).

        3)выступал помощником внедренца СПО в частном порядке. Подготовили договор, регламент внедрения, перечень техники для пилотного проекта, обязательства внедренца, выбрана фирма для дальнейшего сопровождения ...
        Ничего не подписали...  "та нормальный руководитель, сам openSUSE ставил и юзает, все понимает...".
        В результате, на середине внедрения на пилотном отделе - новое ЦУ - "вот там срочно тоже мигрируем, а потом вернемся к пилотному отделу. НУ ОЧЕНЬ НАДО". Доп.оплата гарантирована.
        НО.
        В итоге - не доведено до конца пилотное внедрение, превышено выделенное на проект (нами) время. В процессе внедрения в пилотном отделе УЖЕ требуется поддержка (ввести в общее пользование новый принтер, обеспечить новый доступ к общему ресурсу и т.д. т.д...), которая ненавязчиво ложится на внедренцев. Т.е. снова превышение расчетного времени и халявная помощь...

        Клиент не доволен скоростью реакции и внедрения. Внедренцы не довольны доп.нагрузкой.

        ВЫВОДЫ (мои)
        1.Неформальные отношения в таких вопросах недопустимы.
        2.Все обязательства (с обеих сторон) должны быть ЗАДОКУМЕНТИРОВАНЫ и подписаны..
        3.Результаты работы д.б. "измеряемы" и приняты Заказчиком, перед началом дополнительных "хотелок" (если у внедренцев осталось желание продолжать отношения).
        • Аватар

          Бычков Валерий [vbychkov], 13 января 2011, 11:51

          0
          Спустя 2-3 месяца жалобы пользователей на неудобство и непривычность работы достали руководство Заказчика

          Во-во - акцент на технологиях - характерная черта СПО проектов (впрочем не только) - внедрить то, чем люди не знают, как пользоваться и потом удивляться почему они жалуются и не пользуются. На эту тему

          • Аватар

            Савчук Виктор [TigerS], 13 января 2011, 23:13

            0
            ---Во-во - акцент на технологиях - характерная черта СПО проектов
            Давайте помнить - мы говорим о СПО проектах. Т.е. наш клиент и так не жирует (раз экономит на ПО). Думаете он готов оплатить широкомасштабные предпроектные исследования, предварительное обучение и т.п., т.п.?
            Да, минимальное обучение необходимо (в размере пары часов). На большее - денег не выделяется.  "Ну виндовсу же фирма своих сотрудников не учила"...  с какой стати на СПО тратичтся  :)
            Поэтому и имеем, то что имеем :(
        • Аватар

          Чижиков Владимир [Skif Swarogich], 13 января 2011, 22:57

          0
          2 - самый важный. 1 - готов спорить. 3 - это вообще аксиома. Важно что бы ещё и "терминология" совпала. Ибо у  каждого слово яблоко вызывает свои ассоциации.
          Кстати. Один очень умный человек мне как-то рассказал крамольную мысль (по-моему, не что подобное здесь уже писали): как только человек изъявляет желание что-то переделать(ведь это фигня, тут только вот кнопочку нажать!), сразу извлекается бамажка, которая регламентирует внесение изменений в проект/договор/пр и калькулятор... Глупых идей, как правило, не возникает... ну или как минимум меньше неудовлетворённости и "бесплатности"...