Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Почему введение пошлин с потребителей не спасет российские интернет-магазины

Почему введение пошлин с потребителей не спасет российские интернет-магазины

Мы не можем за неделю ни разу не упомянуть в новостях Минсвязи. На этот раз дурной инициативой отличились не чиновники, а предприниматели. Оскар Хартманн, владелец интернет-магазина KupiVip, на форуме «Открытые инновации»  предложил усложнить покупку товаров россиянами в иностранных интернет-магазинах. Понятно, что Хартманн лоббирует собственный бизнес, но показательно, как он это делает.  К сожалению, эту инициативу уже поддержал замминистра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов.

«Основная проблема сегодня в том, что заказать за границей дешевле, чем купить в России. С точки зрения российских предпринимателей, занимающихся интернет-торговлей внутри страны, это неправильно», - сказал Денис Свердлов. Сотрудники Минсвязи любят поддерживать разные странные инициативы, вспомним про официальные email. Тут остается только поддержать иницциативу министра Никифорова, по сокращению министерства вдвое и по поиску профессиональных кадров. Недавно Петр Диденко сообщал, что ему поступило весьма привлекательное предложение от Минсвязи. Наверняка, подобные предложения получил не только Диденко, и может быть, если в команду министерства войдет некоторое количество профессиональных ИТ-шников, а не профессиональных чиновников, то и правда удасться поднять профессионализм Минсвязи в целом. Впрочем, самого Свердлова, бывшего сооснователем компании IT Vision,  члена совета директоров "Корус Консалтинг" и гендиректором Yota, заподозрить в непрофессионализме сложно.

Хочу отметить, что с точки зрения потребителя, российская интернет-торговля и торговля вообще устроены неправильно. Вообще я всячески за поддержку российских производителей. Когда введение пошлин лоббируют сельхозпроизводители, промышленники, сборщики ПК или даже отечественный автопром – их запрос вполне понятен и оправдан. Но вот претензии ритейла на подобную защиту  я откровенно не понимаю?

Посмотрим на бизнес Хартманна. KupiVip – по сути это тот же сервис заказа по каталогам в иностранных магазинах. Вот только почему то расценки в российском сервисе и в иностранных магазинах на аналогичную продукцию отличаются в 2-5 раз. В этом отношении KupiVip – не уникальный пример. Практически любой потребительский товар пересекая российскую границу вдруг вырастает в стоимости в 2-4 раза. Кто мне объяснит почему, в европейских интернет-магазинах, китайские товары стоят в 2-4 раза дешевле, чем в российских? Что-то я  про запретительные таможенные пошлины ничего не слышал.

Таможенная пошлина на трикотаж составляет 10% от стоимости, но не менее 3-5 евро за килограмм. Настроение тем, кто регулярно что-нибудь заказывает из-за границы это немного подпортит. Но вот Хартманну от этого легче не будет – у него то цены от иностранных интернет-магазинов отличаются в разы, а не на проценты, поэтому к нему потребители не пойдут. Более того, нередко, когда я делаю заказ в иностранном интернет-магазине, примерно эти самые 10% с меня не берут местных налогов, т.к. посылка отправляется за границу.

Отдельный вопрос доставка. Вот кто  мне объяснит стоимость логистики. Пакет отправленный из Amazon.de в Германии до моей квартиры в Москве (локальную доставку осуществляет EMS) стоит 5 евро. Доставка по Москве такого же пакета с помощью EMS стоит тоже 5 евро (если верить калькулятору на сайте). Т.е. из Европы у нас доставка бесплатна. Если доставлять по России, то цены Amazon меняться не будут, а вот стоимость локальной доставки EMS может существенно превысить стоимость доставки из Европы. Качество сервиса в EMS на мой взгляд существенно ниже, чем у Почты России. Вам очень не повезло, если курьер EMS, который приехал без предварительного звонка, не застал вас дома. Кто-то считает, что отделения Почты России – это ад? Вы не были в отделении EMS. А с Почтой России просто нужно уметь работатья6 приходите за посылкой рано утром или вечером, не приходите в дни выдачи пенсий и в последний день сдачи отчетности и все будет хорошо. А с тех пор, как в моем отделении почты развели по разным операторам посылки, письма и пенсии у меня к ним вообще никаких претензий нет (Ну кроме 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала, но тут уж я сам виноват).  

Доставка из интернет-магазинов Китая Почтой России вообще обходится бесплатно. А Российские магазины? Назовите мне российский магазин, который готов доставлять свои товары по России бесплатно (предложения бесплатная доставка по Москве от 3-30 тысяч рублей не в счет)? Некоторые, как Ozon.ru, берут деньги даже за самовывоз из их собственного офиса.

Я знаю только одну область ритейла, где цены за границей и в России примерно одинаковы – программное обеспечение. С железом все немного сложнее. С одной стороны разница в цене на комплектующие, рабочие станции и прочие немодные бизнес-товары, если и есть то это, как раз проценты от стоимости аналогичной продукции за границей. С другой стороны, рийтелеры активно занимаются «снятием сливок» в результате чего модные гаджеты, ноутбуки, телефоны, фотоаппараты и прочая потребительская электроника стоят в рознице в два и более раз дороже, чем заграницей. Понятно, почему бизнес на продаже софта – не считается у нас особенно привлекательным, ну что это за торговля, если у тебя нет 200% наценки. Однако радует что, есть множество примеров того, что так тоже можно успешно работать.

Возможно, сумма в 40 000 рублей, на которую сегодня можно беспошлинно делать заказы в иностранных интернет-магазинах, действительно великовата. С 3-4 партнерами – это уже вполне себе оборот «челночного» бизнеса. Предыдущее ограничение в 10000 рублей действительно больше походило на персональный заказ. Тем не менее, что  должен был сказать Хартманн? Давайте снизим таможенные пошлины для российских ритейлеров, ввозящих товары из-за границы.

У меня есть предложение к Минсвязи и прочим структурам российского правительства: давайте уж играть в ВТО и свободную торговлю до конца.  Пустим к нам западных ритейлеров, чтобы они аппетиты российскому ритейлу существенно поуменьшили. Мне вот очень хочется магазин Amazon.ru, т.к. к сожалению другие магазины Amazon значительную часть своего ассортимента в Россию просто не высылают. А пока пошлину со своей посылки из Amazon я так и быть заплачу, только давайте это можно будет сделать на «Почте России» при получении посылки.

P.S. Хартманн и Свердлов заявили, что их неправильно поняли и запрещать и ограничивать доступ к иностранным интернет-магазинам в Минкомсвязи не собираются, да и вообще это не в ведении Минкомсвязи. Тем не менее все что написано выше о бизнесе российского ритейла вообще, и интернет-магазинов в том числе, остается актуальным.

Дополнительные материалы

Комментарии (4)

  • Аватар

    [Olof], 06 ноября 2012, 13:26

    -1

    В интернет-магазинах софта цены наоборот стараются снизить от рекомендованных. А у нас еще и доставка бесплатная в olof.ru

    • Аватар

      Гира Григорий [Aven], 09 ноября 2012, 20:35

      0

      Ну про увеличение цен в 4 раза вы конечно загнули. Посмотрите цены на современную электронику в Европе и США, практически те же самые цены. Про китайский нонейм речь не идет.

      Показателен пример с продукцией Apple. В России где-то 60-80% наценки на нее.

       

      PS

      Сам заказываю много всякой мелочи, в основном китайский нонейм.

      • Аватар

        Бычков Валерий [vbychkov], 13 ноября 2012, 10:32

        0
        Apple, как раз не показателен. Чем дороже продукция, тем меньше разница. Но даже тут, например, на Яндекс.Маркете разброс цен на iPhone 5 в 2,2 раза. Показателен, такой пример: Amazon Kindle 119$ на Amazon.com 6850(216,7$)-8600(272,1$) на Яндекс.Маркете, т.е. разница 1,8-2,2 раза Разница в 4 и более раз - это скорее не электроника, а разные мелочи, трикотаж, игрушки и т.п.
  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 16 ноября 2012, 12:16

    0
    На днях у меня возникла необходимость отправить новогодний подарок в Бразилию. Я был впечатлен их налоговой системой - на посылки стоимостью свыше 50$ (включая доставку) налог составляет 60%. На покупки свыше 500$ налог еще выше. Правда вы никогда не можете быть уверены, что этот налог будет взят. При этом получатель честно говорит, что купить что нормальных онлайн-магазинов в Бразилии нет и даже с таким налогом проще и дешевле получается купить на все том же amazon.de