Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Домашние пользователи — крупнейшие потребители ИТ в России

Домашние пользователи — крупнейшие потребители ИТ в России

К такому выводу пришли специалисты IDC, проанализировавшие структуру затрат на информационные технологии в различных секторах экономики. Результаты исследования были представлены в отчете Russia Vertical Markets 2012-2016 IT Spending Forecast. Интересно, что объясняется такое влияние домашних пользователей на ИТ-рынок ростом зарплат и увеличением расходов на программное обеспечение, в том числе — для обеспечения безопасности компьютера.

Как сообщают аналитики IDC, в 2011 году суммарные расходы на ИТ в нашей стране превысили 32,1 млрд. долларов США. Как оказалось, почти за 40% этих расходов ответственны домашние пользователи, начавшие в 2011 году усиленно приобретать мобильные устройства, ПК и программное обеспечение, в т.ч. отвечающее за безопасность.

Аналитики IDC указывают несколько причин, почему вдруг сейчас частные лица бросились тратить деньги на ИТ. В первую очередь, у многих попросту появилась такая возможность: выросли зарплаты, и замедлилась инфляция. Честно говоря, мне этот аргумент (а точнее, его первый пункт о зарплатах) кажется сомнительным. Конечно, если сравнивать с кризисным периодом, зарплата многих работников коммерческих структур объективно увеличилась. Но, если говорить в более долгосрочной перспективе, — значительно растет лишь так называемая «официальная часть» выдаваемых на руки денег. Что реально происходит с доходами населения, сказать не так просто.

Другие аргументы аналитиков вместе с некоторыми «обще-рыночными» соображениями кажутся гораздо более правдоподобными. К росту доли ИТ в семейном бюджете россиян привело одновременно несколько тенденций:

  • Повышение доли проникновения интернета. Если раньше интернет и связанные с ним услуги был просто «приятным дополнением» к обычной жизни, сейчас он становится необходимостью. Огромное число автомобилистов в крупных городах пользуются пробочными сервисами, дорогая междугородняя и международная связь заменяется скайпом даже в поколении наших бабушек и т.п. А все эти «приятные опции» требуют как минимум наличия устройства, способного подключиться к сети, т.е. подталкивают продажи смартфонов и планшетов. Усилия производителей мобильных устройство наконец-то вознаграждены: необходимая «критическая масса» начальных пользователей смартфонов и планшетов набрана, и рынок уже не надо «расталкивать» вперед собственными силами. Продажи (если говорить обо всех устройствах в целом, а не о какой-то конкретной марке) увеличиваются сами собой, за счет сарафанного радио, фактора «увидел у соседа» и т.п.
  • Снижение стоимости многих ИТ-продуктов. Вряд ли кто-то будет отрицать, что у частных пользователей существует своеобразный «моральный предел», больше которого многие не готовы заплатить за устройство или сервис, какие бы преимущества он не давал. Понимая это, производители железа и программного обеспечения стараются «вписать» свои продукты в определенные ценовые рамки. И эта практика приносит свои результаты.
  • Идеология «маркета». В полной мере продажу относительно дешевого программного обеспечения через интернет-маркеты, на мой взгляд, сложно назвать «снижением» цены. Это иная бизнес-модель, позволяющая снизить расходы разработчика ПО (дав ему простой путь к потенциальным клиентам) и увеличить объем продаж за счет доступа к мировому рынку. Купить становится действительно проще, чем найти «сломанное». И с ростом числа пользователей смартфонов и планшетов объемы продаж через «маркеты» растут буквально на глазах.

В отчете были отмечены и негативные факторы, сдерживающие бурный рост. В первую очередь, на России неизбежно отражается мировая финансовая нестабильность. Кроме того, в IDC считают, что у нас не очень выгодная демографическая ситуация, которая также может сказаться на популярности ИТ. Учитывая как положительные, так и отрицательные тенденции, на ближайшие годы аналитики IDC прогнозируют ежегодный средний рост расходов на ИТ на уровне 8%, так что к 2016 на ИТ будет потрачено уже 47,3 млрд. долларов США.

Дополнительные материалы:

Комментарии (4)

  • Аватар

    Ланцев Андрей [Sansey], 19 октября 2012, 07:56

    0

    Снижение стоимости многих ИТ-продуктов. - вот это в точку! Свой первый комп я купил за 7000 рублей, при том, что зарплата у меня была всего 5 500. Нереально тогда было на зарплату купить что-то из ИТ:)) Пришлось провернуть кое-какие делишки чтобы заработать лишнюю семерку денег.

    Сейчас (меня отбросим, у меня свой бизнес) средний работник вполне себе может позволить купить комп на зарплату и даже половина останется. ИТ это конечно не только компы. Телефоны, смартфоны, КПК, игровые приставки и т.д. Сама суть верна - стоимость ИТ-продуктов снизилась. Хоть в этом производители прозрели! За исключением всяких огрызков упорно гнущих свою линию о том, что они круче и соответственно дороже всех! Если частично я могу согласиться с первым, то второе - полный абсурд!

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 19 октября 2012, 14:15

    0
    Вообще-то аналитеги хотели сказать, что рождаемость низкая. В этом случае демографическая ситуация автоматом плохая. Но эти же британские ученые никогда не сделают такого вывода о Германии, к примеру. Там у них выводы другие, хотя немцев становится меньше.  Но по мне за последние 10 лет сам принцип поменялся. Раньше продавцы техники ориентировались на корпоративного клиента, сейчас компьютеры продают как бытовую технику. Многие фирмы существующие по 20 лет испытывают серьезные проблемы - корпоративный клиент идет к дискаунтерам за ширпотребом. Да, они на физика ориентированы и нет у них комутаторов, серверов и мощных ИБП. Сегодня нет. А завтра?
  • Аватар

    Дмитриев Алексей [dmitrievav], 22 октября 2012, 18:32

    0
    Офисный ПК стоит порядка 8-15 кило рублей, а медийные и игровы 30-80. И сейчас домой компьютеров покупают не меньше чем на работу.