Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Заемный труд станет незаконным, но не для сервисного бизнеса

Заемный труд станет незаконным, но не для сервисного бизнеса

Часто компаниям приходится сталкиваться с необходимостью масштабировать те или иные отделы, в зависимости от сиюминутных нужд бизнеса. Кто-то в такой ситуации начинает процедуру найма новых сотрудников, другие же берут отдельных сотрудников и даже целые отделы «в аренду» у поставщиков соответствующих услуг. Такая схема работы распространена на западе и получила название «заемный труд» или «аутстаффинг». К сожалению, в нашей стране можно больше не надеяться, что заемный труд станет легальным: Андрей Исаев, глава комитета Госдумы по труду и социальной политике заявил изданию Коммерсантъ, что до конца весенней сессии будет принят давно обсуждавшийся закон, запрещающий сдачу персонала «в аренду». Правда, для временного персонала и сервисных компаний будет сделано исключение.

Заемный труд в нашей стране активно используется с конца 1990-х годов, и до сих пор он не имел законодательной базы. Несмотря на это, по данным Job.Ru, в России в подобных трудовых отношениях на сегодняшний день находится менее половины процента населения, в то время как в среднем по миру заемный труд составляет около 4% рынка. Правда, иные источники указывают совсем другие цифры. В частности, Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики сообщает о том, что около 30% работоспособных россиян вовлечены в подобные трудовые отношения. Но, стоит отметить, что только 1% из этой цифры осознанно шли именно на такой шаг. Все остальные либо искали любую работу, либо были выведены за штат, либо оказались «сданными в аренду» в результате обращения в частное кадровое агентство.

Заемный труд выгоден в первую очередь заказчикам (работодателям), быстро получающим квалифицированные (в идеале) кадры во временное пользование и снимающим с себя обязанности по их официальному оформлению, уплате налогов и т.п. Аренда особенно выгодна, если сотрудники принимаются на позицию, появившуюся в рамках работы над определенным проектом, у которого есть сроки окончания. Если в таких условиях взять сотрудника в собственный штат, потом, после окончания проекта, встанет вопрос о том, какие еще задачи на него возложить, как занять простаивающий ресурс. С арендой этого не произойдет. Персонал будет при деле, когда он нужен, а как только станет не нужен – проблемы по содержанию сотрудника вернуться на плечи агентства, сдавшего его в аренду. Аналогичным образом, агентство берет на себя задачи по обеспечению требуемых социальных гарантий для работника (отпуск, больничные и т.п.) и, если это предусмотрено соглашением, предоставляет на время «простоя» данного человека адекватную замену. Конечно, за свои услуги агентство получает определенный процент зарплаты сотрудника, т.е. при прямом найме он смог бы заработать больше. Зато ему нет необходимости искать на свой трудовой ресурс клиентов.

К сожалению, все это верно, только если все стороны (и клиент, и агентство, и работник) честны на руку. Сложная схема взаимоотношений создает новые возможности для разнородных мошенничеств и лишения гарантий. Наиболее распространенная схема лишения гарантий направлена против работника – с ним на работы заключается срочный договор, в котором нет никаких обещаний относительно продления соглашения. Кроме того, эксперты отмечают склонность к дискриминационной оплате труда, когда агентство, стараясь представить свои услуги в более выгодном свете, делает это за счет снижения доходов сотрудника, а не за счет уменьшения собственной маржи. Конкуренция на рынке труда сдвигается: вместо борьбы работодателя и агентства за сотрудника появляется состязание между штатным сотрудником и агентством за проект. Естественно, это не идет на пользу кадровому рынку. Согласно исследованиям, проведенным недавно по заказу Высшей Школы Экономики, средняя зарплата сотрудника, сданного в аренду, оказалась ниже среднего дохода по экономике на 2,2 тыс. рублей и составила 21,5 тыс. рублей. Что интересно, исследователи утверждают, будто в секторе заемного труда по большей части работают образованные молодые россияне, удовлетворенные этой зарплатой и относящие себя (при таких-то доходах) к среднему классу. К слову, лишь 23% из числа работающих по принципу заемного труда являются специалистами в каких-то областях. Большинство же – это офисный персонал и рабочие. Нестыковка в цифрах и подобных «эмоциональных» результатах опроса наводят на мысль о том, что в заемном труде все не так плохо, просто никто не говорит правды. Но это лишь догадка.

Возможно, ситуацию в сфере заемного труда могло бы исправить соответствующее законодательство. Этой идеи придерживались агентства, работающие на рынке заемного труда. В целом профсоюзы также были не против – их позиция заключалась в устранении ряда нарушений во взаимоотношениях с персоналом, но никак не полный запрет. Однако Госдума пошла по другому пути. В мае этого года в первом чтении был полностью запрещен заемный труд во всех сферах, за исключением сервисного бизнеса и временных сотрудников (например, студентов). Предполагается, что до конца весенней сессии, закон уже вступит в силу.

Закон принят Государственной думой 22 апреля 2014г., одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года и вступит в силу с 1 января 2016 года. Подробности

Дополнительные материалы

Комментарии (2)

  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 16 мая 2012, 13:58

    0

    Вместо нормального регулирования отрасли запретить, ограничить и загнать в тень - очень  правильный подход. Понятно, что аутстаффинг никуда не денется. Юристы подшаманят договора и так и будут в сетевых супермаркетах сидеть кассиры с бейджиками аутстаффинговых компаний. Ну и на ограничение "аренды персонала" у таких компаний, как Manpower интересно будет посмотреть, у которых много специалистов с зарплатами намного выше средней.