Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Нужен ли малому ИТ-бизнесу глобальный рынок?

Нужен ли малому ИТ-бизнесу глобальный рынок?

Выход компаний на мировой рынок — это в каком-то смысле естественный этап развития отрасли, будь то производство валенок или информационные технологии. Причем, этот процесс, на мой взгляд, пошел бы вперед, вне зависимости от подписания или не подписания соглашений о ВТО. Возможно, ВТО немного ускорит движение в мировую экономике.

Применительно к ИТ аналитики выделили следующую динамику российского рынка информационных технологий с точки зрения внешней среды:

  • В 90-х годах прошлого века Россия славилась своими специалистами, но о нашем ИТ-бизнесе за рубежом было не слышно. Страна экспортировала кадры, не зарабатывая на этом экспорте практически ничего.
  • За 5 лет первого десятилетия нового века ИТ-компании укрепили свои позиции сначала на внутреннем рынке
  • и после этого еще 6 лет потратили на выход на мировую арену.

Сегодня крупные российские бренды занимают в мировых рейтингах не последние строчки, но если говорить о количестве успешных компаний, пока экспансия российского ИТ на мировой рынок не столь велика. Значит ли это, что следующим логичным этапом развитие будет устремление в те же мировые рейтинги средних, а затем и малых компаний?

С точки зрения ИТ, принципиальной разницы между внутренним и внешним рынком нет, за исключением одного немаловажного фактора — конкуренции. Зарубежный рынок более развит, соответственно, может похвастаться более высокой конкуренцией в каждой области и, как следствие, более узкой специализацией многих компаний, более зрелым подходом к вопросам маркетинга и позиционирования своих продуктов и т.п. Российские ИТ, хоть и развивались в условиях свободного рынка (в отличие от того же АвтоВАЗа, рождение которого пришлось на эпоху полной монополии), но пока, наверное, не совсем готовы к такой жесткой борьбе за место под солнцем. Вероятно, в скором времени внутренний рынок естественным образом сам дойдет до этой борьбы. Но пока существующие компании могут немного поработать в относительно «тепличных» условиях. Хотя время спокойной жизни стремительно сокращается с постепенным завершением процесса вступления в ВТО. Вряд ли процесс будет мгновенным и лавинообразным, но после подписания всех соглашений интерес зарубежного бизнеса к российскому рынку пусть и немного, но возрастет. В результате та самая жесткая борьба сама придет к нам, потянув за собой падение рентабельности еще не оптимизированного внутреннего бизнеса.

Но на самом деле, мировой рынок не столь ужасен, как может показаться с первого взгляда. В пользу стремления к выходу на глобальный рынок говорят цифры. По данным аналитиков, после прошедшего кризиса в России быстрее всего восстанавливался рынок ПО и услуг, поставляемых за границу (по их же данным в этом году объем экспорта составил примерно 21% от всего рынка ПО и ИТ-услуг, по этому показателю Россия занимает третье место в мире). Правда, значительный положительный вклад в этих цифрах принадлежит монстрам рынка, вроде EPAM и Luxsoft. В каком-то смысле, успешные компании тянут за собой всю отрасль. Какую при этом роль исполняют небольшие компании (являются ли они «якорем» этого движения или развиваются, просто не так быстро) — не очень понятно.

Все те же аналитики из Russoft считают, что вступление в ВТО положительно отразится на ИТ-отрасли в целом, в том числе за счет подписания дополнительного Соглашения об Информационных Технологиях (ITA). Вступление в организацию повысит экономическую привлекательность отрасли для инвестиций извне, а также позволит импортировать комплектующие для собственного производства пользовательских устройств с меньшими пошлинами. А Google прочит российским компаниям место лидера на мировом рынке. Аналитики из Агентства передовых информационных технологий (АПИТ) со своей стороны предсказывают лавинообразное развитие интернет-торговли за счет экспансии мировых операторов, вроде Ebay и Amazon.

На фоне этих положительных предсказаний все же остается место для опасений. А как вы считаете, нужно ли в этих условиях малому бизнесу искать собственный путь на мировой рынок?

Дополнительные материалы

Комментарии (7)

  • Аватар

    Перерва Станислав [paranoya], 12 декабря 2011, 15:38

    0
    А что такое малый ИТ-бизнес? Он чем мал?
    • Аватар

      Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 12 декабря 2011, 15:47

      0
      Мал масштабами предлагаемых решений. Глобальный (крупный) бизнес виден сразу - он предоставляет целую кучу услуг, размещается на биржах и т.п. и т.д... А вот конторы, делающие 1 простой сервис на продажу, - скорее можно отнести к малым... 
      • Аватар

        Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 12 декабря 2011, 16:04

        0
        так все же, какой смысл закладывается в понятие малого бизнеса в рамках статьи?
      • Аватар

        Перерва Станислав [paranoya], 12 декабря 2011, 16:29

        0
        А если этот один сервис приносит миллионы долларов дохода? И сотрудников, кот наплакал - человек десять?
        • Аватар

          Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 12 декабря 2011, 17:35

          0
          Я думаю, можно сформулировать некий формальный собирательный образ "малого бизнеса" в сфере ИТ:
          - доход не более X в год;
          - количество клиентов не более Y;
          - клиентура только из России или стран СНГ (поскольку для тех, кто изначально работает на Европу и штаты, эти соображения не совсем верны).
          Но не в этом ведь суть. В материале я ссылалась на некое образное понимание "малого и среднего бизнеса" = не "крупного" и не международного.
        • Аватар

          Бычков Валерий [vbychkov], 12 декабря 2011, 17:58

          0
          Малый бизнес - это тот кто может применять "упрощенку". Там и по количеству сотрудников и по обороту есть ограничения.
  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 12 декабря 2011, 17:56

    0
    На Tech Crunch были интересные ребята из стартап акселератора Sturtup Sauna. Они принципиально ориентируются на стартапы нацеленные на международный бизнес. Так вот у них в 2011 году из России было 150 заявок.
    Плюс в сфере услуг, международные компании, которые придут сюда, будут искать специалистов все на том же нашем рынке - русский язык это более серьезный протекционисткий барьер, чем любые пошлины.