Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Искусственные грабли из ГЛОНАССа

Искусственные грабли из ГЛОНАССа

Большинству людей, кто первый раз читает сообщение о том, что теперь все без исключения устройства, работающие по стандарту Wi-Fi в обязательном порядке должны оснащаться модулями позиционирования ГЛОНАСС, а также получить соответствующие лицензии, они кажутся неудачной шуткой, приуроченной то ли к Хэллоуину, то ли к первому снегу.

К сожалению, это не шутка.

Итак, «буря в стакане воды» поднялась из-за двух нормативных актов:

  1. Приказ Министерства связи, выпущенный 10 октября 2011 года, обязал все беспроводные радиоустройства диапазона 802.11 (и другое указанное в документе оборудование) оснащать модулем спутникового позиционирования ГЛОНАСС и сопровождать их введение в строй соответствующими разрешительными документами на использование частотного ресурса от Роскомнадзора.
  2. 13 октября Владимир Путин «конкурирующим» документом избавил владельцев «бытовых» устройств стандарта 802.11 с мощностью передатчика менее 100 мВт от необходимости получения каких-либо бумаг.

Неожиданно документы породили целых две самостоятельных проблемы: наиболее обсуждаемой оказалась боязнь частных пользователей лишиться своих устройств из-за отсутствия каких-либо документов, несмотря на разъяснения В. Путина. При этом как-то за кадром осталось влияние нового регулирования на «промышленные» устройства, не подходящие под «индульгенцию», изложенную во втором документе.

Но о каждой проблеме по порядку

Первая проблема, на мой взгляд, откровенно высосана из пальца. Честно говоря, я не вижу никаких катастрофических последствий гипотетического противоречия для частных пользователей, даже если забыть, что документы были выпущены в «правильном» порядке (т.е. сначала устройства запретили, потом им же дали зеленый свет). Теоретически, даже если бы подобное противоречие существовало законодательно (а, повторюсь, его нет), Роскомнадзор в первые же месяцы просто захлебнулся бы потоком документов от обладателей точек беспроводного доступа, сотовых телефонов, домашних сетей и т.п. В итоге ожидаемое «массовое наказание» ограничилось бы несколькими «показательными» судами с последующим забвеньем. В конечном итоге, эта отрасль заработала бы точно так же, как сейчас функционирует разрешительная система в отношении диапазона аналоговой любительской радиосвязи 27 МГц. Документы в буквальном смысле предлагаются «в нагрузку» к приобретаемому дальнобойщиками, да и просто водителями-энтузиастами оборудованию.

Вторая проблема гораздо глубже, но, почему-то, звучит тише. Касается она в основном бизнеса, зато практически из любой отрасли.

ГЛОНАСС — национальная система, призванная заменить американскую GPS для наших военных. Как известно, «буржуйская» система глобального позиционирования работает качественно, пока Правительство США одобряет эту работу. Ее принцип действия изначально строился таким образом, чтобы в случае какого-либо конфликта закрыть доступ соперника к навигационным данным. Т.е. России стратегически необходимо было разворачивание собственной системы позиционирования, коей и стала ГЛОНАСС. Но наш проект «немного» опоздал к захвату пользовательской аудитории: GPS настолько плотно укрепилась на рынке, что ГЛОНАСС теперь очень непросто получить хоть какой-то процент клиентов, привыкших к целому спектру программного обеспечения, карт и дешевых приемников. Совсем отказаться от коммерческой эксплуатации как бы не получается: стоимость проекта вместе с его космической частью крайне высока. Вряд ли Министерство связи планировало быстро окупить эти затраты за счет продажи устройство ГЛОНАСС на свободном рынке, но среди задач явно было «раскачивание» пока спящего рынка оборудования. Ведь без массового спроса не будет дешевого производства. А без дешевого производства не будет спроса. Вот вам и замкнутый круг.

В итоге получается, что новый нормативный документ Министерства связи — ничто иное, как лоббирование интересов производителей оборудования ГЛОНАСС, по крайней мере, на территории России. На рынке полно устройств беспроводной связи, мощность передатчиков которых превышает указанные в законе «не лицензируемые» 100 мВт. Обычно подобными устройствами интересуется именно бизнес, поскольку домашним пользователям «бесплатной» нормы более чем хватает. И теперь все эти устройства необходимо оснастить модулями спутникового позиционирования. Это разом порождает огромный спрос на не очень популярные нынче чипы ГЛОНАСС, увеличивает стоимость оборудования и бюрократическую нагрузку: даже заплатив за этот «бонусный» чип, организации придется побегать по кабинетам Роскомнадзора для получения необходимых документов.

Стоит отметить, что ИТ — не единственная отрасль, которой коснулось подобное лоббирование. Как раз сейчас обсуждается аналогичных законопроект в области транспорта для государственных нужд. Но если в транспорте от этой нормы деваться некуда, то в ИТ осталась «лазейка» — упомянутые выше 100 мВт мощности передатчика.

Кстати, Фонтанка писала о случаях «выявления нелегальных точек беспроводного доступа». Интересно было бы побеседовать с адресатами выписанных штрафов и разобраться, в чем же заключалась проблема. Сталкивался ли кто-нибудь с подобными претензиями проверяющих органов?

Комментарии (5)

  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 10 ноября 2011, 06:46

    0
    Что ГЛОНАСС, что GPS - продукты хорошо работающие исключительно в мирное время. В локальных конфликтах последнего десятилетия вполне эффективно показали себя наземные системы глушения сигналов. Что в Ираке, где высокоточное оружие переставало быть высокоточным. Что в Северной Корее, которая успешно срывала американо-южнокорейские совместные военные учения.
    Если же дойдет до конфликта в котором вопрос, кто владелец навигационной системы, будет играть какую то роль, то тут вполне вероятно, что обе системы, средства спутниковой связи, разведспутники и т.п. будут очень быстро уничтожены - варианты перехвата спутников разрабатывали и США и СССР (неизвестно конечно, осталось ли что-то у нас сейчас). На крайний случай ЭМИ даст 100% отключение любых космических систем.
    • Аватар

      Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 10 ноября 2011, 11:25

      0
      Еще более дремучая история - борьба с радарами на  "Сэйбрах" в Корее. Дорогой радиодальномер, дававший огромное преимущество в дистанции обнаружения цели в конце пасанул перед трехкопеечным пассивным детектором излучения. Теперь система обнаружения сигнала от радаров - неотъемлемый компонент любого военного самолета. Вот те и технология.
  • Аватар

    Котельников Илья [iluha], 10 ноября 2011, 07:30

    0
    Даже чуть-чуть жалко стало. 
    Я бы повеселился над таким идиотизмом. Авось кто-нибудь бизнес бы открыл по продаже "легальных роутеров" с ГЛОНАССом... 
    • Аватар

      Ланцев Андрей [Sansey], 13 ноября 2011, 20:03

      0
      Народ, о чем вообще разговор? Или мы все тут такие законопослушные? Ага, щаззз, разбежались все покупать вай-фай с ГЛОНАССОМ и оформлять документы на "легализацию" аппаратов мощностью свыше 100 мВт. Напоминаю, что при установке ПО от Мелкомягких также требуется покупка лицензий (да что там МС, таже 1С наша родная) - но более половины бизнес-сообществ прекрасно живет и работает без этой "обязательной процедуры". Забейте, правительство - это правительство, а народ - это народ...
  • Аватар

    Андреев Олег [Олег Андреев], 14 ноября 2011, 17:44

    0
    У нас компания производит GPS/ГЛОНАСС трекеры. Там внутри имеется чип из Тайваня, который ловит сигналы спутников GPS и спутников ГЛОНАСС - всех доступных одновременно. Сам их обрабатывает и выдаёт как результат координаты устройства (уже через сотовую сеть на IP- адрес). Никаких неудобств от ГЛОНАСС мы при этом не испытываем. Точность, кстати, практически не отличается от устройств, работающих чисто на GPS.
    Мне не понятно, как в таких чипах программа ГЛОНАСС себя окупает.