Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

О фрилансерах, свободных агентах и малом бизнесе

О фрилансерах, свободных агентах и малом бизнесе

Мне слово фрилансер не нравится. В российском бизнес лексиконе этот термин закрепился за весьма ограниченным набором профессий. В основном фрилансерами называют тех, кого можно нанять на одноименных биржах — дизайнеры, копирайтеры, переводчики, вебпрограммисты. Так сложилось, что биржи фриланса, а особенно специализированные биржи, например, копирайтинговые  — прибежище тех, кого в нашем сообществе называют «доширакеры». Отсюда идет и главное предупреждение о фрилансе — дешево и некачественно. С другой стороны, срди клиентов фрилансеров — много владельцев малого бизнеса. В сущности они те же фрилансеры, только с другими специализациями. Намного лучше термин свободные агенты.

Термин свободные агенты — в англоязычной бизнес среде используется более широко, чем у нас, хотя отличная книга "Нация свободных агентов" Дэниела Пинка, из которой и взят этот термин, у нас также выходила. Прежде всего, свободные агенты — не только те, кто работает удаленно. Подобным термином описывается практически любой малый бизнес, специализирующийся на b2b-услугах. В том числе, типичными свободными агентами являются консультанты, ИП занимающиеся сервисным обслуживанием ПК, приходящие админы и бухгалтеры и другие малые предприниматели в сфере аутсорсинга бизнес-услуг.

С фрилансерами связан и миф о неорганизованном бизнесе — люди, которые с точки зрения государства, занимаются незаконным предпринимательством, получая деньги за свои услуги, но при этом не оплачивающие налоги. Впрочем, в том, что фрилансеры работают без договора и получают оплату наличными или электронными деньгами на анонимный аккаунт, виноваты, в том числе и работодатели, которые тоже не стремятся к официальным взаимоотношениям (особенно на небольших разовых работах или с удаленными исполнителями). Впрочем, среди фрилансеров много и тех, кто зарегистрирован, как ИП  и, соответственно может заключать договора с другими ИП и ООО.

Вот еще несколько распространенных мифов о фрилансе.

1. Фрилансеры много зарабатывают. Вспомните про свой собственный опыт b2b-бизнеса - вы нашли свою золотую жилу? Вот и с другими свободными агентами та же история. Фриланс работает только тогда, когда вы оказываетесь в нужном месте в нужное время с востребованной услугой. Если что-то не сложилось, то придется активно искать заказчиков и жить на сбережения. Умный фрилансер закладывает в стоимость услуг в том числе и риск возможного простоя.

2. Узкая специализация. И снова вспомни про другие виды бизнеса. Конечно,  всегда найдутся те, кто успешно работает в очень узкой нише (у таких людей имя само превращается в бренд, только известный небольшой группе специалистов).  Узкопрофильному специалисту, также как и компании, у которой в арсенале только одна услуга, сложно найти достаточное количество заказчиков. Впрочем готовность взяться за любую работу тоже не является признаком высокого профессионализма. — тут нужен разумный компромис и четко очерченный круг востребованных услуг.

3. Фрилансер сам себе начальник. Единственное в чем фрилансер сам себе начальник, это то, что он может отказаться от того или иного проекта. В остальном фрилансер должен быть клиенториентированным — каждый ваш клиент-это и есть ваш начальник, ведь, в конечном счете, он должен получить то, что он требует, а если нет, то он просто откажется от ваших услуг. Вот тут работа без договора играет со многими фрилансерами злую шутку, т.к. в спорных ситуациях у них нет четких критериев качества выполненной работы.

4. Фрилансеры, могут выполнять больше работы за короткий срок. Профессионалы, к тому же занимающиеся любимым делом и мотивированные высокой оплатой — действительно могут работать намного эффективнее ваших собственных сотрудников, которые с аналогичной задачей сталкиваются первый раз в жизни. Впрочем, объем работы и тут ограничен объективными причинами — никто не сможет продуктивно работать по 20 часов в сутки.

5. Фрилансеры счастливее, потому что занимаются своим любимым делом. На самом деле, самое главное в фрилансе это не любить то, чем занимаешься, а иметь ключевые профессиональные навыки и умение выгодно себя продать. Большинство фрилансеров в сфере IT намного больше любят свои хобби, или проводить больше времени с детьми, чем собственно IT. Но именно хорошие IT навыки и знания приносят им деньги, которые они могут тратить на то, что любят.

6. Фрилансеры работают в пижамах. Поскольку к удаленным сотрудникам домой никто не заглядывает, этот миф сложно опровергнуть или подтвердить. Скорее тут все зависит от конкретного человека. Все же, большинство фрилансеров предпочитают не распускаться до такой степени, чтобы работать в пижаме. Организация начинается именно с отношения к себе, а о какой организации может идти речь, если вы весь день в пижаме?

7. У фрилансеров больше свободы.  Свобода фрилансеров, также как и свобода предпринимателей вообще, понятие весьма относительна. Иногда им приходиться  работать очень много, причем заниматься не только любимыми делами. А иногда наступают периоды затишья и отсутствия денежных поступлений — в такие периоды наемные сотрудники уходят в отпуск, а предприниматели и фрилансеры начинают экстренно искать заказчиков. Но конечно, у них есть свобода выбирать свои рабочие часы и дни, в которые они выполнят проект (когда проект заказан и сроки установлены).

8. Фрилансеры испытывают меньше стрессов. Если у вас нет стабильного заработка, но зато есть множество обязательств, то стресс гарантирован. Те кто работает официально получают дополнительную долю адреналина от общения с госорганами, у тех кто работает вчерную есть риск быть пойманным за руку, но следует признать, что в целом они спят спокойнее. Конечно за «доширак» и «кусок хлеба» работают совсем уж из отчаянного положения, и в основном  все не так драматично, но все свободные агенты сами несут ответственность за свою работу и благосостояние.

9. Фрилансеру нужен сайт. Многие IT специалисты считают, что для того чтобы успешно заниматься фрилансом необходим личный сайт. На самом деле, практика показывает, что большинство клиентов приходят по рекомендации, поэтому сайт-это еще не залог успеха. Главный инструмент брендинга в малом бизнесе — не сайты, визитки, логотипы и прочие атрибуты больших компаний, а сарафанное радио. Впрочем, те свободные агенты, которые собираются работать с большими компаниям должны обзаводиться и атрибутами большого бизнеса — так принято этой бизнес среде.

10. Фрилансеры могут спать дольше обычного. По факту фрилансер готов отвечать на звонки клиента, когда офисный сотрудник еще только собирается на работу, когда он уже пришел с работы и даже, когда он уже давно спит. Конечно, фрилансер может распределить свое время и вздремнуть на часок в течение рабочего дня, но в итоге, он точно спит не больше, чем человек, работающий в офисе.

Дополнительные материалы

Комментарии (2)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 06 сентября 2011, 17:21

    0
    По п 4 по-моему это не та, сколько раз не сталкивался, явно не быстрее.
    Все таки по пункту 9 думаю, сайт нужен. Во-первых действительно на крупного и среднего клиента, мелкий может просто оказаться нерентабельным, во-вторых даже мелким хочется, чтобы было солидно, у них у самих сайт за $100 есть.
  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 06 сентября 2011, 20:14

    0
    на дешевые и задачи мне проще найти исполнителя на фриланс-биржах. Если что подороже (больше 50к), то по рекомендациям.