Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

4 признака плохой стратегии

4 признака плохой стратегии

Многочисленные независимые анонимные исследования (т.е. те в которых ругать начальство не опасно) показывают, что большинство сотрудников удовлетворены своими шефами. Та что, качество менеджмента — не самая большая проблема бизнеса. Более серьезная проблема на пути карьерного роста и развития компании в целом, это плохая стратегия.

Ричард Румельт в своей только что вышедшей книге, «Хорошая стратегия, плохая стратегия: в чем разница и почему это важно» говорит, что сильная корпоративная стратегия — это обоюдоострый клинок.

«Хорошая стратегия — это согласованные действия подкрепленные аргументами, это эффективная смесь мыслей и действий, основанная на базовой структуре, которую я называю ядром. Стратегия может основываться более чем на одном ядре, но если ядро отсутствует, или деформировано, то значит, в стратегии есть серьезная проблема» - говорит Ричард Румельт.

Румельт считает, что плохая стратегия возникает из-за преобладания планирования над исполнением, нечетких целей над политикой и действием, громких слов и фраз над конкретными направлениями действия и задачами. Он выделяет четыре основных признака плохой стратегии:

1. Вата: стратегия, построенная на вате, привлекательна снаружи, но мягкая и пустая внутри. Румельт приводит цитату из стратегического меморандума одного из розничных банков США: «Основа нашей стратегии — это посредничество между клиентами». В реальности, единственным видом посредничества было открытие депозитов и выдача кредитов. «Убрав всю вату, вносящую неясность в данную формулировку, мы получили бы «наша главная стратегия — быть банком»»- говорит Румельт. Сфера науки и информационных технологий особенно подвержены ватным формулировкам. Кстати, аналогичную концепцию «Пустого» и «Твердого» выдвигает и наш российский консультант Владимир Тарасов.  

Для любителей звучных корпоративных миссий Скотт Адамс, автор Дилберта, предлагал абсолютно бесплатный генератор. Но по старой ссылке генератор не открывается — то ли он куда то переехал, то ли его убрали с сайта, чтобы не лишать консультантов выскодоходного бизнеса.

2. Отказ признавать свои настоящие проблемы: Румельт приводит в качестве примера, компанию International Harvester, которая разработала изощренные стратегии для своих производственных подразделений, но так и не решила самую большую проблему — крайне неэффективную организацию бизнеса, помноженную на множество обязательств перед профсоюзами, еще больше затрудняющие управление компанией. В итоге нерешенные проблемы влились в 6 месячную забастовку рабочих и 2 миллиарда долларов потерь (на современный курс). Компания так и не оправилась от этого удара и в итоге была продана компании Tenneco.

3. Неправильные цели, указанные в стратегии: Румельт приводит как пример CEO одной компании, который определил цели стратегии своей компании, как «устремлять свои взоры высоко», «стремиться к недостижимому, чтобы достичь невозможного», «поднажать пока, мы не достигли целей». Румельт считает, что лидер справедливо может просить «поднажать последний раз», но его миссия заключается не только в этом: «Задача лидера, стратега, заключается в том, чтобы создать условия, которые сделают этот толчок эффективным, сделать стратегию стоящей усилий, которых она требует».

4. Нечеткие или чрезмерно сложные стратегические цели: постановка любых целей, предполагают последующие конкретные шаги к их достижению. Румельт говорит, что наиболее распространенной проблемой, которую он замечает, является нагромождение терминов и высокопарных слов, которые используют руководители при составлении стратегии. Представьте себе документ, состоящий из десятка целей и идей, воплощение которых займет десятилетия. Едва ли такой документ, как бы красиво в нем ни были бы изложены идеи, может считаться стратегией.

Например, в одном из американских городов,  комитет по планированию составил стратегический план, включающий 47 стратегических направлений и 178 мероприятий. В этом плане под номером 122 стояло «составить стратегический план». В другой стратегии один из пунктов был обозначен, как «голубые небеса», что означало увеличить долю компании на рынке и оторваться от конкурентов.

Ставьте цели четко, избегайте эпитетов и метафор — такую стратегию может быть, приятно читать, но выполнить нереально. При подготовке стратегии нужно помнить, что это прежде всего руководство к действию, а не бизнес-бестселлер.

Почему то, когда речь заходит о стратегии, то чаще всего подразумевается создание документа страдающего всеми четырьмя недостатками.

Как всегда со свежими публикациями — русского перевода пока не ожидается, однако на сайте автора выложен большой фрагмент книги. Весьма занимательное чтение.

Дополнительные материалы

Комментарии (10)

  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 20 июля 2011, 00:23

    0
    У нас с полгода назад были "думки" насчет стратегии. Т.е. не в том смысле, что у всех есть стратегия и мы должны придумать её себе. А в смысле о том, что это вообще такое.

    И у меня сложилось такое мнение, что стратегия для компании как таковая не очень важна. А важна цель (что хотим делать: захватить 50% рынка) и система ценностей (какими принципами мы будем руководствоваться).
  • Аватар

    Ханник Максим [maxxannik], 20 июля 2011, 08:11

    0
    1. Всегда думал что В. Тарасов это Владимир Тарасов :)
    2. Твердое и Пустое в его книге имело несколько иной смысл.
    Это когда действие разбивается на составляющие действия и если одно из действий будет пустым, то результат будет пустым. 

    Аллегории:
    1. Это как формула умножения: 2*2*2*2*0*2=0
    2. Это как собрать автомобиль и забыть подключить провод к свечам = 0
    3. Это как организовать маркетинговую кампанию и посадить лоха на прием звонков = 0

    И я не смог провести линии аналогии этого правила к тому что написано в первом пункте.
    Вы считаете что если я напишу вату в стратегии то у меня компания умрет? Дак я ее вообще не пишу и моя компания живет... Потому этот принцип для данного примера подходит очень слабо. Если вообще подходит.