Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Зачем договор фрилансеру? или Как не попасть в рабство?

Зачем договор фрилансеру? или Как не попасть в рабство?

Наверное, каждый фрилансер на заре своего творческого пути слышал совет от более опытных и тертых коллег: заключай договора с клиентами. Почему же многие (почти все, если точнее) эту рекомендацию игнорируют? Причина проста: что в этом договоре должно быть написано, и вообще зачем он нужен, никто толком объяснить не может.

Итак, начнем с того, что договор нужен. Для того, чтобы очертить круг собственных обязанностей (и, да-да, прав тоже) в отношении конкретного заказчика и его проекта. Это помогает облегчить процесс получения денег, избавляет от необоснованных требований сделать что-нибудь сверх оговоренного объема. А кроме того, может быть аргументом в вашу пользу в крайне неприятном (но, увы, вполне реальном) случае обращения в суд.

Хорошая, казалось бы штука, договор. Отчего же она вгоняет в тоску (и/или заставляет активно прокрастинировать) подавляющее большинство фрилансеров? От того, что сам процесс составления договора кажется юридически сложным делом, а среди фрилансеров далеко не все имеют диплом юриста.

Спешим обрадовать: насыщенность текста страшными юридическими терминами и отнесениями к различным кодексам, указам и законам вовсе не обязательна. Договор может быть написан в самых простых выражениях, понятными, знакомыми с детства простыми словами. Главное, чтобы из текста договора было ясно: каким образом ваши обязательства признаются выполненными перед заказчиком, и каким образом заказчик должен оплатить вашу работу. Наиболее значимыми, в случае работы на фрилансе, являются те части договора, которые описывают: сроки, оплату, внесение правок, представление результатов проекта.

Следует не забывать вносить в договор пункт о предоплате (если вы работаете по предоплате - а это, скорее всего, так). Опишите — как вы отправите клиенту результаты своего труда — по электронной почте, на каком-то носителе (или все расскажете устно — шутка). Подумайте - по каким вопросам чаще всего возникают разногласия. Напишите об этом — ведь чем меньше не охваченных рамками договора моментов — тем вероятнее благоприятный исход проекта (быстрая и полная оплата и повторное обращение клиента именно к вам — вы же профи). Да, если то, что вы делаете — сложный продукт, не забудьте описать, сколько времени отводится клиенту на согласование и проверку.

Некоторые заказчики, едва увидев договор, выражают желание внести миллион и одну правку в него. Это нормально. Привыкайте. Идти на уступки или стоять на своем - в любом случае, решать вам. Так что будьте хозяином своего времени и сил — отстаивайте свои интересы в переговорах.

Крупные заказчики, как правило, приходят со своим договором, кропотливо составленным их многомудрым юридическим отделом. Как правило, такие договоры весьма асимметрично распределяют права и обязанности между заказчиком и исполнителем. Так что не поленитесь все внимательно прочитать, спросить, если что-то непонятно, и предложить свой вариант тех разделов, которые, как вы считаете, не совсем справедливы по отношению к вам.

Если вы решили, что с этой секунды вы будете заключать договора со всеми своими клиентами - загляните на специально для вас созданный ресурс — www.dogovor24.ru. Это сэкономит ваше время и поможет составить эффективный документ, защищающий вас от неправомерных действий.

Дополнительные материалы

Комментарии (3)

  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 18 мая 2011, 12:47

    0
    Я не возлагал бы столь большой надежды на договор.
    1. Крупные заказчики предлагают свой формат договора и внести со стороны небольшой компании или фрилансера в них 1001 правку - очень сложно. Приходится быть гибким, но корпоративные юристы играют за свою компанию.
    2. К фриласнерам (и вообще к оплате за наличный расчет) заказчики обращаются именно для того, чтобы не согласовывать договора со своими юристами и службой закупок, т.к. это требует огромного количества времени. Желание заключить договор на небольшой проект легко становится отрицательным фактором.
    3. Фрилансер - часто синоним для незарегистрированного бизнеса. Т.е. с его стороны заключать договор некому.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 18 мая 2011, 12:50

      0
      Все верно.

      Ну и не нужно забывать, что оплатить счет и работать официально можно вовсе без договора.
    • Аватар

      Краснова Тамара [Краснова Тамара], 18 мая 2011, 12:59

      0
      Валерий, Вы правы. Особенно в том, что с фрилансерами зачастую хотят работать клиенты, не особо горящие желанием заключить оговор. Однако даже самые джентльменские соглашения лучше оформлять письменно - это стимулирует придерживаться достигнутых договоренностей.