Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Качественная критика бизнес-плана сервисной компании

Качественная критика бизнес-плана сервисной компании

Продолжаем обсуждение бизнес-плана. Конечно, от документа, созданного в учебных целях, многого не ожидаешь, однако он вполне заслуживает прочтения. Впрочем, предприниматель впервые взявшийся за разработку бизнес-плана или концепции бизнеса, скорее всего, столкнется с теми  же ошибками.  Я попытаюсь проанализировать качественные ошибки в бизнес-плане, не затрагивая финансовую сторону документа.

Рынок. Предполагается, что основными заказчиками компании будут физические лица — студенты и школьники. Что ж, если удастся открыть офис там, где есть эта целевая аудитория — все может получиться. Например, внутри вуза или рядом со входом в здание вуза. Нужная аудитория сама найдет дорогу в компанию. Чуть-чуть в сторону от обычных маршрутов целевой аудитории и посетители исчезнут. Однако, если компания рассоложена в удачном месте, зачем ей демпинг? Посетитель, которому срочно требуется распечатка/ксерокопия нескольких  страниц заплатит, даже если цены будут немного выше среднего.  

Конкуренция. Услуги планируется предоставлять дешево, качественно и быстро. В реальности из этих трех критериев можно выбрать только два.  Сравнивая себя с конкурентами, в том числе со специализированными компаниями разработчик бизнес-плана ставит себе высший бал по всем позициям. Однако, вполне обоснованно понимая, что не сможет предложить зарплату и условия привлекательные для опытных специалистов он рассчитывает на  студентов, ищущих подработку. Т.е. выбран вариант дешево и быстро по каждой из услуг.

С чем компания в итоге столкнется?

Ремонт компьютеров — не только замена деталей на новые. При ремонте периферии (мониторы, принтеры и т.п.) и ноутбуков — требует специфических навыков и зап. частей. Заправка картриджей также не обходится без специализированного оборудования.

Типография — бытовые принтеры просто не рассчитаны на непрерывную печать. Значит в реальности компании потребуется несколько принтеров, рассчитанных, как минимум на рабочие группы. Чтобы конкурировать с фотостудиями также потребуется качественный фотопринтер. НА обычном струйнике качество отпечатка, а главное скорость печати оставляет желать лучшего.

Команда. Самый слабый пункт в плане. Можно предположить, что значительную часть работы предприниматель возьмет на себя.  В офисе будет сидеть сотрудник, занимающийся минитипографией, а также принимающий заказы на ремонт. Однако, сомневаюсь, что студенты в Воронеже или в других городах будут работать за 100 руб. в день или набирать тексты по 1 руб. за A4? Даже официальный зарплатный минимум предполагает более чем вдвое большую сумму.

Управление компанией. В бизнес-плане совершенно забыли о бухгалтерии и налогах. Можно предположить, что «белые» зарплаты сотрудникам предприниматель платить не собирается. Учитывая, работу с физическими лицами — довольно рискованная стратегия оставить сотрудников вообще без официальной зарплаты.  Затраты на бухгалтера потребуются довольно существенные (на фоне остальных доходов компании). Объем бухгалтерии с предполагаемыми чеками на 100 руб. и множеством услуг будет большой ‑  это и кассовые операции и покупка самых разных комплектующих для всех направлений бизнеса.

Кроме того, предпринимателю придется столкнуться с НДС (покупка  и продажа компьютерной техники и комплектующих), ЕНВД (розничные продажи) и другими подводными камнями налогового законодательства. Вполне возможно, что в итоге компании придется регистрировать несколько юридических лиц.

В бизнес-плане совершенно не просчитаны реальные ежемесячные расходы компании:

  • количество сотрудников, адекватное предполагаемому объему работ и их зарплаты
  • зарплата самого индивидуального предпринимателя. Неправильно предполагать, что она равна прибыли компании.
  • затраты на ведение бизнеса: бухгалтерия, налоги, аренда, расходные материалы.
  • начальные финансовые затраты на оборудование.

Слабость финансовой части отражена в источниках финансирования: собственные средства. Естественно получить финансирование под проект предполагающий столь незначительные доходы от кого-то за рамками 3F (семья, друзья и дураки) довольно сложно.

Будет ли это работать?

«Не смотря на то, что качество у всего перечня наших услуг не уступает конкурентам, а иногда и превосходит их, необходимо установить невысокие цены для привлечения большего количества клиентов, тем самым, выигрывая не на ценах, а на объеме продаж».

Вот он самоубийственный пассаж №1 из которого затем получаются компании «доширакеры». Когда предприниматель делает ставку на объем, взамен получения адекватной прибыли с каждого заказа — он в итоге лишает себя вообще, какой бы то ни было прибыли. В итоге большое количество работы, так и не превращается в адекватные деньги.

Что делать?

Из 5 основных направлений бизнеса оставить любое одно и развивать специализацию именно в этом направлении. Это может быть сервис по ремонту и обслуживанию компьютерной техники, минитипография, веб-студия, компания разработчик или копирайтинговое агентство и другие формы бизнеса. Например, если место рассчитано на студентов, то вполне возможно реализовать бизнес в концепции интернет-кафе — недорогого места, где удобно работать в перерывах между занятиями и после учебы и где можно собраться компанией. Каждая модель жизнеспособна по отдельности, но попытка реализовать все сразу порождает нежизнеспособных монстров.

Дополнительные материалы

Комментарии (0)