Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

10 шагов к ликвидации дебиторской задолженности

10 шагов к ликвидации дебиторской задолженности

Блог Techrepublic предлагает материал в котором рассматривает 10 способов своевременно получить деньги с клиента за выполненную работу. Все любят работать по предоплате, но, к сожалению, наиболее выгодные клиенты всегда хотят постоплату. «Утром стулья, а деньги завтра»,  в наши дни ООО «О.Бендер и Ко» легко бы получило то, что хотело.

1. Выставляйте счета чаще. Меньше всего клиент хотел бы получить один большой счет в конце года. Клиентам  проще регулярно оплачивать маленькие счета. Именно любовь к небольшим и предсказуемым платежам заставляет подписывать абонентские договора. Впрочем, в большинстве случаев получить оплату небольшого счета проще.

2. Выставляйте счета быстро. Если вы работаете с постоплатой, выставляйте счет сразу же, как только можете. Пока клиент помнит о том, что вы сделали — он готов заплатить. Спустя пару недель, ему придется вспоминать, за что выставлен этот счет.

3. Выставляйте счета профессионально.  Конечно, не стоит отправлять счет написанный от руки. Авторы оригинальной статьи, также не рекомендуют отправлять счет непосредственно в теле письма электронной почты и советуют вкладывать его в виде pdf-файла. Впрочем, в России pdf-файлы умеют открывать далеко не во всех бухгалтериях.

4. Счета должны быть предсказуемыми. Одна и та же работа должна стоить одних и тех же денег. Если в один месяц вы выставили счет на X, а в другой на Y, то у клиента неизбежно возникнет вопрос о справедливости ценообразования.  Когда клиент заранее знает о стоимости услуг, он охотнее оплатит счет.

5. Тщательно относитесь управленческому учету. Если вы небрежны в учете ожидаемых и поступивших средств, а весь учет ведете только для сдачи налоговой отчетности, то вам будет сложно вспомнить, кто и за что вам уже заплатил и кто вам еще должен. Конечно, лучше всего для этих целей подходят специальные программы, например SaaS-решения. Однако при небольшом количестве контрагентов таблицы Excel  также оказываются вполне удобным инструментом.

6. Хорошая работа, лучше оплачивается. Хорошая и эффективная работа, оплачивается лучше, чем медленная и неэффективная. Если работа занимает больше времени, чем это необходимо, по мнению клиента, у него возникнут сомнения в вашей компетентности и необходимости оплачивать «лишнее» время. Но с другой стороны, большой счет за короткую консультацию, также неизбежно вызывает вопросы.

7. Соглашайтесь на любые формы платежей. Чем больше у клиента возможностей для оплаты услуг, тем проще ему их оплатить. Кто то хочет оплатить наличными, кто-то как физическое лицо, кому-то нужен НДС, а некоторые не против воспользоваться кредитной карточкой или электронными почтовыми системами.

8. Требуйте предоплату за большую работу. Если вам предстоит большая работа, вполне разумно потребовать частичную предоплату работы. К тому же стоит разбить работу на этапы и требовать оплату каждого этапа в отдельности (см. пункт 1 и 2). К тому же готовность к частичной предоплате, означает, что клиент действительно заинтересован в работе. Еще одна проблема больших проектов — первоначальная недооценка стоимости работ. Если окончательная цена изменяется, ее необходимо согласовывать с клиентом при первой же возможности.

9. Не работайте с теми, кто не платит. Нередко компания жалуется на то, что клиент не платит слишком долго и при этом продолжает с ним работать. Не стоит наступать на одни и те же грабли дважды. Издержки на возвращение дебиторской задолженности, вполне могут свести на нет преимущества самого выгодного проекта. Вы надолго замораживаете собственные ресурсы, вместо того, чтобы сосредоточится на адекватных клиентах, оплачивающих ваши услуги быстро и в полном объеме.

10. Будьте готовы к взысканию задолженности через суд. В России наличие документально оформленной дебиторской задолженности еще не означает, что удастся получить решение суда о взыскании долга. Так же, как  соответствующее решение не гарантирует поступление денег. И все же подобная угроза и юридически правильно оформленные претензии вполне могут подтолкнуть бывшего (см. пункт 9) клиента к оплате ваших услуг.

Добавлю от себя еще один пункт:

11. Выстраивайте отношения. Наличие неформальных отношений с постоянным клиентом поможет выяснить где "потерялся" ваш счет. Да и вообще, хорошему человеку  сложнее не заплатить.

По мотивам статьи на сайте techrepublic.com

Дополнительные материалы

Комментарии (1)

  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 10 декабря 2010, 12:05

    0
    У нас некоторое время назад была практика распечатывать счета на оранжевой бумаге -- типа чтобы фин.дир или тот, кто распоряжается оплатами выделил из всей стопки бумаг и оплатил. На сколько я знаю, какую-то статистику собрать не удалось, оранжевая бумага кончилась и все забили:).