Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Покупка готовой компании: плюсы и минусы

Покупка готовой компании: плюсы и минусы

Вчера на Смартсорсинге появилось интересное объявление о продаже ИТ-аутсорсинговой компании и я задумался о том, когда же действительно компанию выгодно купить, а когда лучше построить с нуля.  Покупка компании может дать более быстрые экономические результаты по сравнению с естественным развитием бизнеса. По статистике, 50% предпринимателей уже планируют продажу своего бизнеса, а 59% готовы рассмотреть этот вопрос, если им предложат хорошую цену. Тем не менее, прежде, чем решится на подобный шаг необходимо взвесить все плюсы и минусы.

Плюсы покупки компании:

  • Новые клиенты. Вместо того чтобы формировать собственную клиентскую база, купив компанию, вы приобретаете новых клиентов, а также историю и статистические данные продаж, с которыми можно и нужно работать.
  • Новый рынок. Покупая бизнес, вы получаете выход на новые рынки в дополнение к уже существующим. Это позволит вам сэкономить затраты и усилия, связанные с расширением присутствия на рынке.
  • Интеллектуальная собственность. У компании есть знания, документированные процессы, лицензии, товарный знак, торговая марка и веб-сайт. Все это можно просто купить, а не разрабатывать самостоятельно, и уже завтра начать использовать для предоставления новых и улучшенных услуг.
  • Система продаж и маркетинга. Вы получаете готовые и проверенные процессы, которые можно использовать для повторных продаж имеющимся клиентам и привлечения новых покупателей. Рефералов из готовой клиентской базы также можно использовать в ваших интересах.
  • Квалифицированный персонал. Люди являются основой любого бизнеса. В то время как ваша команда продолжит делать то, чем она занималась, новые квалифицированные специалисты смогут дать им новые идеи, из которых вы, наверняка, извлечете выгоду.
  • Экономия на развитии бизнеса. Если у вас есть потенциал и необходимая структура, покупка компании даст вам возможность увеличить доход без дополнительных затрат. Это может привести к повышению эффективности и, в конечном счете, прибыли.

Но, несмотря на все преимущества, которые дает приобретение компании, следует обратить внимание на следующие вопросы:

  • Не переплачивайте ли вы за компанию? Есть несколько способов оценить бизнес, но, прежде всего, нужно ориентироваться на будущую прибыль, перспективы роста и денежные потоки. Оценив потенциал в этих областях, вы сможете определить справедливую цену.
  • Перейдут ли вам права интеллектуальной собственности? Задокументированы ли существующие системы и процессы и можно ли их передать новому хозяину или все построено на знаниях и отношениях старого владельца компании? Обладает ли компания правами интеллектуальной собственности или это лицензии от третьих лиц? Можно ли передавать эти лицензии?
  • Насколько стабильна компания? Продолжит ли бизнес работать так же, как работал и до продажи? Останутся ли с вами клиенты и поставщики? Как они отреагируют на произошедшие изменения? Какие заключены контракты, и кто их будет исполнять после продажи компании?
  • Насколько лояльны сотрудники компании? Как сотрудники отнесутся к смене владельца компании? Каковы их ожидания? Останутся ли они с вами? Как их сохранить? Сработаются ли ваши сотрудники с новыми людьми? Есть ли кто-то или что-то, что сможет помочь урегулировать процесс слияния?
  • Будете ли вы реструктурировать компанию? Что вы покупаете – бизнес или просто активы? Покупая бизнес, вы приобретаете его риски и обязательства, такие как долги, налоги, историю продаж и гарантийные обязательства перед клиентами. Готовы ли вы (морально и финансово) ко всему этому? Если нет, то лучше купить только активы, поскольку здесь обычно меньше рисков.

Подводя итоги: покупая сервисную компанию стоит убедиться, что у нее действительно есть какие-то ценные активы. А то в результате покупка может свестись к готовому юридическому лицу, к тому же возможно обремененному не самой хорошей бизнес-историей.

Дополнительные материалы

Комментарии (3)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 07 сентября 2012, 14:36

    1
    Вообще-то действительно так оно где-то. Но на самом деле покупают что-то конкретное MSFT выложил 8,5 млрд за клиентскую базу Skype, IBM 3,5 млрд за уникальный продукт Lotus. В случае сервисной компании можно пролететь с отношениями с клиентом. Дело в том, что отношения, это не только буквы в договоре, это куча всего неформального. Плюс к этому, у вас одна схема построения отношений, у покупаемой компании другая. Ваша может и лучше, а полученным клиентам не понравится. А стрич всех под одну гребенку придется. Также и с персоналом, большинству пофиг, но преторианцы все одно захотят своих привелегий. В общем, все непросто. 
  • Аватар

    Вячеслав Примин [BaboJan], 07 сентября 2012, 16:22

    0

    Актуальная тема для меня. Совсем не так давно приобрел новый актив в виде тоо (что типа ООО в России), вместе с клиентской базой. Собственно это и был основной актив — абоненты, которые дают стабильный доход.

    По неопытности наткнулся на ряд весомых проблем. Сотрудники, привыкшие к определенной атмосфере на следующий день после объявления о слиянии подали заявления об увольнении и увели с собой пару весомых клиентов.

    Вместе с клиентами мне достался ящик "пылесборник" с бухгалтерией с 2002 года, а значит и все сопутствующие "хвосты" в виде кредиторов и дебиторов, тоже легли на плечи нового руководства.

    Поэтому, теперь, на основании собственных шишек настоятельно рекомендую просто переводить клиентов на уже существующую контору (если есть) либо открвать новое юр. лицо.

    Как-то так.. вкратце...

    • Аватар

      Ланцев Андрей [Sansey], 10 сентября 2012, 11:57

      0
      Вы правы. Покупать ООО нет смысла. Покупается именно клиентская база. Старое ОО ликвидируется - причем силами старого хозяина. Всех админов и клиентов переводим на свою фирму. Клиентам объясняем что это обычная перерегистрация (у нас в России обычное дело). Переоформляем договоры. И потом месяца три надо потерпеть. Админы по идее никуда не уйдут. Их не надо пугать такими словами, как слияние. Зарплаты те же (и лучше даже повысить), условия те же. А вот когда клиенты новые прикормятся и привыкнут малость к изменениям - вот тогда всех лишних нахер (при этом возможно что кто-то из своих старых попадет, а новенькие останутся, мало ли какие кадры там попадутся). И все. А с клиентами дополнительно поработать на предмет того, что вот мол скоро грянет массовая чистка ваших рядов и не надо вестись на то, чтобы уходить вслед за уволенными. Типа, они то уволены и остаются одни, а у вас остаются все активы и возможности и дальше поддерживать их бизнес. Что они выберут? Дальнейшую стабильность или непонятки с "любимым" админом?