Памятка начинающей ИТ-аутсорсинговой компании

Журнал «ИнформКурьер-Связь» посвятил октябрьский номер ИТ-аутсорсингу. Как это водиться в большинстве бумажных изданий речь идет о больших компаниях. В числе прочих материалов номера издание предлагает памятку начинающему аутсорсеру, а также классификацию ИТ-аутсорсинговых компаний на российском рынке. Предлагаю вам исходный текст памятки (курсив) и некоторые мои комментарии к ней.
Четко определить отрасли и сегменты рынка.
Если у компании (или ее основателей) есть отраслевая экспертиза — осваивайте имеющийся рынок до упора. Вновь созданной компании общего профиля — не стоит тратить все силы на то, чтобы выйти на какой-то определенный рынок и отказывать клиентам только по причине «не той» отраслевой принадлежности. Идите туда, где ваши услуги востребованы.
Определиться с ключевыми компетенциями и регионами.
Хороший совет, относительно компетенций и бесполезный относительно регионов. В случае с малым ИТ-бизнесом ключевой регион один и определяется местом жительства основателей компании. Можно, конечно, поехать делать бизнес из Калининграда в Петропавловск Камчатский, вот только, если за твоей спиной нет большой компании, ничего хорошего из этого не выйдет.
Сформировать понятный рынку и востребованный портфель услуг с прозрачной методологией ценообразования.
+1. И самому полезно понять, а что же ты продаешь и на чем зарабатываешь деньги. Особенно полезно подумать о ценнообразованиии в контексте какой бы то ни было методологии, т.к. слишком часто единственный критерий выставления цен - следование собственным представлениям о рынке. Чуть ниже есть классификация компаний. При выставлении цен заказчику не стоит забывать, что и большие и маленькие работают в одних и тех же регионах, хотя и с разными сегментами рынка. Большие компании не играют в демпинг и стоимость их работы обычно существенно выше чем «у админа».
Четко сформулировать заказчику выгоды от сотрудничества в терминах оценки эффективности бизнеса клиента.
Отличный совет. ИТ-предпринимателям действительно необходимо осваивать бизнес язык, т.к. аргументация на уровне мы дешевле админа, может быть и убедительна для бизнеса, но точно не прибыльна для ИТ. Опять же заранее продуманная аргументация пригодится в продажах.
Обеспечить прозрачность своей деятельности для заказчика, простоту и доступность своих услуг.
Тоже неплохо. По крайней мере, заказчик должен понимать, за что он платит деньги. Почему у него все работает или не работает.
Трезво оценивать рынок и свои собственные возможности, рассчитывать на точку безубыточности не раньше чем через три года.
Совет выйти на точку безубыточности через три года — равносилен совету не открывать ИТ-компанию вообще. Точка безубыточности в малом бизнесе должна быть достигнута в первые 2-3 месяца. В идеале основатель компании должен на старте бизнеса знать, кто будет его первым клиентом — собственно если у вас нет бизнес связей, позволяющих заручиться подобными договоренностями, то может быть вам рано открывать свою компанию. Срок три года можно рассматривать только в специфических случаях, требующих значительных капитальных затрат на старте и высоких эксплуатационных расходов. Пример создание ЦОД — в терминах количества персонала ЦОД действительно может быть маленькой компанией, однако даже ему необходимо при обосновании инвестиций указать, а есть ли под него потребители.
Постараться занять свои ресурсы обслуживанием нескольких клиентов.
Зависимость от одного клиента — однозначно зло. Малейшая просрочка в платежах или разрыв отношений и ваш бизнес на грани банкротства. В идеале ни один клиент не должен давать вам более 20% дохода.
Соответствовать в своей деятельности требованиям стандартов ISO 20000, ISO 27001.
Благие намерения, практически не реализуемые на старте бизнеса и не особо нужные в дальнейшем. Стандарты ISO 20000 это больше к документированию процессов, чем к их качеству. В результате то, что в большой компании можно отнести на функцию повышения управляемости и качества, в маленькой оказывается ненужными затратами.
Применять лучшие практики и рекомендации ITIL и ITSM.
Я бы сказал, что здесь ключевое слово адаптировать. Знать и понимать сущность процессов описанных в ITIL это одно, а вот пытаться следовать всему подряд — это совсем другое. Ресурсов маленькой компании и небольшого заказчика может просто не хватить.
Инвестировать в развитие собственного персонала и технологий (квалификация персонала аутсорсера должна быть выше квалификации персонала заказчика).
Безусловно, квалификация ИТ-специалистов компании должна быть выше, чем у приходящего админа. Однако, не каждая маленькая компания может позволить себе существенные вложения в персонал. Особенно на старте бизнеса. В начале бизнеса ИТ-аутсорсинговой компании, среди основателей должен быть как минимум один технарь, который будет все делать и всех учить. Если в начинающей технологической компании нет своего технологического гуру — компания обречена, несмотря ни на какие таланты остальных участников. Можно конечно взять человека в штат, но тут большой зарплатой не отделаешься.
Помнить, что аутсорсер должен иметь надежную инфраструктуру, расходы на содержание которой будут составлять основную статью затрат.
Аутсорсер должен иметь собственную инфраструктуру. Однако, если мы не создаем ЦОД — это будет далеко не основная статься затрат. В большинстве компаний основные затраты будут приходиться на персонал.
Помнить, что система управления предоставлением услуг (ITSM-система) позволяет усовершенствовать и оптимизировать работу всех остальных служб ИТ-поддержки.
Помнить, что ИТ-аутсорсинг — прежде всего сервис. Знания и опыт тоже важны, но сервис первичен.
Классификация ИТ-компаний
- Пул крупных системных интеграторов с количеством сотрудников от 350 до 3000 человек;
- Транснациональные компании, выполняющие проекты по международным стандартам;
- Выходящие на рынок, внутренние ИТ-подразделения крупных акционерных компаний;
- Средние компании, вышедшие из вертикальных отраслей и оказывающие ИТ-услуги на отраслевых рынках. Журнал ИКС считает, что таких компаний в России несколько десятков;
- Сотни мелких компаний, которые оказывают услуги в регионах, занимаясь обслуживанием компьютерных парков, ремонтом оргтехники и поддержкой офисного ПО преимущественно для представителей малого бизнеса. Штат таких организаций обычно не превышает 20-30 человек, а уровень услуг напрямую зависит от компетенции организаторов. Основной недостаток таких фирм — отсутствие качественного менеджерского состава, а проблемы связаны с непониманием того, как ИТ влияет на бизнес их клиентов.
По материалам статьи Лилии Павловой «ИТ-локомотив — пока на запасном пути?»
Дополнительные материалы
- Ваше конкурентное преимущество в том, что вы дешевле админа?
- ИТ-аутсорсинг: 7 советов о том, как получать высокую прибыль и делать при этом заказчика счастливым
- Есть ли преимущества у российских ИТ-аутсорсеров?
- Об ошибках в управлении денежными потоками
- Характерные ошибки в ценообразовании
- Факторы, из-за которых заказчики разочаровываются в ИТ-аутсорсинге
Комментарии (36)
КомментироватьУраев Алексей Витальевич [AlexR], 19 ноября 2010, 13:53
Бычков Валерий [vbychkov], 19 ноября 2010, 14:00
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 19 ноября 2010, 14:21
И ничего не появления у ИТ-компаний очень крупных заказов в период их жизни. И с ними нужно поступать двумя способами:
1. Фиксировать прибыль, выплачивая дивиденды.
2. На полученную прибыль делать инвестиции в развитие новых направлений.
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 19 ноября 2010, 15:37
Финеев Алексей Валерьевич [Rait], 19 ноября 2010, 13:56
Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 19 ноября 2010, 14:21
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 19 ноября 2010, 14:22
Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 19 ноября 2010, 14:38
Бычков Валерий [vbychkov], 19 ноября 2010, 14:36
Более того, поскольку бумажные журналы 99% материалов пишут в расчете на эту аудиторию. Так что особо грамотные и начитанные заказчики в малом и среднем бизнесе тоже хотят ISO. Цена вопроса - это конечно тоже аргумент, но и на пальцах неплохо бы объяснить почему они так сами работать не будут.
Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 19 ноября 2010, 15:23
Чижиков Владимир [Skif Swarogich], 19 ноября 2010, 14:28
Чижиков Владимир [Skif Swarogich], 19 ноября 2010, 14:29
Бычков Валерий [vbychkov], 19 ноября 2010, 14:37
Какие кстати ляпы нужно убрать?
Чижиков Владимир [Skif Swarogich], 19 ноября 2010, 14:44
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 19 ноября 2010, 14:47
Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 22 ноября 2010, 20:07
Ураев Алексей Витальевич [AlexR], 19 ноября 2010, 16:24
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 19 ноября 2010, 16:27
Ураев Алексей Витальевич [AlexR], 19 ноября 2010, 18:12
Казанцев Алексей [A-Lexx], 23 ноября 2010, 17:06
Кухтенков Михаил Юрьевич [Михаил], 22 ноября 2010, 23:12
Мосолов Дмитрий [Cookie], 19 ноября 2010, 19:35
Статья в ИКС очень интересная. Минус только один - автор, похоже, и не подозревает что львиную долю аутсорса для малого бизнеса в нашей стране делают компании с 3-5 сотрудниками. А часто даже и с одним единственным.
просто потому, что львиную малого бизнеса составляют компании с 5-20 компьютерами.
Леков Александр [itsLek], 21 ноября 2010, 23:32
Савчук Виктор [TigerS], 23 ноября 2010, 23:32
А то начитаешься мегастатей о мегафирмах.... как энто дело на себя примерять?....
Поздняков Кирилл [kgpozdnyakov], 22 ноября 2010, 10:54
Бояринцев Кирилл [solaris34], 22 ноября 2010, 13:02
"В начале бизнеса ИТ-аутсорсинговой компании, среди основателей должен быть как минимум один технарь, который будет все делать и всех учить".
"Основной недостаток таких фирм — отсутствие качественного менеджерского состава".
Найти хорошего технаря, который будет всех учить - не очень большая проблема. Найти его же, но с пониманием процессов ITSM уже в разы сложнее. Найти грамотного менеджера, способного продать проект клиенту, который обладает полным "непониманием того, как ИТ влияет на бизнес" - вот это действительно mission impossible. :)
Бычков Валерий [vbychkov], 22 ноября 2010, 15:37
Поздняков Кирилл [kgpozdnyakov], 22 ноября 2010, 15:51
Бычков Валерий [vbychkov], 22 ноября 2010, 16:06
Поздняков Кирилл [kgpozdnyakov], 22 ноября 2010, 16:34
Кухтенков Михаил Юрьевич [Михаил], 22 ноября 2010, 23:09
Шулунов Арсений [Jericho], 07 декабря 2010, 06:36
ИМХО
вообще и этот случай - тоже этот случай. Технарь - такой же ресурс. В противном случае можно было бы написать допустим, что требуется так же обязательно, ну не знаю коннектер ибо без коннектера не очень всё получится.
Голев Александр [golev], 23 ноября 2010, 01:37
Казанцев Алексей [A-Lexx], 23 ноября 2010, 17:21
"Если в начинающей технологической компании нет своего технологического гуру — компания обречена, несмотря ни на какие таланты остальных участников."
Немного шокирован таким утверждением:) У меня много знакомых, которые мечтают создать IT аутсорсинговую компанию. И все они технари. И нет ни одного менеджера, который бы мечтал заняться IT аутсорсингом :) Я сам технарь, но очень много времени трачу на изучение бизнес-языка, обучение переговорам, продажам, маркетингу. Потому что необходимо основные силы бросить на клиентуру.
"Большой клиент - зло" - Хорошее утверждение:) И именно на нем мы будем становиться сильнее :)
[Svetozar], 08 февраля 2013, 01:54
[Makaroff], 16 марта 2015, 14:35