Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Что нужно знать до того, как открыть свой ИТ бизнес?

Что нужно знать до того, как открыть свой ИТ бизнес?

Если вы собираетесь открыть собственную компанию, приготовьтесь к тому, что ваши собственные профессиональные компетенции отойдут на второй план. Вам предстоит познакомиться с основами бухгалтерского, налогового и управленческого учета, приобрести некоторые юридические знания и опыт работы с госучреждениями, стать профессионалом в HR — звучит, как программа MBA, но это еще не все — на вашем пути будет множество других препятствий. Вот несколько ключевых моментов, которые помогут понять, готовы ли вы принять этот вызов.

Какие виды ИТ-бизнеса вы можете открыть?

  • Фриланс — вы продаете собственный профессиональный опыт, практически так же, как  вы делали, работая в компании. Вам потребуется регистрация в качестве ИП для легализации доходов и формализации отношений с заказчиком, но в целом объем организационной работы будет минимален.
  • Консалтинг — также как и во фрилансе,  вы продаете заказчику свой опыт.  В большинстве случаев консалтинг предполагает разовые проекты, в которых ваша ответственность за результат минимальна.  Если вы хотите называть себя консультантом, то как минимум вам необходимо ИП и заключение договора с заказчиком.
  • ИТ-компания — скорее всего вам потребуются сотрудники и ориентация на результат. Если вы создаете стартап или компанию-разработчика, то речь пойдет об итоговом продукте. Сервисный и аутсорсинговый бизнес, предполагает длительное обслуживание каких-либо процессов заказчика, и соответственно внимания к формальной стороне отношений: заключение договоров, SLA, выстраивание системы работ, налаживание отношений с  руководством и персоналом заказчика и т.п.

Впрочем, различия в большинстве случаев довольно условны и сводятся к вашей самоидентификации. Далее я буду говорить о консалтинге, как самой простой форме ИТ-бизнеса.

  • По каким вопросам вы собираетесь консультировать? Определение того, какие навыки вы собираетесь продавать, это ключ к тому, чтобы стать успешным консультантом. Желание создать свой бизнес, предполагает, что определенные навыки у вас уже есть. Теперь стоит определиться с той нишей,  которая позволит вам выйти на рынок. Во многих случаях ориентироваться только на локальный рынок — плохая идея: конкуренция может быть высока, а спрос на услуги низок. Присмотритесь к интернет: большую часть ИТ-услуг можно продать удаленно, что существенно расширяет ваш потенциальный рынок.
  • Справитесь ли вы с организацией своего времени? Вы вспоминаете свой опыт работы в компании и более-менее представляете, сколько времени уходит на один проект. Однако,  учтите, что в собственном бизнесе вам придется посвятить проекту намного больше времени. ИТ-специалист, участвующий в проекте большой ИТ-компании, видит свой участок работы, но обычно не замечает всей подготовительной работы, которую проделали другие сотрудники: продажа проекта, предпродажная работа, подготовка и согласование ТЗ,  закупка ПО и оборудования, юридическое сопровождение, техническая поддержка и т.п. Допустим вы считали, что делали 80% работ по проекту, но множество других  сотрудников большой компании вносили свой небольшой вклад в итоговый результат. В своей компании эти 20% работы займут 80% вашего времени. Вы должны реально оценить свои навыки и определить для себя, готовы ли вы тратить огромное количество времени на работу.
  • Знаете ли вы основы бухгалтерского учета? Каждый консультант должен быть в состоянии производить базовые бухгалтерские операции, а также знать основы налогового и управленческого учета. Вам придется самостоятельно разобраться во всем этом, даже если вы планируете нанять бухгалтера.
  • Умеете ли вы «выбивать» деньги из должников? Работая консультантом, вам неизбежно придется столкнуться с тем, что клиенты могут просрочивать оплату. Выделите определенный день в месяце, когда бы будете подводить итог оплаченных и неоплаченных счетов для отслеживания злостных неплательщиков и принятия мер по отношению к ним. Это крайне важно, так как может оказаться, что ваши лучшие клиенты могут оказаться худшими, когда дело доходит до оплаты. Запоздалые платежи могут убить ваш бизнес еще до того, как он начнет набирать обороты.
  • Можете ли вы сами продвигать свои услуги? Вы должны быть готовы к тому, что заниматься продвижением своего бизнеса вам придется самостоятельно. Вы не добьетесь положительных результатов, если не желаете или не умеете налаживать контакты. Вам придется активно заниматься маркетингом и продажами вашей компании: устанавливать новые контакты, постоянно напоминать о себе существующим клиентам, и интересоваться, не появилась ли у них еще работа для вас, и не посоветуют ли они вам компании, которым могут понадобиться ваши услуги. Маркетинг — это непрерывный процесс, необходимый для процветания вашего бизнеса.
  • Определите ожидаемый доход. Если это возможно, прежде чем решится посветить все свое время собственному бизнесу, лучше найти клиента и поработать с ним, не оставляя основной работы. Подобный подход даст возможность оценить спрос на ваши услуги и ожидаемый доход от бизнеса. Впрочем, обратная сторона такого подхода: ваш бизнес может так никогда и не стать вашим основным делом. Я знаю множество консультантов, которые ведут по 2-3 небольших проекта в год — это хорошая прибавка к зарплате, но основная работа просто не оставляет им времени на большее.  

Определяя стоимость собственных услуг, ориентируйтесь на свои потребности, а не на то, сколько, по вашему мнению, такие услуги стоят на рынке. Низкая стоимость услуг не позволит вам продавать больше, но зато быстро приведет к разочарованию в бизнесе.

Помните, вам никто не гарантирует оплату даже 20 часов в неделю.

  • Разрабатывайте краткосрочные бизнес планы. Некоторые начинающие предприниматели тратят много времени на проработку бизнес плана до того, как начать сове дело. Большую часть цифр они берут с потолка. На самом деле, лучшим временем для написания бизнес плана может стать момент, когда у вас так много работы, что вы не знаете за что взяться в первую очередь. Устройте себе день стратегического планирования и уделите несколько часов на разработку бизнес плана на следующие 3 месяца. Не пытайтесь проработать все до мелочей. Вы уже знаете свой средний доход и количество затрачиваемого времени, а не пытаетесь угадать, поэтому  такой бизнес план будет намного более эффективным.

Дополнительные материалы

Комментарии (0)