Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Какой должна быть государственная поддержка?

Какой должна быть государственная поддержка?

Перед выборами, да еще и в канун нового года все любят давать обещания: «каждому зайцу по морковке». Бог знает, какой процент из них будет потом исполнен. Но, чтобы не было ощущения, что морковка была нашим истинным стремлением, мы могли бы хотя бы сформулировать то, чего бы нам хотелось. Если смотреть на вещи более или менее реально, какой вы бы хотели видеть государственную поддержку бизнеса в сфере информационных технологий?

Компания «Руссофт» провела интересные исследования, результаты которых были в числе прочих докладов представлены на конференции по SPM в Санкт-Петербурге. По мнению аналитиков, за последний год бизнес стал еще критичнее относиться к условиям, в которых приходится работать в России. Но на фоне среднего снижения оценки условий по сравнению с прошлым годом (показатель, введенный Руссофтом, снизился с 2,7 до 2,58 баллов по 5-бальной шкале) неизменной осталась только оценка мероприятий государства в сфере поддержки ИТ. Руссофт комментирует, что такие результаты не означают, что с поддержкой ИТ у нас все хорошо. Это отражение отсутствия изменений на фоне прошлого года. Кстати, оценку выше «удовлетворительной» в этом году получила лишь защита прав интеллектуальной собственности (и то не на много, всего на 0,1 балла). Неожиданно наибольшую субъективную оценку условия ведения бизнеса получили в Санкт-Петербурге; наименьшую – условия в Сибири.

Не будем вдаваться в выводы, которые аналитики сделали из этих результатов. Давайте немного помечтаем? Какой, на ваш взгляд, должна быть государственная поддержка ИТ-области (если смотреть на вещи более или менее реально, не требуя каждому, кто только сунется в ИТ, миллион долларов беспроцентной ссуды, которую можно не отдавать)?

Чаще всего от представителей всех отраслей бизнеса приходится слышать высказанные вслух пожелания «не мешать работать». Не вводить постоянно новые порядки оформления документов, поборы, проценты и прочее, прислушиваться к мнению широкого диапазона участников рынка (а не только крупнейших), принимая определенные решения и т.п. Наверное, это пожелание будет существовать ровно столько, сколько существует власть вообще, ведь в общем виде оно под собой не несет никакой конкретики. Интересно было бы узнать, какие более определенные меры могли бы сделать ИТ-отрасль если не полностью довольной, то хотя бы более благосклонной?

Аналитики Руссофт в своем отчете выделяют три наиболее важных составляющих недовольства условиями ведения бизнеса: дефицит на рынке труда (отсутствие и стоимость рабочей силы), налоговая нагрузка и, как ни странно, стоимость аренды помещений, где располагаются офисы.

Теоретически государство могло бы заняться подготовкой квалифицированных кадров. Конечно, без участия бизнеса этот замкнутый круг с отставанием ВУЗовской программы от реального мира на десятки лет все равно не разорвать. Но подъем зарплаты до конкурентоспособного уровня в специализированных ВУЗах помог бы создать предпосылки, чтобы проблема начала решаться силами бизнеса. Чтобы специалисты, готовые работать на рынке и проводить платные тренинги для коллег, обращали внимание и на учебные заведения. Правда, непонятно, как такие меры могут отразиться на жизненном уровне высокооплачиваемых специалистов. Бизнес, как было отмечено выше, не доволен не только отсутствием людей, но и их «ценой». Конкуренция за рабочее место неизбежно приведет к падению зарплат не гениям.

Со вторым пунктом, налоговой нагрузкой, все более или менее понятно и единодушно: бизнес хочет снизить налоговое бремя, считая его слишком тяжелым. А вот ситуация с арендой «подогревается» взлетевшими до небес ценами на недвижимость. Нужно ли ИТ-шникам какое-то регулирование в недвижимости?

От докладчика Руссофта мне довелось услышать еще одну интересную мысль относительно возможной поддержки: в нашей стране назрела необходимость сократить идеологический и налоговый разрыв между рынком ИТ-компаний, работающих внутри страны, и теми, кто поставляет свои услуги на экспорт. Услуги российских компаний на международном рынке пользуются заметным спросом, поэтому докладчик предлагал сделать экспорт таких услуг чуть ли не национальной идеей. Его цифры доказывали, что этот экспорт выгоден и самим компаниям.

От себя я бы добавила еще борьбу с коррупцией, но, к сожалению, мне на ум не приходит ни одного эффективного решения, которое нельзя было бы извратить до негатива.

А что предложите вы?

Полный текст отчета о рынке ИТ в России за 2011 год можно найти у Руссофта.

Дополнительные материалы

Комментарии (3)

  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 02 декабря 2011, 10:55

    0
    Кто хочет - ищет возможность, кто не хочет - ищет причину ("налоги душат" и так далее).
  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 02 декабря 2011, 11:25

    0
    ВУЗы, а также гастрабайтеры проблему кадров не решат. Фактически ВУЗовские программы сейчас активно сокращаются, в том числе по базовым дисциплинам, а качество подготовки выпускников неуклонно падает. Большие компании спасут корпоративные университеты, маленькие программы наставничества.
    С налогами для ИТ-бизнеса важно не то, что они большие. А то, что они больнее всего бьют по самой чувствительной части - ФОТ. В этом отношении дистрибьюторам живется не в пример легче чем разработчикам.
    Ну и аренда. У нас в стране слишком высокая концентрация бизнеса в мегаполисах и особенно в границах МКАД. Тенденция вывода  разработчиков в регионы уже явно наметилась. ЦОД в общем то тоже намного дешевле строить ближе к доступным источникам дешевой электроэнергии. На скорость доступа это практически никак не влияет.
    В этом отношении показателен пример ЦОД Apple в Мейдене (3000 человек населения - по нашему так просто большое село) - 1 млрд. $, 200 акров площади, 50 сотрудников. Из них из самого городка что-то около 0. И Apple точно знает, что все мощности будут востребованы. А у нас, например, про самарский ЦОД Мегафона, которые открыли чуть больше года назад, до сих пор говорят, что он полупустой стоит. Не умеют продавать услуги?
    • Аватар

      Юсов Алексей [alexus], 02 декабря 2011, 15:22

      1
      Про возможности и причины согласен. Но к сожалению принцип построения отношений между государством и бизнесом в нашей стране до сих пор состоит в том, чтобы "запрещать и не пущать". Тот же НДС в Европе совершенно иначе работает. Там ты заплатил весь свой НДС. Потом предъявил фактуры по затратам и тебе вернули! Сразу и без разговоров! А  у нас переплатил - не вернут. Потом, мол зачтешь.

      Второй момент - налоги на ФОТ у нас после повышения страховых уже выше чем в Европе, насколько я знаю. Почему в Сколкове типа инновационные конторы кроме льгот по налогам еще и гранты получают (на самом деле там один большой междусобойчик), а начинающий предприниматель из Курска http://smartsourcing.ru/questions/21 мечется, как на 100 т.р. открыть бизнес?????

      Ну и про инфраструктуру. Важно, чтобы она была надежной и предсказуемой. Мы сейчас все свои сервера переводим в ЦОДы в Германии. Это дешевле и надежнее. А нас построят ЦОД - завтра придет вексельберг и скажет "Здесь будет Сколково-78, подите прочь! Компенсации через суд может когда-нибудь получите, если здоровья хватит дожить." У нас даже выделение киловатта стоит в 10 раз дороже чем в Европе.