Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Видео-связь, как основа бизнес-модели

Видео-связь, как основа бизнес-модели

Не так давно видеосвязь из абстрактного элемента фантастических рассказов превратилась в обыденность. Вместе с удобством и потенциальной экономией на командировках она принесла с собой и новые версии бизнес-моделей, воплощать которые ранее не имело смысла из-за малого локального спроса на те или иные услуги. Теперь же люди даже самых странных профессий успешно развивают бизнес через интернет. Предлагаю поговорить о новых вариациях бизнес-моделей, появившихся, благодаря видеосвязи.

В свое работе, связанной с постоянными интервью и общением с отраслью телекоммуникаций, я заметила, что даже те, кто сами «сделали» видеосвязь реальностью, лишь с недавнего времени охотно пользуются плодами своей работы. Тут никаких цифр аналитиков не требуется: буквально за последние полгода доля интервью, проходящих по скайпу, вместо телефона, увеличилась процентов с 5 до 50. Более того, если раньше мне самой приходилось быть источником инициативы не встречаться лично, а поговорить удаленно, то теперь все чаще я слышу предложения перейти на видеосвязь уже от коллег и партнеров.

Положим, тот факт, что видеосвязь – это удобный инструмент, поддерживающий развитие некого бизнеса, не вызывает сомнения. Но уже сегодня эта технология пошла дальше. Она сама становится основой для бизнеса. Ярких примеров тому полно в реальной жизни.

Самый очевидный бизнес, который может спокойно уходить в онлайн – это частные уроки. Правда, не любое репетиторство хорошо себя чувствует в видеоконференции. Среди моих друзей много учителей физики, математики и иностранных языков – по их впечатлению, работа со школьниками через видеосвязь затруднительна. В этом возрасте преподаватель должен быть заодно и аниматором, и вот здесь качество картинки и звука пока не достаточно, чтобы видеть реакцию ученика на свои слова. Но вот со взрослыми все гораздо проще. Мои знакомые преподаватели языков уже активно практикуют такую возможность, обучая загруженных работой офисных сотрудников и используя в качестве мотиватора для «клиентов» скидку на почасовую оплату.

На мой взгляд, наибольшие перспективы здесь у преподавателей не самых востребованных языков. К примеру, у преподавательницы финского, проживающей в области, в двух часах езды от центра города. Ее «потенциальные клиенты» рассредоточены по всему городу, так что, если ездить к ним лично, слишком много времени будет уходить на дорогу (вплоть до того, что дорога сделает сами уроки нерентабельными). Имея широкополосный интернет дома (что не редкость теперь и в более отдаленных от крупных городов населенных пунктах), она вполне может преподавать, не покидая квартиры.

Еще несколько интересных примеров бизнес-моделей на основе видеоконференцсвязи можно найти в блоге разработчиков Skype. Совсем недавно они рассказывали об успешном «личном шеф-поваре», источник доходов которой – это индивидуальные кулинарные консультации по видеосвязи. Аналогичным образом работают десятки личных тренеров, стилистов и даже портных, контролирующих через видеосвязь правильность сделанных клиентом измерений параметров своего тела. Даже пресловутые иерархические структуры MLM уже давно строятся через видеоконференции.

Все эти примеры наталкивают на вывод о том, что видеоконференции – хорошее место для консультаций со стороны условно редких специалистов (т.е. тех, которых нельзя найти на каждом углу). Консультации не обязательно должны быть востребованы индивидуальными клиентами. Но бизнесу обычно проще «выписать» себе нужного специалиста прямо в офис. Здесь же ключевой фактор – это географические расстояния и физическая невозможность или нерентабельность личной встречи, сопряженные с наличием достаточно широкого интернет-канала. Тот же учитель не будет тратить полдня на дорогу к ученику, чтобы получить свою стандартную оплату за час. А если он запросит оплату времени, ушедшего на дорогу, ученику будет не выгодно заниматься.

Мне кажется, идея подтолкнуть развитие бизнеса с помощью видеосвязи вполне может быть применима и в небольших ИТ-компаниях. С одной стороны, видеосвязь позволяет решать основную задачу организации (допустим, консультирование по вопросам внедрения каких-то решений). С другой – она может быть инструментом для привлечения клиентов к прочим услугам компании. Грубо говоря, предлагая клиентом консультации по приготовлению блюд за символические деньги, параллельно можно было бы продавать им кулинарные книги, товары для кухни или некоторые нестандартные продукты питания. Сегодня многие ИТ-компании, фактически, занимаются тем же, ведя корпоративный блог и рассказывая там об успешных практиках применения продукта.

А как вы считаете, видеоконференции могли бы помочь вашему бизнесу (или, быть может, уже помогают)? Встречались ли вам еще какие-либо бизнес-модели, в основе которых заложена видеосвязь, помимо упомянутого консультирования?

Дополнительные материалы:

Комментарии (1)

  • Аватар

    [Alexandrov], 24 августа 2013, 14:27

    1

    Недавно завершили проект по внедрению системы видеоконференцсвязи(ВКС). Наши клиенты, международная компания. Систему используют для еженедельных митингов, в несколько участников из офисов разных стран.  Также система используется для видеосвязи офис - производство. Также с помощью системы делают презентации и обучение. Кстати функция переключения между экранами видеоконференции и демонстрации презентаций реализована очень хорошо.  В качестве решения ВКС используется оборудование LifeSize.  Видеотрафик проходит по защищенному VPN каналу.  Мы делали только две точки. Стоимость оборудования порядка 25 тыс. долларов (LifeSize Express 220,  монтажные стойки Chief MFC, ТВ LCD 46' -60' ). Качество картинки хорошее, на большом экране практически эффект присутствия,  передается даже мимика человека.
    Системы ВКС очень хорошее решения для компаний с географически распределенной структурой.