Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Не используешь резервное копирование — вон из профессии

Не используешь резервное копирование — вон из профессии

При обсуждении полезных для аутсорсинговых компаний ИТ-технологий регулярно возникает тема резервного копирования. Резервное копирование — штука полезная, однако для ИТ-профессионала — это must have. Вопрос не о необходимости, а о предпочтениях. Можно спорить какая технология резервного копирования лучше и удобнее, однако, если для критически важных данных не используется какая-либо технология, пусть даже это копирование файлов при помощи проводника на внешний usb-диск — тебе нет места в профессии.

Как и предыдущие технологии, резервное копирование клиенту не нужно. Ему и платить то за него не обязательно. Пока все идет хорошо — он о нем не вспомнит. Как только что-то пойдет не так, то, что там, в договоре написано про восстановление работы систем?

Хотите потерять клиента и получить множество негативных отзывов? Расскажите клиенту, после инцидента, что вы восстановили работу бухгалтерии, но вот данные из нее пропали, т.к. вы не занимаетесь резервным копированием.

И наоборот, самая большая благодарность к ИТ возникает, когда оказывается, что можно восстановить случайно удаленный файл. Технологий обеспечивающих резервное копирование очень много. Ограничусь ссылкой на далеко не полный список в Википедии

Дисковое пространство дешевеет с каждым годом. В домашних архивах пользователей вполне привычны терабайтные внешние диски, тем более компании могут себе позволить подобные решения. Многим компаниям вполне достаточно даже DVD-R дисков.

При организации резервного копирования следует обращать внимание на то, что часть пользовательских данных обновляется очень часто, а часть довольно редко. Если для корпоративного веб-сайта вполне подходит резервный DVD-R диск, то для пользовательских документов или бухгалтерского решения лучше все же применять что-то более автоматизированное и регулярное.

Стоит также отметить облачные хранилища. Их стоимость также не запредельна, зато позволяет обеспечить географическую удаленность резервной копии. Печальный опыт WTC показал, что хранить резервные копии нужно вдали от основной инфраструктуры, поскольку иногда происходит такое маловероятное событие, как попадание двух самолетов в два рядом стоящих задние.

Дополнительные материалы

Комментарии (20)

  • Аватар

    Бояринцев Кирилл [solaris34], 23 ноября 2010, 18:33

    0

    "Расскажите клиенту, после инцидента, что вы восстановили работу бухгалтерии".

    Очень верный пример. Заботясь об отказоустойчивости ИТ-сервисов некоторые периодически забывают, что для работы этих сервисов необходимы исходные данные. Поэтому, фактически, можно рассматривать резервное копирование данных, как обеспечение отказоустойчивости сервиса к которому они относятся.

    • Аватар

      Савчук Виктор [TigerS], 23 ноября 2010, 23:20

      0
      Интересный инцидент у меня.
      Клиент два визита распинался о необходимости архивирования документов/программ.  Наверное надеялся, что я как телепат САМ разберусь, что для него важно.
      Я предоставил бланк на каждый ПК. С единственным условием - что еще (какие паки/проги) кроме Рабочего стола и Моих документов подлежит архивированию.....  энтузиазм как то сам собою сошел на нет.

      Нет. Я конечно бОльшую часть ПО и сам догадаюсь забэкапить (хоть по ярлыкам на раб.столе...), но хочется взаимной ответсвенности за принятые решения.
      Я прав?
    • Аватар

      Key Iten [inggvar], 24 ноября 2010, 09:13

      0
      я чего то опять не понимаю( скажите пожалуйста что вы продаете в абон плате если даже(некоторые) не делают резервные копии?(мы так на это и делаем основной упор, что все ваши данные будут целы и невредимы и работать сможете долго и счастливо) 
      p/s: где то встречал определение важной информации=) важная информация - это инфа хранящаяся в 3 экземплярах на 3 различных носителях =)
      • Аватар

        Савчук Виктор [TigerS], 24 ноября 2010, 21:09

        0
        ---скажите пожалуйста что вы продаете в абон плате если даже(некоторые) не делают резервные копии?
        Так бэкап и продаем (в перечне прочих услуг).  Но вопрос то остался - я сам должен ДОГАДЫВАТЬСЯ, что у клиента считается важной информацией?  Особенно весело, когда работаешь с полиграфистами/дизайнерами.  У них бэкапы - гиги и гиги.  Соответственно время бэкапа (т.е. нагрузка на машину) весьма заметны.
        Ночное время бэкапа не годится, т.к. по ночам ПК и рубильник питания включены далеко не у всех.
  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 24 ноября 2010, 09:46

    0
    Вообще клиенты, даже не имеющие негативного опыта, всегда положительно реагируют на предложение о резервировании данных. Беда начинается с выбора системы, удобная, технологичная система для среднего офиса стоит прилично. Не стоит забывать и о маркетинговой политике производителя ПО: Почему, если данные так ценны, софт для резервирования должен быть дешевым? Конечно, можно и аманду поставить, но если честно, то предложение купить легкое платное решение под сеть до 100 ПК служит проверкой отношения клиента к данным.

    P.S. Вот что такое план аварийного восстановления объяснить труднее, а ведь тоже must have  
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 24 ноября 2010, 11:13

      0
      Да почему же удобная система стоит больших денег? У нас более 200 ПК в компании и кучи серверов. Вся инфраструктура работает на FOSS ПО. Платное -- только винда на ноутбуках и ms office у тех.писателей (у остальных -- OpenOffice). Бекапы ПК вообще не делаются (ибо нафиг). Вся важная информация хранится либо в СВНе, либо в общих папках отделов (они то понятно, бекапируются).

      Вопрос только к том, что нужны правильные руки и головы, чтобы в этом всем разобраться.
      • Аватар

        Савчук Виктор [TigerS], 24 ноября 2010, 21:14

        0
        ---Да почему же удобная система стоит больших денег?
        А действительно...  мы ведь обсуждаем малый бизнес :)
        Какие уж там сотни ПК?

        ---Вся важная информация хранится либо в СВНе, либо в общих папках отделов
        Аналогично выше. Выделенная машина у клиента есть далеко не всегда. :(
  • Аватар

    Мосолов Дмитрий [Cookie], 24 ноября 2010, 22:13

    0

    А не пробовали рассматривать как решение для бекапа такую экзотику для России, как Windows Home Server?
    Я внедрял. Рекомендую.

    • Аватар

      Горошко Дмитрий [goroshko], 05 декабря 2010, 00:32

      0
      Да технологий сейчас уйма, выбирай и используй. Вопрос тут скорее в том, какова мотивация админов не делать бэкапы. Некоторые мотивировали тем, что руководство не выделяет средств.
  • Аватар

    Ураев Алексей Витальевич [AlexR], 25 ноября 2010, 12:57

    0
    Админы делятся на тех, кто делает резервное копирование и тех, кто ЕЩЕ этого не делает )
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 25 ноября 2010, 13:34

      0
      Практика показывает, что те кто резервное копирование не делает, его не начинают делать и после больших инцидентов.
      • Аватар

        Ураев Алексей Витальевич [AlexR], 25 ноября 2010, 18:22

        0
        практика еще показывает, что такие не добиваются успехов в карьере )
        • Аватар

          Горошко Дмитрий [goroshko], 10 декабря 2010, 01:08

          0
          Скорее не практика, а статистика :)
          Наверное руководству при приеме на работу, сразу следует:
          1. Включить вопрос о резервном копировании
          2. Ввести обязательную политику для админа, ит-отдела о резервном копировании
          3. Производить контроль за исполнением (иногда с привлечением аудиторов) 

          и пусть админ только попробует забить.
          • Аватар

            Бычков Валерий [vbychkov], 10 декабря 2010, 06:07

            0
            У директора, который способен выдвинуть подобные требования, админы делают все что нужно и даже возможно вполне соответствуют хорошим практикам ITIL.
          • Аватар

            Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 29 августа 2011, 13:13

            -1

            Беда в  том, что в даже в средней компании ИТ директора нет и контролировать админа некому. Директор лесопилки в лесе разбирается, а в ИТ - нет. Я смеха ради держу на hh.ru три резюме, менеджера, специалиста и специалиста на английском. И все ищут специалиста. А я падаю, специалист политики разрабатывать будет?

            • Аватар

              Горошко Дмитрий [goroshko], 29 августа 2011, 18:30

              0
              Я не писал о том, что политики должен разрабатывать админ.
              Разработку политик безопасности (в которые входит и резервное копирование) можно поручить аутсорсинговой компании и периодически проверять их исполнение. Думаю это будет небольшая финансовая потеря, чем потеря критически-важных данных, а может и всех.
              • Аватар

                Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 29 августа 2011, 23:52

                0
                Дмитрий,

                Вы не подскажете, какая компания сможет внедрить СУИБ в соответствии с ISO 27001 и почем в компании с 3-мя офисами и 150 компьютерами? Регламент бэкапов вообще в стандарт входит, но его можно и отдельно сделать.
                Да еще, что Вы понимаете под "информационной безопасностью"?
  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 29 августа 2011, 12:50

    0
    Кстати, резервное копирование смартсорсинга осуществляется очень просто: бекапы складываются на dropbox в автоматическом режиме.

    Дешево и вкусно.
    • Аватар

      [bhavenger], 13 октября 2014, 09:11

      1
      Только не очень безопасно. Dropbox уже ломали. А сам Dropbox в общем не скрывает, что имеет доступ к данным, но смотреть не будет. Честное слово :)
    • Аватар

      Кирилюк Иван [Qwerty], 21 октября 2014, 10:36

      0

      Кирилл, я на вебинаре по ITSM 365 упоминал про то, что облакам (имеется в иду не родным) критичные для компании данные доверять нельзя.

      мне сообщили, что и Интернету доверять нельзя и вообще вопрос в цене.

      в связи с заявлением про бэкапы Смартсорсинга, стало любопытно - а ITSM 365 случайно в Дропбокс какой-нибудь не бэкапится?

      а то клиентам было бы здорово узнать, что их данные "дешево и вкусно" в публичное облако складываются в виде бэкапов.