Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Бизнес-аналитика как инструмент перемен

Бизнес-аналитика как инструмент перемен

Бизнес вкладывает огромные деньги и время в покупку корпоративного программного обеспечения. Но как только покупка состоялась, часто возникают вопросы по поводу использования очередного приобретения (нужно ли оно, а действительно ли обеспечен уровень экономии, озвученный при продаже и т.п.). Поможет ли бизнес-аналитика исключить подобные вопросы?

Логично, что от вложенных в покупку корпоративного программного обеспечения средств компании стремятся получить как можно более существенную отдачу. И один из наиболее распространенных способов повысить отдачу проектов — использовать стратегический подход, а не планировать внедрение каждого элемента ИТ-инфраструктуры по отдельности. Для этого необходимо как минимум взглянуть на всю корпоративную информационную систему в целом, чтобы определить какие функции в ней могут быть полезны в организации. Именно здесь требуется применение бизнес-аналитики, представляющея собой даже не частное программное решение, а набор методологий и процессов для оценки внесенных изменений.

Но внедрение средств бизнес-аналитики — само по себе инфраструктурный стратегический процесс, который точно также сталкивается с недостатком средств и сопротивлением пользователей.

Любое решение, в том числе и бизнес-аналитика, работает только тогда, когда ей пользуются. Часто внедренные инструменты бизнес-аналитики применяются только для оценки стоимости определенных проектов, в том числе и в ИТ. Информация собирается, но не используется для оптимизации работы предприятия. Более того, на данный момент чаще эта информация остается в ведении ИТ-департрамента, не знающего, как ее применить.

В идеале бизнес-аналитика должна работать в тесной связи с другими системами предприятия, а также всеми заинтересованными сотрудниками: не только менеджерами отделов, но и руководителями предприятия. Последние обычно настолько заняты, что не готовы выделять время на внедрение в свою работу новых инструментов. В итоге либо принятие ключевых решений по проектам на основе данных бизнес-анализа «скатывается» на более низкий уровень управления, либо полезная информация просто «повисает» в воздухе.

Сложно представить, какое количество данных на самом деле собирается зря, не давая никакой отдачи на потраченное время. И проблема здесь не только в естественном сопротивлении людей взваливать на себя очередную работу, заключающуюся в оценке данных. Для оценки деятельности не всегда применяются правильные метрики, согласованные с общей стратегией предприятия. Чаще всего достаточно 10 ключевых метрик, а ранее внедрение бизнес-анализа можно начать с одного — двух наиболее «качественных» показателей. С их помощью ИТ может показать бизнесу преимущества анализа в режиме реального времени на фоне затрат на внедрение.

Некоторые стратегические возможности бизнес-аналитики помогают определить центры компетенции (иными словами, обмена опытом) ведущих системных интеграторов, которые сосредотачивают в себе все четыре «измерения» подобных продуктов: технологию, инфраструктуру, процессы и человеческие ресурсы. Три из четырех элементов из примера центра компетенции можно воссоздать в рамках предприятия, но четвертый, человеческие ресурсы, требуется собирать самостоятельно. Именно поэтому для получения более полной отдачи от внедренных решений бизнесу необходимо поддерживать собственную команду бизнес-аналитиков. Сейчас, пока бизнес-анализ находится в руках ИТ, аналитики сосредотачиваются именно в этом отделе, занимаясь анализом данных лишь часть своего рабочего времени (совмещая эту задачу с десятком других обязанностей).

Отдельные специалисты считают, что таких команд должно быть даже две: одна будет ответственна за технологии (как это реализовано сейчас), а другая - за бизнес-аспекты. Подобные структуры медленно, но верно появляются в организациях, но часто представляют собой некие комитеты, собранные из представителей различных отделов. На сегодняшний день аналитическая группа «от бизнеса» пока не имеет своего наименования в терминах BI, соответственно не имеет и четко прописанной роли. Очевидно, что такая группа должна фокусироваться на деятельности предприятия, работать совместно со своими ИТ-коллегами, отчитываясь о работе перед руководителем предприятия. По мнению Gartner, рынок бизнес-анализа постепенно преобразовывается и уже вряд ли вернется к ситуации, когда все ресурсы были сосредоточены в руках ИТ.

А как реализован бизнес-анализ на вашем предприятии?

Дополнительные материалы

Комментарии (0)