Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

«Социальные технологии included»

«Социальные технологии included»

Очень часто на упаковке продуктов в супермаркете можно увидеть логотип «не содержит ГМО». Пока мир спорит о том, можно ли приравнивать обычную селекцию к генной модификации, маркетологи огромного числа торговых марок посчитали этот слоган продающим. И, хотя в реальности не существует никаких доказательств того, что люди, выбирая, например, хлеб, действительно ищут знакомую надпись, идея распространяется быстрее вирусного заболевания. Не происходит ли то же самое с социальными технологиями в бизнесе?

Рынок не дает нам никаких маркетинговых исследований относительно влияния слогана «не содержит ГМО» на популярность продукта, как, впрочем, и других надписей на этикетке. Кто знает, может быть, активные продажи поджидают того, кто догадается написать на упаковке деликатеса слово «гадость»? Но рынок розничной торговли – не единственный, где правят бал разнообразные лозунги. Аналогичная ситуация наблюдается в мире корпоративного программного обеспечения, в частности, по отношению к ярлыку «социальные технологии».

Само понятие «социальных технологий» достаточно туманно для того, чтобы его можно было применять на весьма широком диапазоне программных продуктов, не рискуя прослыть лжецом. При этом оно у всех на слуху. Интерес к теме постоянно подогревается опубликованными «кейсами о внедрении», где рассказывается, как компания Х увеличила отдачу от инвестиций в программное обеспечение за счет внедрения этих самых социальных технологий в области CRM, бизнес-аналитики и т.п. в масштабе предприятия. Социальные инструменты, по мнению авторов этих кейсов, повышают пользовательский интерес и облегчают тем самым внедрение действительно полезных бизнесу функций. Параллельно Gartner предрекает, что социальные возможности будут одним из шести элементов, определяющих корпоративный ИТ будущего, позволяющим уже через 4 года экономить до 25% рабочего времени.

На фоне этого потока преимуществ неизбежно появляются желающие опробовать этот опыт на себе, а спрос на информацию порождает новые публикации. Этот замкнутый круг «раскручивает» бренд «социальные технологии» автоматически без чьего-либо стороннего участия.

К сожалению, параллельно с отчетами об удачном внедрении социальных инструментов, появляются данные о слабом проникновении средств совместной работы и других возможностей в «среднюю по больнице» корпоративную ИТ-инфраструктуру. Многие аналитики считают, что новые социальные технологии даже на западе до сих пор не смогли вытеснить такие привычные средства, как электронная почта, применяемая для совместной работы. Проблема здесь кроется все в том же человеческом факторе, который губит и другие полезные ИТ-начинания. Наверное, словосочетания «социальные технологии» очень по-разному воспринимаются на уровнях руководства и рядовых сотрудников. Для первых это красивые графики и списки преимуществ, для вторых – дополнительные обязанности и новые сферы продвижения товара. Смею предположить, что пока одни не влезут в шкуру других (или пока не поменяется расстановка сил, участвующих в социальных взаимодействиях), смысл социальных сетей в бизнесе будет выглядеть по-разному на каждом уровне власти.

Самое интересное, что на данный момент нет никаких средств для оценки реального влияния социальных технологий на бизнес. Ни положительного, ни отрицательного. Сложно представить себе метрику, которая смогла бы дать характеристику одним лишь социальным инструментам «в вакууме».

И, кстати, «не принятие» определенных технологий пользователями – это лишь половина провала проекта. Тут все еще остаются пути для поиска правильной мотивации и альтернативного применения уже внедренных инструментов. Вопрос в том, могут ли необдуманно-присоединенные социальные инструменты породить настоящий провал или вполне ощутимый финансовый риск? В случае с надписью «не содержит ГМО» можно было бы представить гипотетический судебный иск в отношении производителя продукта. Как вы думаете, грозит ли чем-то подобным дальнейшее развитие рынка производителям «социальных решений»?

Дополнительные материалы

Комментарии (7)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 11 октября 2011, 19:31

    0
    Кроме ярлыка "не содержит ГМО", есть еще "не тестировалось на животных" и "не содержит холестерина". Причем первые два слогана обычно к действительности не относятся. А вот "не содержит холестерина" - всегда истинная правда - слоган лепят на растительные жиры, куда холестерин разве что искусственно добавить - это сугубо животный липид.
    • Аватар

      Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 11 октября 2011, 19:33

      0
      Ну с "не содержит холестерина" спорить сложно. Либо содержит. Либо нет... а вот ГМО - это достаточно зыбкая почва.. 
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 12 октября 2011, 08:15

      0
      А еще есть слоган "может содержать орехи" - список  подобных продуктов тоже весьма удивителен, так что если молочные продукты содержат арахис (который вообще то не орех), то почему бы не допустить, что в растительное масло при переработке вливают холестерин.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 12 октября 2011, 11:41

      0
      Видел как-то упаковку соли, где было написано, что "не содержит ГМО". А что, все честно написали.
      • Аватар

        Лактионов Максим [netman2k8.ya.ru], 12 октября 2011, 14:11

        0
        Яфшоке!!! Это реальная маркетинговая белиберда. Очень похожая на упаковки китайских товаров, вещающих не весть что...
        А по поводу "соц.вкл" конечно "вапрос интэрысный". Я вот проектом занимаюсь и настаиваю сделать социальное включение, а в команде (меня - гендиректора!!!) бьют по рукам! Теперь вот почитал, что-то как-то задумался, а может правда, ну его нах? Млин, на пачке с солью и - "не содержит ГМО". Позорище!!! Лучше б уж написали - "не содержит Г...М...О". Хоть как-то с наукой пересекается.
        • Аватар

          Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 12 октября 2011, 14:39

          0
          95% людей не знают, как расшифровывается ГМО и что это значит, но где-то на подкорке у них записано, что это хорошо.
          Ну и та же история про шампуни с "антиоксидантами зеленого чая".
          • Аватар

            Лактионов Максим [netman2k8.ya.ru], 12 октября 2011, 16:47

            0
            Хотя я считаю, что использование интеграции проектов с социальными технологиями необходимо на определенных стадиях и будет весьма полезной. Технологии, предоставляемые той же Мордокнижкой могут сыграть очень серьезную роль в продвижении продуктов. Если оно есть, почему пользоваться этим должно быть зазорно?.. Маркетинговое продвижение никто не отменял пока, а наоборот, на это делается сильный упор, теперь в соцсетях.