Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Сайт: баланс между практичностью и красотой

Сайт: баланс между практичностью и красотой

При создании корпоративного «лица в Интернете» часто приходится отказываться от одних пожеланий в пользу других, балансируя между бизнес-потребностями и пользовательским удобством.

Существует значительный разрыв между тем, что пользователь хотел бы найти на корпоративном сайте, и тем, что он там ожидает увидеть. На ресурсе xkcd.com есть отличный пример, основанный на беглом анализе среднестатистического сайта Университета, согласно которому единственная действительно полезная информация на таком ресурсе — название учебного заведения:

 

Подобная картина характерна практически для любого бизнеса. Добавим сюда традиционную проблему всех дизайнеров (работающих не только над сайтами) — нововведения, которые приносит с собой заказчик, не разбираясь в проблеме. Хабр в свое время делал перевод очень удачного комикса Мэтью Иннмана «Как веб-дизайн катится в ад». В сумме эти две проблемы наталкивают на мысль о том, каким образом на свет вообще появляются удобные и полезные сайты.

Традиционно наполнение сайта страдает от недостаточных ИТ-бюджетов или неправильного их распределения. Бизнес-руководители считают, что сайт (если это, конечно, не интернет-магазин) не формирует первичный доход компании, соответственно, это та вещь, которая может претендовать лишь на место в списке вторичных расходов. По-своему они правы, ведь хороший сайт ничуть не важнее найма в штат, например, бухгалтера, - человека, без которого вряд ли возможно развитие компании. С другой стороны, проработка вопроса, создание действительно качественного пользовательского интерфейса интернет-сайта ведут к максимальному возврату инвестиций. С сайта будут приходить клиенты; в определенных случаях, информация на сайте может сэкономить время техподдержке. О том, как продавать через сайт, например, ИТ-услуги, хорошо написано в одной из предыдущих заметок.

И вот вопрос: где находится та золотая середина, которая, с одной стороны, будет согласовываться с пожеланиями руководства, а с другой — отвечать нуждам пользователей? Для поиска ответа на этот вопрос существует вполне системный подход - стратегия веб-управления, включающая в себя:

  • Непосредственно разработку стратегии развития сайта. Требуется сформировать набор принципов, которые отражали бы цели бизнес-единиц по разные стороны этой «баррикады». Что нужно управленцам, а что посетителю сайта? Как и где будет рекламироваться сайт? Может быть для продвижения услуг надо чуть ли не свою социальную сеть строить?
  • Создание рабочей группы, которая будет заведовать созданием сайта. Задача рабочей группы — наблюдение за процессом и контроль соблюдения разработанной стратегии. Если какие-то вопросы будут выходить за рамки компетенции рабочей группы, она должна стать связующим звеном между задействованными подразделениями компании.
  • Поиск исполнителя, который обладает всеми навыками, необходимыми для реализации разработанной стратегии. Группа исполнителей должна включать в себя как минимум по одному сотруднику из всех заинтересованных департаментов, в частности, представителя руководства, отделов маркетинга, ИТ, кадров, HR и разработки конечного продукта, а также веб-дизайнера. Список представлен примерный, т.к. каждая организация имеет свою специфику; соответственно, может потребоваться включение дополнительных людей. При этом совершенно не обязательно, чтобы все эти сотрудники находились в штате организации. Также как необязательно создавать все «внутренности» сайта с нуля самостоятельно.
  • Разработку метрик и оценку, позволяющие понять, насколько эффективно работает созданный «продукт» (в данном случае — сайт). Традиционные метрики — это количество просмотров или приток новых посетителей. Хотя, так называемые критические факторы успеха (например, резкое повышение объема продаж или что-то в этом роде) характеризовали бы сайт гораздо лучше, наиболее часто используются именно традиционные метрики. К сожалению, для компании, не зарабатывающей на посетителях сайта, такой показатель не говорит ровным счетом ничего.

Дополнительные материалы:

Комментарии (7)

  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 29 сентября 2011, 17:59

    0
    Сдается мне для сайта коммерческой компании картинка будет выглядеть как-то так:
    • Аватар

      Ланцев Андрей [Sansey], 29 сентября 2011, 18:11

      0
      Я бы еще и услуги выделил покрупнее. Все таки не всегда попадаешь на сайт целенаправленно. Бывает зайдешь по редиректу - о! - интересно, красиво, а что продают? Ну и потом ессно -цена, цена?, ЦЕНА!? :)
  • Аватар

    Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 29 сентября 2011, 18:17

    0
    Тут сразу всплывает следующая проблема - далеко не все компании четко знают, что и почем они продают. Особенно это характерно для некоторых представителей малого бизнеса. "Мы продаем вот такую услугу.... а еще такую... цена - ну... мы тем, кто может заплатить - назначаем побольше, для других готовы поджаться (на портфолио). Что? Тендер? В какую сумму надо уложиться? Мы ведь еще и на гармошке играем!"
    • Аватар

      Ланцев Андрей [Sansey], 29 сентября 2011, 19:25

      0
      Угу, я сразу свой сайт вспомнил. Он делался года 3-4 назад, когда я еще был махровым доширакером (сейчас я не махровый). Потом делался редизайн легкий и то потому, что один веб-дизайнер мне денег задолжал ну и, как говорится, отдал натурой. Но содержание, услуги, цены и прочее - так и не поменялось. По факту сейчас мой сайт даже на 20% не соответствует тому, что я делаю и продаю. А взяться и сделать как надо руки не доходят и дорого:) Ибо пока никто из дизайнеров мне не задолжал. И вот умом понимаю, что нужно, а не делаю...
  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 30 сентября 2011, 11:32

    0
    Слушайте, а кто реально оценивал влияние сайта на продаж? У нас сайта нет, только красивая заглушка. Просто для работы с инструментом маркетинга маркетолог нужен. А то многие доширак компании состоят из: Сайта Компании, гинирального директора, мамы-бухгалтера и трех непричесанных личностей в ношенных футболках.
    • Аватар

      Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 30 сентября 2011, 12:05

      0
      Вопрос в том, откуда основные клиенты приходят. Такой "доширак" обычно возникает на базе существующей клиентской базы (как пример - группа админов для обслуживания школ при уже существующих контактах со школами). Тут действительно сайт нужен только для напоминания телефонов, если вдруг их кто забыл.
      Если в нужной сфере знакомых клиентов изначально нет, то самый простой способ себя продать - погромче заявить о себе в интернете. И для маленькой нишевой конторы тут связь будет простая. Если клиенты оттуда придут, тут и маркетолог будет не нужен для ее выявления.
  • Аватар

    Дьяков Андрей Владимирович [Dru], 03 октября 2011, 12:38

    0

    собственно это рассуждение из разряда: "как было бы правильно если бы все делалось изначально правильно"

    >50% сайтов при изготовлении и оплате(что важнее))) должны соответсвовать представлению человека который платит о "правильном сайте" и эти >50% по сути состоят из большой цветастой шапки сайта(боже как меня это бесит!!!!!, простите не удержался) иногда даже в GIF или, если сайт обошелся дорого, в SWF и ничего посути не содержащий. иногда до сих пор встречается довольное лицо директора на главной или уж обязательно в контактах сверху перекрывая телефоны.

    "Взросление" заказчика процесс долгий... а пока мы будем наблюдать в рунете горы хлама.