Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Стартапам на заметку: о PR и кризисном менеджменте

Стартапам на заметку: о PR и кризисном менеджменте

Марк Састер (Mark Suster) — предприниматель из Силиконовой Долины, который в 2007 году успешно продал свой первый стартап Salesforce.com. С тех пор он занимается развитием  технологических компаний на ранних этапах бизнеса.  У него огромный опыт общения стартапов с прессой в самых разных ситуациях. Вот несколько его советов по использованию возможностей PR и СМИ для создания позитивного имиджа вашей компании.

1. Если вы не будете создавать историю своей компании, кто-то это сделает за вас. Золотое правило связей с общественностью «если не писать свою историю, ее напишет кто-то другой». Подобную картину мы постоянно наблюдаем в политике.  Если политик не умеет своевременно и убедительно отвечать на нападки прессы, то тем самым он дает повод папарацци трактовать его высказывания и поступки на свой лад, вне зависимости подтверждены их сведенья фактами или нет. Помните, что природа не терпит пустоты.

2. Необходимо понимать важность информирования ваших клиентов о делах компании. Если вы сделали что-то не верно, незамедлительно исправьте все недочеты. Не ждите, пока на вашу ошибку укажут другие. Если вы считаете, что журналисты или конкуренты предоставляют недостоверную информацию о вашей компании, не стоит медлить с реагированием. Но только не переусердствуйте в обороне. Завоевывайте сердца и умы клиентов, говоря о преимуществах вашей продукции, а не критикуя конкурентов. Нападение всегда выглядит мелочно.      

3. Не стоит скрывать плохие новости. Если у вас есть информация о плохом состоянии дел в вашей фирме, не стоит пытаться утаить ее от окружающих. Помните, что сокрытие сведений всегда заканчивается хуже, чем действительный сбой в работе. Например, если ваша компания подверглась атаке хакеров, и были украдены пароли клиентов, как можно скорее проинформируйте об этом клиентов. Да, это не создает положительной истории вашей фирме, но что будет, если клиенты узнают, что вы скрыли от них случай кражи и не предприняли должных мер защиты, не предоставили клиентам возможность поменять пароли, заблокировать кредитные карты и другие защитные меры? В таких случаях лучше быть честными с клиентами.   

4. Никогда не обвиняйте прессу. Начинающие неопытные предприниматели не редко считают хорошим приемом критиковать прессу. Легко сказать, что кто-то вас ненавидит, искажает факты, касающиеся вашей фирмы, относится к вам с пристрастием, и т.д., и пусть это соответствует действительности, но ваша задача изменить отношения к вам, а не выявить клеветника. Выстраивайте серьезные взаимоотношения с клиентами, чтобы о вас изменили мнение, общайтесь с клиентами напрямую. Ищите новые средства информации для освещения дел вашей компании. Не начинайте войны с прессой, в этой схватке у вас нет шансов победить.   

5. Придерживайтесь главного послания своей компании. Не стоит думать, что чем больше о вас пишут, тем лучше, и что это гарантирует вам успех на рынке. На практике встречались случаи, когда вокруг одной компании было много слухов и огромное количество публикаций, но выступление представителей компании были противоречивы, поэтому и обзоры, и статьи после таких интервью были взаимоисключающими. Сами по себе противоречия не так страшны. Но если вы решили использовать противоречивые высказывания в своих интервью, то они должны работать на рынок, на котором вы работаете. Используйте их с целью изменения мнений покупателей. Не отклоняйтесь от намеченного плана выступления. Говорите только то, что бы вы хотели, чтобы знали другие. Вся пресса вам не нужна, те, кто не доносят вашего послания, бесполезны.   

6. Не введитесь на наживку. Если на вас организуют атаку конкуренты, не следует отвечать на их выпады. Ваше агрессивное поведение подарок для прессы. Будьте выше этого. Перепалки не прибавляют авторитета ни вам, ни конкурентам. Лучше использовать эту ситуацию, как дополнительную возможность пообщаться со СМИ, извинитесь перед обидчиками.

Если ваш обидчик крупная компания, встретьтесь с ее руководством лично, дайте им понять, что ваш главный конкурент — это бездействие. Беседы тет-а-тет с маленькими фирмами, как правило, не приносят желаемого результата, лучше не тратить на это свое время.      

Стоит воспользоваться услугами консультанта. Как и в любом другом деле, вам нужен опытный консультатнт. Фирмы-новички часто пользуются услугами консультантов, помогающих набирать штат, искать источники финансирования, привлекать клиентуру, более успешно реализовывать продукцию. Вам нужны знакомые, имеющие колоссальный опыт в общении с прессой, и желательно непосредственно с журналистами. И поверьте, рекомендации бывалых просто неоценимы в деле раскрутки нового предприятия. 

8. Знакомьтесь с представителями прессы с самого открытия фирмы. Большинство недавно отрывшихся фирм обращаются к прессе, когда хотят сообщить о каком-то важном событии. Но это уже слишком поздно. Да, звучит парадоксально, о чем можно говорить с прессой, если вам нечего сказать. Но практика показывает, что отношения с журналистами лучше заводить, прежде чем вы будете готовы представить свое послание. Изучайте их профессию и интересуйтесь журналистами, в первую очередь, как людьми, их увлечениями и жизнью, в нужный момент вам будет проще обратиться к ним и получить желаемый отзывы в СМИ.

9. Пройдите курсы по ораторскому мастерству . Мало, кто умеет грамотно говорить и раскованно вести себя при публичных выступлениях, в том числе и на телевидении. Но если пройти соответствующую подготовку, вы можете стать успешным оратором.  

Золотое правило телевизионных и газетных интервью ОГО — отвечать на вопросы, говорить по существу, объясняйте в первую очередь свое послание. Отвечайте на задаваемые вопросы кратко, держите ситуацию в своих руках, переводите разговор на нужную вам тему, а затем доносите до общественности брендовое послание вашей фирмы. Это неизменно работает.

10. Придерживайтесь определенной PR стратегии. PR политика не может быть разовой акцией, это важная функция бизнеса. Сотрудничайте со специализированными PR фирмам. Частично можно нанять сотрудников в штат, частично привлечь специалистов для отдельных PR кампаний.

Составьте для себя график всей деятельности, обозначьте, сколько времени вы потратите на каждый вид PR деятельности. Проверьте, чтобы на эту работу оставалось не менее 10-15% вашего рабочего времени. PR политика — это длительный процесс, а не разовая акция. 

По материалам блога Марка Састера bothsidesofthetable.com

Дополнительные материалы

Комментарии (1)