Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Помогает ли заработать захват удачного доменного имени?

Помогает ли заработать захват удачного доменного имени?

Сегодня новостные ленты сообщают о том, что компании Крок удалось выиграть суд против киберсквоттеров, пытавшихся выгодно продать доменное имя kpok.ru. Понятно, что в данном конкретном случае регистрация домена, очень похожего на название компании, имела лишь одну цель – последующую реализацию имени правообладателям. И если бы компания пошла на переговоры, мероприятие оказалось бы очень доходным. Но поговорить сегодня хотелось бы о других манипуляциях с доменными именами – о попытках повысить через легальный и нелегальный киберсквоттинг собственные продажи. Как вы думаете, если бы на сайте киберсквоттер разместил телефон дружественной ему небольшой аутсорсинговой компании, удалось бы им получить хорошие заказы?

Хотя чаще всего из новостных лент мы слышим о мошенниках, регистрирующих на себя доменные имена с целью последующей перепродажи (и не случайно -  таковых порядка 45% от всего числа зарегистрированных доменов), формально есть и другой вариант киберсквоттинга – недобросовестное использование зарегистрированного имени. В данном случае степень «недобросовестности» получается величиной относительной, варьирующей результат от уголовно-наказуемого до вполне легального и не посудного.

Условно к сфере незаконных относятся так называемые брендовый / именной киберсквоттинг и тайпсковттинг. Первый вариант – это регистрация доменного имени, совпадающего с существующим брендом, именем известного персонажа или названием компании; во втором случае речь идет о написании с распространенными опечатками.

Если домен регистрируется не для последующей продажи, то классическая цель злоумышленника, промышляющего такими вариантами киберсквоттинга – трафик посетителей, использовать который трафик можно по-разному. Наиболее распространенные модели – это заработок на рекламе ну или шантаж обладателя основного домена (под угрозой размещения компрометирующих материалов). Если же мы говорим о бизнесе, то домен вполне может использоваться для оказания услуг или продажи товаров под личиной легального поставщика. Считается, что этот ход может принести плоды, если основной потребитель услуг – не особо внимательный «человек на окладе» или дилетант, вроде нанятой вчера секретарши. Как вы считаете, стоит ли подобная игра свеч на ИТ-рынке?

Мне кажется, что такие варианты киберсквоттинга не могут принести в ИТ-сегменте достаточного дохода. Домены, повторяющие чьи-то торговые марки, просто не могут просуществовать в течение длительного времени: ИТ-компании большую часть своей жизни проводит в сети, т.е. бизнес, работающий на этом рынке, раньше других спохватывается при появлении двойника (в том числе, «двойника с ошибками»). А на помощь им в данном случае приходит российское законодательство, ставящее торговую марку выше названия домена, что позволяет достаточно быстро закрыть ресурс по решению суда. Да и трафик на сайты ИТ-компаний несравним, к примеру, с трафиком поисковых сетей. Единственная «отдушина», которая остается мошенникам, - это мошенничество на облачных сервисах, т.е. речь идет уже не о повышении собственных продаж, а о банальном воровстве.

Законный киберсквоттинг – это использование отраслевых и географических обозначений, не являющихся объектами авторского права, для привлечения посетителей. За исключением отдельных ситуаций киберсквоттерам не грозит ничего за попытки покупать и продавать подобные домены. Географические идеи в ИТ не получили широкого распространения. И это не случайно. Логично, что география в названиях наибольшую роль играет в туристическом бизнесе, в СМИ и т.п. А вот применение отраслевой терминологии у нас встречается на каждом шагу. Интересно было бы проанализировать, насколько такие домены помогают продвигать собственные услуги.

Считается, что отраслевой киберсквоттинг рассчитан в первую очередь на массовый рынок. Домен, благодаря ассоциации с предлагаемыми услугами или продуктами, легко запоминается: его можно использовать в наружной рекламе, на радио и по телевидению. Кроме того, имя, соответствующее основной деятельности, обычно используют, как средство создания имиджа «настоящих профессионалов». Все это хорошо работает на рынке B2C, но данные преимущества сомнительны для ИТ-компаний, рассчитанных на бизнес-заказчика. На рынке B2B работает не массовая реклама, а идея маркетинговых коммуникаций. Так что при грамотном подходе тех же преимуществ можно добиться и с абстрактным именем.

С другой стороны, многие компании в ИТ-сегменте предпочитают «говорящие» названия, включающие в себя в разных сочетаниях слова «сервис», «компьютеры», «ИТ» и т.п. В этих условиях регистрацию одноименного домена уже сложно отнести к киберсквоттерству. Но, получается, что метод в такой вариации работает?

А как вы считаете, что эффективнее: изобретать собственные не повторяющие чужие версии домен и название компании, с нуля выводя их на рынок? Или использовать отраслевые «вспомогательные» слова? Надо отметить, что эта тема уже когда-то поднималась на страницах нашего сообщества. Однако было это почти 3 года назад, как раз в период горячих страстей вокруг зоны «РФ». На тот момент было достаточно сложно отделить реальные потребности от раздутого скандала. Было бы здорово сегодня оценить, правильные ли тогда были приняты решения.

 

Дополнительные материалы:

Новые доменные имена, как источник роста ИТ-рынка

обслуживание-компьютеров.рф

5 разделов, которые пользователи ищут на сайте, продающем ИТ-услуги

 

Комментарии (5)

  • Аватар

    Мосолов Дмитрий [Cookie], 04 сентября 2013, 23:42

    2
    Эх... а на меня MSFT за мой office365.su уже потихоньку наезжает. Подавай говорит его нам сюда. :-) Сайт приносит им клиентов, продает их проодукт, и русскоязычные менеджеры это прекрасно понимают. А вот те, кто по русски читать не может, начинают измерять размеры логотипов и заниматься прочей фигней. Им будет лучше если я продам домен с аукциона и кто нибудь на нем станет  размещать варез, порнуху или вообще продавать услуги конкурентов? Про существование золотого партнера, домен которого говорит о том что фирма является не больше не меньше, как штаб-квартирой того же сервиса, я вообще молчу. Зачем сдавать коллег?
    • Аватар

      Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 04 сентября 2013, 23:49

      0
      Кстати, отличный пример. А приносит клиентов именно созвучность названия?
      • Аватар

        Мосолов Дмитрий [Cookie], 05 сентября 2013, 00:28

        0
        Да не созвучность приносит. А работа над сайтом. Над его содержанием, продвижением. Сайт был запущен еще до выхода продукта в России. Дата регистрации домена (легко проверяется) - за 2 месяца до мироваой премьеры сервиса. О начала продаж Office 365 у нас в стране я сообщил на пару дней раньше выхода официального пресс-релиза. Просто увидел в партнерской подписке в разделе генерации предложений появилась вддруг долгожданная "Россия". Есть подозрение что был первым. Созвучность может и как то влияет, но только отображением на странице поисковой выдачи. По адресу видно, что сайт про Office365 а не про Google и не про Amazon. Ну и Title сайта говорит о чем там речь. Кстати, Title изначально был Office 365 в России, т.к. это был первый русскоязычный сайт об этом деле. Потом стало неактуально, да и MS надавили, прислав какой то документ с првилами использования названия бренда. Выполняю все требования как могу. Домен не могу отдать - потому что слишком  в него было вложено и сил и средств. В ТОП 10 поисковых запросов Яндекса. Позвоните в любую SEO контору, и поинтересуйтесь сколько денег и времени потребуечся что бы повторить достигнутое? Кто мне это будет компенсировать? Проще продать киберсквоттерам и на вырученные деньги начать раскрутку заново.
        • Аватар

          Мосолов Дмитрий [Cookie], 05 сентября 2013, 00:33

          0
          Обмануть Яндекс, прикинувшись "официальным" сайтом  что бы занять первые позиции в поисковой выдаче невозможно. Витальность (официальность ио ихнему) определяется и назнаается вручную людьми - ассессорами Яндекса.
        • Аватар

          Мосолов Дмитрий [Cookie], 05 сентября 2013, 00:39

          0
          Да, кстати никакая созвучность не помешала Яндексу в первый год существования сайта наложить на него фильтры АГС. Это я тогда еще по незанию влип. Полгода выводил.