Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Можно ли продать облачный сервис в обход ИТ-службы?

Можно ли продать облачный сервис в обход ИТ-службы?

Как показывают последние исследования компании Vanson Bourne, проведенные по заказу VMWare, нет никаких сложностей в продаже облачных сервисов в обход ИТ-служб. Ежегодно крупные компании в Европе уже тратят на это по 1,6 миллиона евро. И, хотя ИТ-службы обеспокоены последствиями таких закупок, многие их руководители одобряют тенденцию.

Похоже, ИТ-служба постепенно лишается своей роли главного «инноватора» в бизнесе. Если раньше внедрение новых технологий инициировалось ИТ-отделом, причем, проект в буквальном смысле «защищался» перед руководством (оценивались затраты и перспективы внедрения, многие пытались прогнозировать экономию рабочего времени или денег), а затем иногда и «насильно» предлагался конечным пользователям, то теперь роль «первопроходцев» взяли на себя те, кто раньше противился многим нововведениям – обычные офисные работники.

Надо отметить, что столь резкое изменение ролей происходит в полном соответствии с общей консьюмеризацией ИТ, в рамках которой маркетинг в том числе и облачных продуктов постепенно разворачивается от специалистов к конечным пользователям без специального образования. Уже сегодня маркетинговые описания облачных сервисов стали настолько понятны рядовому офисному работнику, что он стремится быстрее отдать свои средства или деньги компании за возможность упростить или ускорить собственную работу без каких-либо консультаций с ИТ-специалистами. Как показал опрос, 45% офисных работников готовы использовать платные облачные сервисы, не прошедшие одобрение в ИТ-отделе, в собственной работе. 36% опрошенных отметили, что уже поступали так раньше. Стоит отметить, что среди работников умственного труда доля тех, кто готов поступиться безопасностью компании ради собственного удобства гораздо выше – 58%.

Среди наиболее популярных «нелегальных» сервисов оказались инструменты для обеспечения коллективного доступа к файлам (55% из всех продуктов), облачные службы электронной почты (47%), средства обмена мгновенными сообщениями (44%), видеоконференцсвязь, а также корпоративные социальные сети. Чаще всего к сторонним сервисам в обход ИТ-службы обращаются специалисты отделов маркетинга, рекламы и внешних коммуникаций (43% всех покупок), отдела продаж (33%), а также департаменты, занимающиеся разработкой новой продукции (31%).

ИТ-специалисты явно в курсе происходящих процессов. Как оказалось, примерно 37% руководителей ИТ-подразделений подозревают своих коллег в приобретении сторонних облачных сервисов без одобрения со стороны ИТ. Но, судя по всему, они и не представляют истинных экономических масштабов явления. Общедоступность облачных сервисов и достаточно свободное отношение среднестатистического офисного работника к вопросам информационной безопасности породили целый «подпольный» сегмент ИТ-рынка, исчисляемый миллионами евро. Как показало опубликованное исследование, ежегодно в крупных европейских компаниях затраты на нелегальные сторонние облака достигают уровня в 1,6 миллиона евро. Здесь уже речь идет не просто о премиум-аккаунте какого-нибудь инструмента для планирования рабочего времени. В обход ИТ-подразделений покупаются и более серьезные продукты. Каждый седьмой из тех 23%, что покупали сторонние продукты и сервисы в 2012 году, потратил за год более 5 тыс. евро. Причем, большая часть этих денег, как говорит исследование, была учтена, как расходы отдела или как списания с корпоративных банковских карт.

ИТ-служба в данном случае оказывается в незавидном положении. Удобные сервисы получают другие отделы компании, но разбираться с возникающими угрозами безопасности придется именно ИТ-специалистам. Логично было бы ожидать негативного отношения к такой тенденции. Однако среди тех, кто подозревает своих коллег в пользовании услугами сторонних поставщиков, 72% склонны характеризовать тенденцию, как положительную. Это снимает часть задач с ИТ-службы, ведь облачные сервисы решают определенные потребности клиентов. Надо отметить, что среди внедренных без ведома ИТ-служб продуктов примерно 27% - это решения, которые и так планировалось внедрить в будущем. Таким образом, потраченные деньги пошли не совсем мимо стратегии развития ИТ. Правда, никто не говорит, что потрачены они были оптимальным образом. 48% опрошенных все же высказали обеспокоенность тем, что, по сути, облачные сервисы уводят из их рук бразды контроля, добавляя головной боли.

Понятно, что ИТ-службам в данной ситуации необходимо перестраивать привычную схему работы, искать контакта с другими подразделениями компаний, чтобы успевать удовлетворять потребности работников до того, как они возьмутся за этот вопрос сами. Но, пока это перестроение не закончилось, сложившаяся ситуация открывает огромные перспективы для поставщиков сервисов: добиться покупки в обход ИТ-службы гораздо проще.

Дополнительные материалы:

Комментарии (0)