Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Спам как маркетинговый инструмент в ИТ

Спам как маркетинговый инструмент в ИТ

Спам вызывает ответный негатив получающих его пользователей. Но, что скрывать, спам, как маркетинговый инструмент, иногда работает. При небольших начальных затратах, существует некий процент отклика на рекламные письма. С повышением компьютерной грамотности пользователей этот процент неуклонно падает, но вряд ли в ближайшее время он сравняется с нулем. Стоит ли «игра свеч» в ИТ-отрасли по сей день?

На заре интернета и повсеместного распространения электронной почты, спам был чрезвычайно эффективной формой рекламы. Общее число ежедневно получаемых среднестатистическим пользователем писем было не велико, фильтры работали менее эффективно, да и адреса пользователи тогда с удовольствием размещали в открытом доступе.

Но времена достаточно быстро изменились. Пользователи начали строить защиту от несанкционированной рекламы. Эффективность рассылок стала падать вместе с их ценой. С другой стороны, начали активно развиваться рекламные рассылки, санкционированные получателем (некоторые даже с возможностью от них отписаться). Сегодня два вида рекламы по электронной почте развиваются своими путями:

Санкционированные рассылки процветают

Чтобы заинтересовать потенциального потребителя услуги, компании строят вокруг своих рассылок целое сообщество, публикуя там основные новости отрасли, более выгодные предложения и т.п. Но поддержка этого сообщества требует вложения сил и времени работников (а значит и денег) компании. Мало того, что такие письма необходимо нормально оформить, так потребуется еще регулярно искать уникальную информацию, которую будет интересно читать сообществу.

Хотя таким образом можно продать почти любой продукт или услугу, подготовка к продаже может оказаться достаточно дорогой.

Несанкционированные рассылки теряют свою эффективность, но продолжают работать в отдельных секторах рынка

Проблема подобных рассылок заключается в том, что крайне сложно дать характеристику собранной тем или иным спамером базы адресов. Единственный способ – заказать «пробную» рассылку, которая может и не показать настоящего качества «аудитории» при столь малом отклике на сообщения. Учитывая тот факт, что спам-фильтры блокируют сегодня более 95% сообщений, а целевая аудитория ИТ-продуктов традиционно не большая, из всей рассылки ни одно сообщение может не достичь потенциального клиента.

Мне кажется, ИТ-продукт, рассчитанный на «избранного» потребителя, разбирающегося в тематике, продать через спам будет в принципе невозможно. Но вот массовые решения теоретически могут заинтересовать эдакого «произвольного» получателя. Вопрос только в экономике. Для эффективности рекламы через спам продукт должен стоить достаточно дорого (чтобы затраты на маркетинг можно было включить в цену продукта или услуги).

Исследования 2008 года говорят об эффективности подобных рассылок порядка 0,00000008 процента, и могу предположить, что со временем снижение отдачи от несанкционированных рассылок продолжается. Конечно, существует возможность незначительно поднять эффективность отдельно взятой рассылки за счет создания креативного объявления. Но даже если удастся увеличить отклик в 2 раза, для получения одного клиента по этой статистике потребуется разослать порядка 6 миллионов сообщений. Не так давно Securelist публиковал среднерыночные цены на подобные рассылки для России в целом и Москвы в отдельности. Получается, что для получения одного клиента по ценам первого квартала 2010 года в Москве надо было бы заплатить 5,4 тыс. рублей, а в регионах – более 7 тыс. рублей.

Имеет ли смысл использовать такой маркетинговый инструмент и включать эту сумму в цену товара? Тем более что с помощью спама сегодня уже не получится создать положительный имидж товара или услуги на рынке. Скорее даже наоборот, если уж и использовать подобное средство распространения информации, то тщательно скрывать, кто и для какого продукта его заказал. Маркетологи рекомендуют сосредоточить внимание такого сообщения не на компании или продукте, а тех преимуществах, что получит клиент от приобретения.

Дополнительные материалы

Комментарии (20)

  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 10 февраля 2012, 13:25

    0
    В последнее время на наш общий корп. ящик все чаще и чаще падает спам с предложением "Абонентского обслуживания компьютеров". С другой стороны, чем спам отличается от холодных звонков?
  • Аватар

    Будник Сергей [ssb], 11 февраля 2012, 16:20

    0
    Какими бы низкими не были значения эффективности спама, предложения "Абонентского обслуживания компьютеров" и аналогичные по 1С регулярно приходят в мои спам-ловушки. Некоторые периодически повторяются, значит затраты на спам многим окупаются.
    К тому же, можно вспомнить немало удачных стартапов, раскрученных путем спама, например социальная сеть "В Контакте"..
    • Аватар

      Ланцев Андрей [Sansey], 13 февраля 2012, 12:08

      0
      Сам спам не использую и другим не советую. Т.к. получается, что с одной стороны мы помогаем пользователям избавляться от спама, а с другой сами же его и рассылаем:)
      По факсам спам очень даже распространен. За выходные порядка 60 штук пролазит.
      А для рассылки спама не обязательно вообще вкладываться. База адресов грабится легко, софта под это дело туча. Главное обойти провайдера, чтобы не забанил за спам.
      А отличие холодных звонков от спама в том, что холодный звонок хотя бы как-то предварительно подготавливается. Пробивается сфера деятельности компании и т.д. Т.е. звонок примерно уже нацелен (не станет же мелкий аутсорсер звонить на какой-нить завод, всяко выберет что-нибудь помельче). Спам же валится всем без разбору.
      • Аватар

        Скрынник Олег [Олег Скрынник], 13 февраля 2012, 12:49

        0
        Про факсы, вспомнил сценку из жизни: один раз три года назад наблюдал, как один предприниматель в одной почти гос. конторе должен был в каком-то бланке указать номер своего факса, и с него требовали обязательно заполнить. На что он отвечал: "На дворе XXI век, у меня уже третий бизнес, я факса в глаза не видел, и мои клиенты тоже".

        Забавно было...
        • Аватар

          Ланцев Андрей [Sansey], 13 февраля 2012, 13:00

          0
          Аналогично. Я сам часто говорю клиентам и поставщикам, что факс - это каменный век и у меня его нет, небыло и небудет:)) Они бы еще пейджерами пользовались.
          • Аватар

            Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 13 февраля 2012, 13:01

            0
            С другой стороны, пока нет повсеместного распространения ЭЦП, факсимильное сообщение имеет хоть какую-то юридическую силу.
            • Аватар

              Ланцев Андрей [Sansey], 13 февраля 2012, 13:08

              0
              В чем оно имеет силу? в том, что можно замазать все что угодно и печать черная?))) а скан чем хуже? хотя может в силу каких-то юридических норм вы правы. я не знаю как закон это рассматривает, но в моих договорах давно уже электронная почта фигурирует как возможность обмена допсоглашениями.
              • Аватар

                Вячеслав [filin], 13 февраля 2012, 19:04

                1
                В том что оправленный факс является подтверждением того что получатель получил послание (даже если лист зажевало, некачественно пропечаталось или еще чего) и в суде отмазка "я ничего не получал" не прокатывает. Такая же история с обычными и заказными письмами.
                • Аватар

                  Ланцев Андрей [Sansey], 14 февраля 2012, 09:30

                  0
                  Эмс. А в чем это подтверждение проявляется? А если факс не прошел? Что чаще всего и бывает. Или реально бумага кончилась? Вот с заказными письмами все понятно - пришел с паспортом, получил под роспись. С обычными - не прокатит. Ни один суд не докажет, что я получил это письмо.
                  • Аватар

                    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 14 февраля 2012, 09:35

                    0
                    на самом деле это очень тонкий момент с подтверждением отправки факса. Это не ЭЦП и не заказное письмо, где подпись ставиться. Но случаи, когда в суде с отправкой факса считались -- есть. + к тому же, в "солидных" организациях факсимильным сообщениям присваивают входящий номер и записывают в журнале. Что как бы тоже доказательство.
                    • Аватар

                      Ланцев Андрей [Sansey], 14 февраля 2012, 09:52

                      0
                      Нет, ну вот тут я не спорю, когда все по уму было сделано. Пришел факс, его приняли, пронумеровали, подшили. Отправляющая сторона зафиксировала ФИО принимающего и сам факт приемки. В таком случае отмазаться тяжело. Я говорю про случаи когда факс сбрасывается "автоматом" и не ясно прошел он или нет, приняли ли его. Представьте если я клиенту так на факс в час ночи скину допсоглашение о повышении ему абонентки в два раза, а потом в суде буду тыкать пунктом договора, где сказано что факсимильное сообщение является приемлимым способом для обмена допниками:)) На мой взгляд самый надежный способ - это личная встреча. Ну а уж если что-то посылать, так заказное письмо с уведомлением.
                      • Аватар

                        Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 14 февраля 2012, 09:59

                        0
                        Так никто и не говорит, что факс является 100% решением :). Он имеет бОльшую юридическую силу, чем электронная почта — в этом посыл. Т.е. ситуаций, когда факсимильным сообщением можно что-то доказать, больше чем ситуаций, где доказать можно электропочтой (кстати, такие, на сколько я понял из интернетов, тоже есть).
                        • Аватар

                          Ланцев Андрей [Sansey], 14 февраля 2012, 10:02

                          0
                          С этим не спорю. Без ЭЦП электронное письмо - ничто. Ну если конечно не углубляться в технические дебри. Но суд ведь не будет запрашивать логи у почтопровайдера или ковырять корпоративный почтосервер на предмет - приходило ли что-то или нет.
        • Аватар

          Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 26 февраля 2012, 18:49

          0
          У нас, в отличие от США, нет по-моему специального закона, который обязывал бы заполнять корректно данные об отправителе.
  • Аватар

    Кристина [k_ohota], 01 октября 2015, 13:02

    0
    Для самих же рассылок рекомендую выбрать проверенный мною сервис http://StandartMedia.ru