Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Риски и Проблемы: спор ИТ-скетика и Яна ван Бона

Риски и Проблемы: спор ИТ-скетика и Яна ван Бона

ИТ-скептик в своем блоге спорит с теоретиком ITSM Яном ван Боном о том, что такое риск менеджмент. Ян ван Бон утверждает, что управление проблемами — частный случай управления рисками. Возможно, на уровне теоретических рассуждений это и так, но ИТ-скептик отмечает, что в практическом смысле различие весьма существенно.

  1. Проблемы и Риски находятся на разных концах шкалы, которая называется - ?? (Ян мог бы сказать, что Проблемы — точка на шкале Рисков).
  2. Риски — проблемы, которые не исчезают со временем. Проблемы — риски, которые могут быть устранены.
  3. Как отметил один из читателей блога ИТ-скептика, проблемы — то, что уже существует и воздействует с вероятностью 100%. Риски — то, что еще не происходит и вероятность их воздействия меньше 100%.
  4. Или мнение еще одного читателя: «Риск представляет собой будущие проблемы, еще не оказавшие своего воздействия. Проблемы — риски, которые не были предотвращены и смогли реализоваться».

ITIL v3 вообще не ориентирована на Риски. Определение управления рисками есть в глоссарии ITIL, в каждой книге есть разделы посвященные рискам. Однако, ни в одной книге ITIL не содержится описание процесса управления рисками. Однако с другой стороны, как отмечает ИТ-скептик: риски в ITIL упоминаются столь же часто, как и заказчики — то здесь, то там.

Управление Проблемами — самостоятельная практика, также как управление изменениями, доступом, информационной безопасностью. Но с другой стороны все это различные стороны управления рисками. Необходимо ли в ИТ собственная практика управления рисками? Или же риски относятся к бизнес-практикам и ITIL не должна брать ответственность за них?  Можно конечно говорить, что риски относятся к бизнес-практикам. Однако, тогда к бизнес-практикам следует также относить Изменения, Проблемы, Управление Непрерывностью и множество других ИТ-процессов.

Если же для ИТ подходит управление проблемами, то и управление рисками подходит тоже.

По материалам блога ИТ-скептика: ITIL Problem versus Risk и Risk Management - the lost process of ITIL V3

Дополнительные материалы

Комментарии (2)

  • Аватар

    Москвин Юрий [matroskin], 30 марта 2011, 12:49

    0
    Валерий, поправьте пожалуйста заголовок - ИТ-скеПтика. Потом мой пост можно убить.
  • Аватар

    Солопов Павел [PaSol], 30 марта 2011, 14:46

    0
    Ох-хо... Любимая моя тема... На реалитсм опять наверное развернулась дискусия, давненько я там не был... Жаль английский у меня слабоват, а то бы я и у Скептика поучаствовал. Риск - вероятность ущерба. Риск реализуется через какое-то событие, которое, собственно, может случиться с определённой вероятностью. Таким событием может быть инцидент. Проблема - это корневая причина этого инцидента. Устраняя проблему мы снижаем вероятность возникновения инцидента. Снижая вероятность возникновения инцидента, мы соответственно снижаем соответствующий Риск. Таким образом, можно сказать, что управление проблемами может рассматриваться как часть управления Рисками. Что же касается вульгарного (бытового) понимания риска и проблемы, то возможно множество вариантов и рахночтений...

Также рекомендуем