Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Пофантазируем? Сферическое облачное будущее!

Облака вообще и облачные вычисления становяться всё популярнее. Компьютерные игры переезжают в облака - стремительно сокращается рынок дискретных десктоповых видеокарт. Nvidia и AMD теряют огромные суммы из-за падения спроса на видеокарты, но у них растёт рынок облачных графических вычислений. Вскоре рынок дискретных видеокарт перестаёт существовать совсем. Sony Playstation 4, Microsoft Xbox One, Nintendo Wii - последние представители игровых консолей. Та же участь постигает и рынок мобильной графики. Зачем покупать новую видеокарту, чтобы поиграть в недавно вышедший Crysis 6?

Вслед за графикой стремительно сокращается рынок десктоповых процессоров - уже никому не нужны очередные сокеты, мегагерцы и ядра, ведь все вычисления ведутся в облаках. Уходят в прошлое такие имена как Asus, Gigabyte...

Предсказатели планшетной эры ПостПК ликуют, но не долго, развитие облаков оказало не меньшее влияние и на мобильный сектор - Apple - банкрот, ведь уже нет смысла покупать чуть более мощный iPhone 9 - всё в облаках. Но в этом есть свой плюс - смартфоны, даже с низкоёмкой батареей живут дольше трёх недель от одной зарядки- мощные процессоры в смартфонах, да и в планшетах не нужны, а значит и потреблять они будут значительно меньше электричества. Попытки Apple влезть в облачные вычисления оказываются неудачными.

Рынок флеш-карт ещё сопротивляется - цифровые фотоаппараты, его последний оплот, но и тут уже во всю бушует буря онлайн-фотоаппаратов.

Самый быстро развивающийся рынок - рынок коммуникаций. Всё увеличивающийся объём пересылаемых данных приводит к тому, что появляются новые технологии как проводной, так и беспроводной передачи данных с увеличенной пропускной способностью. Операторы сотовой и городской телефонной связи переквалифицируются в провайдеров - вся телефонная связь идёт только через Интернет. Аналоговая и цифровая телефонная связь в привычном виде исчезла совсем. Спутниковый доступ в  Интернет становится быстрее, дешевле и меньше в размерах.

Замечательно себя чувствуют производители накопителей (HDD, SSD) - объёмы хранимых пользователями (и не только ими) данных растут как никогда.

Очень сильно меняется и мир программного обеспечения: "Если ты не в облаке - тебя нет!" - это лозунг новой парадигмы ПО. Уже нет ПО отдельно для Andoid, iOS, Windows, Linux/Unix. В битве платформ выжили только Windows и Linux. Во время первой битвы платформ линуксоиды спали и видели, как умирает "Венда" и "Мелкософт", но они просчитались - "Венда" выжила, а вот в стане Линукс/Юникс систем осталось всего три дистрибутива, остальные не выжили в новом облачном мире по самой банальной причине - слишком широкий выбор дистрибутивов ударил не по Windows, а по самому лагерю Linux. Внутренняя конкуренция - это вам не абы что...

Некоторое время множились SaaS проекты, независимые программисты пытались подстроиться под новую жизнь и некоторое время это им удавалось. Но всему приходит конец, так он пришёл и к разработке ПО - удачные стартапы покупались облачными мэтрами и интегрировались в свои продукты. Череда поглощений привела к тому, что на рынке осталось немного игроков, среди которых Майкрософт, IBM, Oracle, Google, из российских осталась 1С.

Рынок ИТ-аутсорсинга очень долго "колбасило". Увеличивающаяся популярность облаков привела к тому, что некоторые аутсорсеры пытались создавать внутригородские облака на своей базе, у себя в офисе, так сказать, но это обернулось против них - некоторые идеи, положенные в основу таких облаков перекочевали в портфели более крупных облачных провайдеров, да и разразившийся скандал с безопасностью некоторых дистрибутивов Линукс и ПО для виртуализации указал на то, что такая модель не жизнеспособна. Переход локальных аутсорсеров на VPS/VDS не надолго продил агонию "местных облаков", впрочем как и агонию самостоятельных VPS/VDS провайдеров.

Некоторые ИТ-аутсорсеры переквалифицировались в интеграторов-консультантов и им удавалось некоторое время существовать, развивать и наполнять рынок облаков новыми идеями и технологиями. Пока рынок не пришёл к парадигме "ИТ-инфраструктура за один клик", в которой уже не нужны были консультанты, стандартизация ведения бизнеса сделала своё дело - предприниматель "ставил галочку" напротив того пункта, что ему был нужен и всё!

Массовое закрытие ИТ направлений привело к массовому закрытию ИТ СМИ - писать становилось не о чём.

Через некоторое время ИТ перестало быть чем-то таким интересным и захватывющим... ИТ стало обыденным... как сантехника.

 

PS. Некоторые моменты облакотизации опущены не намеренно, а некоторые намеренно. :)

Комментарии (25)

  • Аватар

    Чумаевский Александр _ [inkara.ru], 11 апреля 2014, 21:30

    0

    Все к этому и прийдет .

    Выбираеш галочками

     - Бизнес -> продажа памперсов )                                 

     - Рзвлечения - > Фото -> ФОТО котов 

    - Телефон - красинький

    - Планшет - зилененький
    .....

    И усе вся жисть настроена )

    И все у тебя настроеная система по это дело )      

  • Аватар

    Забелин Максим Анатольевич [stecker], 11 апреля 2014, 22:03

    0

    Ну для ностальгирущего гика всегда останется возможность достать из чулана пыльный сервер и развернуть на нем почтовый сервер к примеру.....вспомнить юность, так сказать....

    Плачь о чем? О теплых и ламповых? Или о том где деньги?

    • Аватар

      Перерва Станислав [paranoya], 12 апреля 2014, 20:58

      -1

      Максим, никакого плача нет. Речь о том, что Вы, Максим, немного повыпендриваетесь и закроетесь, ибо облака. :)

      Ну и о том, что ИТ станет банальной вещью, такой, как водопроводный кран.

      • Аватар

        Забелин Максим Анатольевич [stecker], 14 апреля 2014, 11:41

        0
        :) Станислав, меня облака не пугают и никак не мешают. Более того, они составлят приличну долю в бизнесе, и я планиру ее увеличивать.
        • Аватар

          Перерва Станислав [paranoya], 14 апреля 2014, 12:04

          0

          Максим, расслабьтесь, причём нормально так и конкретно расслабьтесь - никто никого не пугает, никто не стонет, а про помехи и разговора не идёт. Не воспринимайте мой прогноз как нечто негативное, отнеститесь к нему с иронией, с улыбкой, ну и с пониманием того, что то, что написано, всё сбудется и именно так, как описано. :)

          PS. Если взять шкалу скорости роста облаков от Михаила Козлова :) , то Вы, Максим, закроетесь через 6 лет, так как Вам нечего будет делать в этом бизнесе, ибо этого бизнеса как такового уже не будет - либо все работают на десятку облачных корпораций, либо не работаю вообще в этом бизнесе.

          Михаил Козлов закроет все свои проекты и устроится работать обычным облачным инженером в IBM.

          Я закроюсь и пойду работать строителем, так как мне это всегда нравилось. :)

  • Аватар

    [Marktim], 14 апреля 2014, 14:40

    0

    >Компьютерные игры переезжают в облака - стремительно сокращается рынок дискретных десктоповых >видеокарт.

    Скорость света не отменили еще? Игры не могут быть в облаках, ибо таймаут критичен. (>30ms, а для интерфеса нужно <1ms)

    >Вслед за графикой стремительно сокращается рынок десктоповых процессоров - уже никому не нужны >очередные сокеты, мегагерцы и ядра, ведь все вычисления ведутся в облаках.

    99,99% обычной современной 4-х ядерной десктоп или мобильной системы идет на проработку интерфейса.

    >Предсказатели планшетной эры ПостПК ликуют, но не долго, развитие облаков оказало не меньшее влияние и >на мобильный сектор - Apple - банкрот, ведь уже нет смысла покупать чуть более мощный iPhone 9 - всё в >облаках.

    Пока 1 Терабайт трафика стОит больше 1 копейки - облако пригрывает.

    >Но в этом есть свой плюс - смартфоны, даже с низкоёмкой батареей живут дольше трёх недель от одной >зарядки- мощные процессоры в смартфонах, да и в планшетах не нужны, а значит и потреблять они будут >значительно меньше электричества. Попытки Apple влезть в облачные вычисления оказываются неудачными.

    >Угу. Чтобы посчитать стописот байт данных на месте требуемая мощность в стописот раз меньше, чем чтобы >прокачать данные туда-сюда.

    Рынок флеш-карт ещё сопротивляется - цифровые фотоаппараты, его последний оплот, но и тут уже во всю бушует буря онлайн-фотоаппаратов.

    >Самый быстро развивающийся рынок - рынок коммуникаций. Всё увеличивающийся объём пересылаемых >данных приводит к тому, что появляются новые технологии как проводной, так и беспроводной передачи >данных с увеличенной пропускной способностью.

    И мозги последних горожан выкипают от мощного микроволнового излучения. Скорость=несущая частота X мощность.

    >Операторы сотовой и городской телефонной связи переквалифицируются в провайдеров - вся телефонная >связь идёт только через Интернет. Аналоговая и цифровая телефонная связь в привычном виде исчезла >совсем. Спутниковый доступ в  Интернет становится быстрее, дешевле и меньше в размерах.

    И задержка сигнала 0,8 секунд. Приятной беседы....

    >Замечательно себя чувствуют производители накопителей (HDD, SSD) - объёмы хранимых пользователями (и >не только ими) данных растут как никогда.

    При любом сценарии это так.

    >Очень сильно меняется и мир программного обеспечения: "Если ты не в облаке - тебя нет!" - это лозунг новой >парадигмы ПО. Уже нет ПО отдельно для Andoid, iOS, Windows, Linux/Unix. В битве платформ выжили только

    Я скорее обойдусь совсем без ПО, или куплю в пользование продукт за $600, чем тот же продукт за абонентскую плату $50 в год.

    >удачные стартапы покупались облачными мэтрами и интегрировались в свои продукты. Череда поглощений >привела к тому, что на рынке осталось немного игроков, среди которых Майкрософт, IBM, Oracle, Google, из >российских осталась 1С.

    Так было, есть и будет. Поглощения непрерывно идут уже 25 лет...

    >Рынок ИТ-аутсорсинга очень долго "колбасило".

    Ну и хрен с ним. Это действительно самоедство.

    >Пока рынок не пришёл к парадигме "ИТ-инфраструктура за один клик", в которой уже не нужны были >консультанты, стандартизация ведения бизнеса сделала своё дело - предприниматель "ставил галочку" >напротив того пункта, что ему был нужен и всё!

    Жаль этого предпринимателя. "Солидная фирма возьмет в аренду дырокол..."

    >Массовое закрытие ИТ направлений привело к массовому закрытию ИТ СМИ - писать становилось не о чём.

    Вы не знаете журналистов. Профессионалы давно уже "пишут ни о чем".

    >Через некоторое время ИТ перестало быть чем-то таким интересным и захватывющим... ИТ стало >обыденным... как сантехника.

    А что, когда-то было по-другому?

    • Аватар

      Перерва Станислав [paranoya], 14 апреля 2014, 15:32

      0

      >>Скорость света не отменили еще? Игры не могут быть в облаках, ибо таймаут критичен. (>30ms, а для интерфеса нужно <1ms)

      Могут, ещё как могут, уже сейчас есть сервисы с играми в облаках - игроку передаётся только изображение, а от игрока поступает информация с устройств ввода. И таймауты уйдут в прошлое, все, будут играть с минимальным таймаутом, потому-что все клиенты крутятся в одном облаке, в котором связь между всеми серверами гораздо выше, чем между облаком и пользователем.

      >>Пока 1 Терабайт трафика стОит больше 1 копейки - облако пригрывает.

      Разговор идёт не об сейчас. Увеличение роли облаков будет снижать стоимость трафика.

      >>И мозги последних горожан выкипают от мощного микроволнового излучения. Скорость=несущая частота X мощность.

      То есть, для Вас, приведенный вариант с появлением новых технологий связи зиждется только на этой формуле? Предположить возникновение других технологий, отличных от сегодняшних, Вам не удаётся?

      >>И задержка сигнала 0,8 секунд. Приятной беседы....

      Не нужно реалии сегодняшней связи применять к будущим, к тому-же по прогнозу скорость связи будет увелчиваться, значит задержка будет уменьшаться.

      >>Я скорее обойдусь совсем без ПО, или куплю в пользование продукт за $600, чем тот же продукт за абонентскую плату $50 в год.

      В прогнозе сказано, что не будет продаж ПО - будет чистая аренда, ну а $50 Вы выдумали сами. За $5 арендовать будете?

      >>Жаль этого предпринимателя. "Солидная фирма возьмет в аренду дырокол..."

      Некорректное сравнение и никого не жаль. Когда всё стандартизировано, у предпринимателя не болит голова как починить компьютер бухгалтера. Предприниматель занят именно тем, чем ему нужно заниматься - развивать свой бизнес.

      PS. Остальные комментарии я не понял

      • Аватар

        [Marktim], 14 апреля 2014, 17:55

        1

        Из ваших вопросов вытекает, что Вы предполагаете в ближайшее время появление каких-то фундаментальных открытий в физике. За предыдущие100 лет ничего подобного не было.

        Тенденции в современном мире - децентрализация, натурализация хозяйства, опора на собственые силы.

        И еще напомню - передача и прием данных по каналам связи _БОЛЕЕ_ энергоемки, требуют больше процессорной мощности и значительно медленнее, чем обработка их на месте. По крайней мере, с 1950-х гг развитие шло в другую сторону - перенос вычислений на консоль клиента.

        Но кое в чем Вы правы - "фирмы-однодневки" могут быть заменены "фирмами-одночасовками" или даже "Готовый бизнес в аренду на срок до 10 секунд". Для махинаций самое то, а, значит, будут востребованы. Это единственное применение облачным сервисам, как Вы их описали. ;)

         

        • Аватар

          Перерва Станислав [paranoya], 14 апреля 2014, 20:14

          0

          >>перенос вычислений на консоль клиента.

          Облака как бы не вписываются в эту модель. А они сейчас в моде.

          • Аватар

            Перерва Станислав [paranoya], 14 апреля 2014, 20:20

            0

            И да, это же сферическое будущее.

            :)

            • Аватар

              Перерва Станислав [paranoya], 14 апреля 2014, 20:26

              0

              Ну и совсем про скорость IEEE 802.11ac.

              Цитата: "Стандарт позволяет существенно расширить пропускную способность сети, начиная от 3000 Мбит/с и до 10 Гбит/с при 8x MU-MIMO-антеннах. Это наиболее существенное нововведение относительно IEEE 802.11n. Кроме того, ожидается снижение энергопотребления, что, в свою очередь, продлит время автономной работы мобильных устройств."

              И никакого зажаривания мозгов...

              ;)

              • Аватар

                [Marktim], 14 апреля 2014, 23:16

                0

                http://ru.wikipedia.org/wiki/IEEE_802.11ac

                IEEE 802.11ac — стандарт беспроводных локальных сетей, работающий на частотах 5—6 ГГц.

                http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B

                Например стандартом частоты для микроволновых печей и промышленных плазменных СВЧ установок является частота 2,45 ГГц. Это частота резонансного поглощения для молекул воды, а поскольку во все продукты питания входит вода, то в СВЧ-печи с этой частотой можно эффективно нагревать любой продукт. Кроме того, для излучения на этой частоте атмосфера непрозрачна, из-за его поглощения парами воды

              • Аватар

                [Marktim], 14 апреля 2014, 23:24

                0
                В таком поле органическая жизнь невозможна.
                • Аватар

                  Перерва Станислав [paranoya], 15 апреля 2014, 22:09

                  0

                  Ну, как бы Вам сказать... Не всё в этом мире крутится вокруг текущих технологий беспроводной связи. Люди найдут вариант, как ускорить и увеличить и не поджариться. Как вариант - передача информации в оптическом диапазоне или симбиоз с терагерцовым излучением.

                  Я не физик, но простые наблюдения за развитием технологий позволяют предположить появление в ближайшем будушем беспроводной связи, которое не будет опасно для органической жизни. ;)

            • Аватар

              [Marktim], 14 апреля 2014, 23:28

              0

              Это как большой спорт. С определенного уровня (с областного на республиканский) результаты достигаются химией и имеют малое практическое применение.

              А вообще мне, конечно, интересно, какое практическое применение найдется для облаков, когда они потеряют шарм "символа прогресса", что будет в сухом остатке.

              • Аватар

                Перерва Станислав [paranoya], 15 апреля 2014, 22:18

                0

                >>когда они потеряют шарм "символа прогресса", что будет в сухом остатке.

                Это как с радио, телевидением и застёжками-липучками - облака станут обыденной вещью.

          • Аватар

            [Marktim], 14 апреля 2014, 23:23

            0
            Мода, мода... Особеность моды в том, что она всегда вчерашняя ;)
  • Аватар

    Демченко Александр [Darkman], 15 апреля 2014, 10:45

    0

    Все жесть как раздуто. Тут поиграл в одну онлайновую игру, так видел когда у игрока пинг 50, а у меня 200 и разница была видна. Так это когда игра на моём компе и графику рендерит моя видюха, а по сети идет обмен тока кто куда бежит и что делает, а вы хотите передавать HD (а через год QHD) и желательно с 60 fps, и звук 5.1... да где такие каналы интернета?

    Насчет остального также, облака пока себя зарекомендовали как хранилища всякой фигни, это у них получается хорошо, а вот остальное не очень, особенно с нашим менталитетом и структурой власти.

    Да и массовый переход реален при идеальном планктонном обществе. А после последних политических событий и различных эмбарго жизнь облаков под угрозой. Сегодня gmail.com работает, а завтра IP России будут заблочены, или Микрософт будет рыться в вашей почте и сливать все АНБ.

    У меня тут одна вполне крупная контора сейчас как раз задумалась о переезде из Azure и поднятие своего личного облака. Причем часть учредителей у них иностранцы и они сразу при открытии компании сделали все в облаках, и взяли тут аникейщика, задачей которого было создание учеток и раздача прав. Но вот после последних событий в мире они начали искать толковых ребят что бы подняли тут все свое и перетащили все данные.

    В общем не спорю, продавать коробки это не так круто, её продал и все больше бабла не срубить с клиента. А вот присадить человека на ежемесячную подписку это круче, человек будет платить всегда. Это как у моих родителей, уже более 5 лет ноутбук с Win XP, и их все устраивает и менять не собираются, а тогда железо вполне качественно собирали и не удивлюсь что он еще стока же протянет. Согласен с таким подходом Микрософт уже разорилась бы, а так купить сейчас бук, на нем все будет облачное и будешь каждый месяц по 10-30у.е. отщелкивать, за теже 5 лет это приличная сумма.

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 15 апреля 2014, 14:12

    0
    Вставлю 5 копеек.  Насчет "1 клик" - это маркетинговый ход. Даже SaaS не всякий в 1 клик. О365 имеет 4 онлайн-сервиса и какой из коробки? Adobe CC по-моему и так встает, он дешевле офлайнового (и Illustrator и Photoshop) но не очень на много, потом поставляется только авториованными партнерами не самыми простыми. IaaS/PaaS  вообще всегда реализация технического проекта для решения бизнес-задач. И где тут 1 клик??? Хуже того скажу, WindowsAzure скажем торгуется очень хитро - по часам, а при заказе сервера он будет "голый", то есть его надо настроить, потом выключать, иначе за него берут деньги и за 1 год посредственный сервер может стать дороже аналогичной железки с ИБП и лицензиями. Единственная практика - поставка сетевого оборудования, SaaS и IaaS (не со своего железа, провайдеры же есть).
  • Аватар

    Захаренко Максим [maxim], 15 апреля 2014, 17:57

    0

    Прекрасный прогноз! :)  
    Только рановато говорить об этом, надо начинать лет через 5, когда в Краснодаре появится более менее сносный интернет. :)

    Вопрос без шуток: "Не будет ни книг, ни театров - одно сплошное телевидение" или всё-таки некое многообразие останется, иначе как повышать эффективность и совершенствовать бизнес-процессы в организации, если у всех всё одинаковое? 

    • Аватар

      Перерва Станислав [paranoya], 15 апреля 2014, 21:42

      0

      >>"Не будет ни книг, ни театров - одно сплошное телевидение"

      Хотел написать как облака отразятся на обычной жизни, но не стал, получилось бы слишком много.  Я и этот вариант сильно порезал.

      Отвечая на сам вопрос, то (без привязки к годам и датам), через некоторое время появится такое развлечение, как интерактивный театр (сегодняшний аналог - караоке) - все желающие могут примерить на себя любые роли, хоть Отелло, хоть Джульетты. Технологии реалтайм-капчинга будут снимать эмоции играющего и "надевать" их на компьютерные 3D-модели супер-мега-хай качества, причём актёр-игрок не будет на себя ничего надевать как сейчас (метки всякие). В связи с этим, появится и будет популярна работа актёра-помощника, то есть, если кто-то играет Отелло, то актёр-помощник играет Дездемону, когда нет желающих из развлекающихся её сыграть. Интерактивный театр заменит театр обычный и в какой-то мере кино, а затем и вовсе его вытеснит.

      Нсчёт многообразия и совершенствования бизнес-процессов, то через некоторое время в погоне за клиентом ИТ-компании (облачные провайдеры), придут к некоей стандартизации, унификации, если хотите, причём будет война взглядов на унификацию. Как обычно, войну начнёт Майкрософт. :)

      Само-же ведение бизнеса будет приблизительно таким: Хочу производить и продавать квадратных резиновых уточек. Заходишь на сайт фирмы "Организация любых бизнесов с нуля и под ключ", и начинаешь выкладывать денежки, за придумывания имени фирмы, ну или сам придумываешь. Дизайн уток либо сам, либо там-же на сайте. Производство будет простым - технологии 3D-печати займут практически все ниши производства.

      Реклама, маркетинг - всё будет унифицировано, главное - достаточное количество вложенных денег, и если даже квадратные уточки никому изначально не нравятся, то технологии рекламы сделают своё. Купля-продажа будет самой простой операцией - биткоин (её пра-правнук) будет единственной валютой.

      Бумажные издания прекратят свою жизнь, да и бумага, как носитель информации канет в лету.

  • Аватар

    Пустовит Андрей [apustovit], 15 апреля 2014, 20:11

    0
    Прогноз прикольный. Но действительно "сферический конь в вакууме". Даже если предположить доступность "однокликовой" платформы, то бизнес-процессы врядли будут "однокликовыми", как собственно и бизнес (имеется в виду классический). Все равно нужны будут внедренцы с опытом. Не стал бы сбрасывать со счетов и техподдержку. Фраза "у меня ниче не работает!!!" (тм) будет попрежнему звучать, поскольку пользователю одинаково легко не уметь пользоваться софтом как на стационарном ПК, так и на планшете. Поэтому я бы не делал столь мрачный прогноз для нашей отрасли.
    • Аватар

      Перерва Станислав [paranoya], 15 апреля 2014, 21:54

      0

      >>как собственно и бизнес (имеется в виду классический)

      Что, в Вашем, Андрей, понимании, есть классический бизнес?

      >>Все равно нужны будут внедренцы с опытом.

      Будут онлайновые консультанты, так как облака изменят всё. :)

      >>Не стал бы сбрасывать со счетов и техподдержку.

      Она будет, но она будет объединённой со всем - как в Стартреке, когда один инженер и в компьютерах и в варп-двигателях разбирается. :)

      >>Фраза "у меня ниче не работает!!!"

      Унификация интерфейсов на основе последних исследований по юзабилити и психологии восприятия этот фактор сведёт практически к нулю. :)

      В остальных случаях будет работать проактивная реакция на проблемы, в том числе и проблемы пользователя по использованию (пониманию). Как пример, человеку надо в Экселе сделать автосумму, но он не знает как и возить мышкой по экране, проактивная система это дело просекает и тут-же пользователю ппредлагается нажать на соответствующю кнопку. :)

  • Аватар

    Бондаренко Руслан [bruslyc], 21 апреля 2014, 23:20

    0

    Жизненно но очень уж сферически.

    Многие бренды начинали не с того, что делают сейчас, и это нормально и правильно, это рост. Я помню 5" дискеты я вставлял железные диски  в "флоповод" размером с письменный стол, юзал стриммеры, бабины... а сейчас у меня SSD в домашнем компе стоит и серваки на колокэйшн, и 5" дискетами я не пользуюсь давно...

    Чтоб держаться на рынке нужно старатсься понимать клиентов, предлагать им улучшить сервис, в т.ч. и пресловутые облака, а придут им на замену тучи, я и тучами заниматься буду, если клиентам они будут нужны... А потом придёт "ветер" и разгонит облака и тучи, ведь это всего лишь инструменты, которыми мы, айтишники оперируем. Кто подумает что это не правильно и невыгодно - уйдёт с рынка, кто подхватит и сможет использовать это тот будет в топе.

    Меняются тенденции рынка, модели бизнеса, глобализация всё глобальнее :), не меняется тупость и криворукость пользователя.

    Меняются доли рынка, но пока идёт просто передел, пыльные сервера заменяются непыльными на площадках, стоимость сервиса зависит от организации бизнес процессов, подумай - всё возможно оптимизировать. А клиент пока не сильно меняется, и если вчера для клиента шагом было - избавиться от кучки башен, роутеров и свичей в углу офиса, то сегодня - пройденый этап  - перевод филиалов и головного офиса клиента в облако. Завтра пересадим всех на тонкие клиенты а послезавтра на планшеты.... какая разница?