Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Стартап — настольная игра про ИТ-компании

При общении с детьми, родственниками и друзьями у меня довольно часто возникают одна и та же проблема: как  в двух словах объяснить, чем я занимаюсь. Такие описания, как компьютерный бизнес, интернет-сайты и т.п. больше сбивают с толку, чем дают пояснение. С детьми все еще сложнее. Например, сын точно знает, что папа работает на компьютере. Весьма многообещающие описания.  Но вот я нашел отличный способ рассказать детям про ИТ-бизнес — настольная игра «Стартап».

В игре используется огромное количество ИТ-лексики и ИТ-сленга. Приготовьтесь к тому, что не в ИТ-компании придется объяснять значение буквально каждой карты. Значения некоторых карт лично я объяснить на пальцах затрудняюсь. Впрочем, ненормативная лексика на карточках отсутствует.

Большинство издателей настольных игр в большой коробке размещают небольшое количество компонентов. Здесь издатели поступили по-другому. Небольшая коробка, во вполне узнаваемом стиле habrhabr, плотно набита игровыми картами, жетонами и другими элементами игры.  Правила и личное игровое поле в коробку помещаются только по диагонали.

Все карты в коробке делятся на:

  • Проекты — это то, чем будет заниматься ваш стартап. Здесь есть различные сайты, веб-приложения, утилиты и т.п.  Есть еще и проекты весьма сомнительного содержания, например фишинговый ресурс. Более того, поскольку я играл с детьми, то изначально я даже удалил один из проектов из игры: XXX-сайт (рассказывать детям о том, что это такое у меня особого желания нет). Ряд проектов имеет довольно жесткие сроки реализации — не уложился в срок — не заработал денег, но зато получил минус в карму.
  • Возможности: сотрудники, ситуации и фичи. Интересно, что сотрудник и возможность — одно и то же. А вот ситуации, которые находятся на той же карте — в большинстве случаев это гадости, которые вы можете подкидывать своим конкурентам. В  ознакомительной  игре мы их применяли только к самому сильному игроку.
  • Происшествия. В большинстве случаев — это разные неприятности, которые отнимают у вас деньги и ресурсы. Пара происшествий на первых ходах игры едва не выбила сразу 2 из трех участников. Пришлось срочно объединяться с другими игроками, чтобы разрешить возникшие проблемы.  

 «Стартап» — это игра про веб-студии и компании, занимающиеся  разработкой ПО. Среди сотрудников встречаются менеджер, разработчик, дизайнер и позиция под названием контент (Надо полагать слово копирайтер в дизайн вписать не удалось?). Каждая карта сотрудника — это еще и карта возможности.

Ваш стартовый капитал: 10 монет. Цель игры заработать 27 монет — это много. В начале игры очень легко истратить стартовый капитал, а вот вернуть его уже не самая простая задача.

В начале игры у вас есть по 3 карты возможностей — для создания собственной команды и 3 карты проектов. Сам игрок также «работает» на свою компанию. Он может выступать за за любого сотрудника. В настоящих стартапах основатель тоже часто и швец, и жнец, и на дуде игрец.

«Стартап» предполагает самые разнообразные игровые стратегии:

  • Работать за зарплату — скучный, но довольно удачный вариант. Клепать потихоньку собственные небольшие проекты, продавать свой труд в качестве фрилансера. В итоге на банкротство практически равны нулю и ходов за 10-15 есть шанс собрать необходимую сумму.  Впрочем, большие прибыльные проекты в одиночку не поднять — вам придется или нанимать сотрудников и отказываться от гарантированной зарплаты или так всю игру и собирать по 1-2 монетки. Впрочем, имеющиеся средства вполне можно инвестировать в  проекты других игроков — это тоже возможность для заработка.
  • Строить разработческий бизнес.  Большая команда — это очень дорого. Фактически вам нужно каждый ход закрывать минимум один проект только для того, чтобы выплачивать зарплату, аренду офиса и различные негативные эффекты. В итоге при большом обороте, ваша прибыль может быть даже меньше, чем  в предыдущем варианте. Подобная стратегия грозит быстрым банкротством: один проваленный проект и вот у вас уже практически нет денег, и команду приходится резко сокращать.
  • Кооперация. Весьма удачная идея — привлекать к работе в своих проектах других игроков, за часть будущей прибыли или покупая их услуги за деньги. В начале игры самые прибыльные проекты в одиночку завершить никому не под силу. Впрочем, как и в жизни в итоге партнера можно будет «кинуть», правда, кто после этого будет с вами играть второй раз? Взаимодействие с другими игроками — основа этой игры.

Очень важный элемент игры — бекап. Здесь — это минипроект, своевременное завершение которого позволяет в будущем избежать многих неприятных ситуаций.

В целом игра весьма реалистичная. На ее примере легко объясняются многие базовые бизнес-понятия и стратегии развития стартапов: элементы управления персоналом, инвестиции, бутстреппинг, планирование бюджета, управление проектами, распределение ресурсов, чем создание собственного продукта или сервиса отличается от заказной разработки (и что выгоднее) и т.п.

Некоторые недостатки:

  • Авторы игры предлагают на картах делать отметки карандашом. После игры отметки необходимо стереть. Стирание карандашных пометок — дело трудоемкое, да и в результате несколько игр и карточки придут в негодность. На мой взгляд имеет смысл использовать для пометок мелкие предметы. На фото использованы элементы из игры Arcadia;
  • Некоторые правила нуждаются в уточнении. Например, из тех правил, которые идут с самой игрой ясной, когда наступает необходимость аренды офиса: с появлением первого сотрудника или с появлением трех и более сотрудников (из разъяснений в блоге на habrhabr следует именно такой вариант).
  • В игре не предусмотрено банкротство игроков. Нет денег — не плати.
  • Баланс. В начале игры все дружно развивают бизнес. К концу игры все копят денег. А вот в середине игры все сидят без возможностей, без денег,  без сотрудников и без проектов и работают в основном на устранение негативных эффектов. А в это время самые интересные и прибыльные проекты уходят в сброс — взять то в работу их никто из игроков не может.

Есть идея для  выпуска дополнения. В игре явно не хватает модных сейчас облачных решений. Сейчас в игре нет такой важной роли, как продавец решений, а продажа продуктов и услуг — то один из важнейших элементов в работе ИТ-компаний. Ну и конечно, хотелось бы увидеть вариант игры с проектами для системного интегратора и сервисной компании.

В целом «Стартап» — отличное  времяпровождение для тех, кто имеет отношение к ИТ и хочет рассказать об особенностях работы в ИТ детям, друзьям, родственникам, знакомым  и т.п.

Дополнительные материалы

Комментарии (1)