Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Сила «корочки»

Сила «корочки»

На сегодняшний день в ИТ-отрасли можно получить десятки различных сертификатов. Учебные центры наперебой сообщают о том, что их специалисты получают определенные преференции при приеме на работу. Но можно ли измерить реальную пользу от сертификата, которую получает его обладатель или организация, принявшая его на работу?

Со школьной скамьи человеку вбивается в голову необходимость учиться дальше. Быть может, открыто этого никто и не говорит, но официальный посыл общества звучит просто: «Получи высшее образование, иначе ничего не достигнешь». Только пройдя многолетнее обучение в приличном ВУЗе, можно осознать истины, которые звучали вокруг с самого начала: университет учит не предмету, а развивает способность учиться, не открывает двери, а показывает к ним дорогу. В результате человека с нормальным полученным (а не купленным и не низкоквалифицированным) высшим образованием видно сразу, у него и диплом то при приеме на работу попросят в редких случаях. Как говориться, и так все на лбу написано.

Но с сертификацией дело обстоит несколько иначе. Даже весьма авторитетные курсы в сфере ИТ никогда не оставляют заметного отпечатка на «слушателе». Все, что можно получить от специалиста, не проводя собственное тестирование, - это красиво оформленный документ о прохождении таких-то курсов или способности работать с такими-то системами. По факту, в клан «сертифицированных специалистов» люди допускаются, сдав один или несколько экзаменов. А бывшие студенты наверняка могут найти минимум 10 способов сдать экзамены, обойдя аспект глубокого практического применения изученного материала. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что зазубренный список пунктов меню никак не поможет настроить почтовый сервер или решить какую-то экзотическую проблему, возникшую в процессе его работы.

Активнее всего интерес к сертификации подогревается учебными центрами. Это и понятно, они на этом живут, соответственно, в их интересах демонстрировать статистику, доказывающую важность сертификации. Но если копнуть глубже, их цифры невозможно проверить, особенно если говорить о сертификате абстрагировано от объема полученных специалистом знаний (а это почти всегда именно так: заставить человека учиться и осознавать не могут даже самые квалифицированные преподаватели).

По сути, у сертификата – два пользователя: сам работник, получивший «корочку» и организация, в которой он работает.

Специалист думает, что с «корочкой» он быстрее найдет более выгодную работу. Действительно, на рынке соискатели с сертификатами в среднем ценятся больше. Но, мне кажется, не за знания, а за сам факт обладания «корочкой».

Не стоит и говорить о том, что сертификат не является однозначным пропуском на более выгодную вакансию. Даже если официально кадровая служба и не признает своего скепсиса, при общении с кандидатом на вакансию никогда не будет приниматься решение исключительно на основе бумаг. Всегда большое значение будет играть личное впечатление и собственные представления кадрового работника о соответствии корочек внешности. Если на собеседование придет 80-летняя бабушка «божий одуванчик» или 18-летняя блондинка и принесет сертификат администратора корпоративной сети Microsoft Windows Server 2008 R2, скорее всего на работу ее не возьмут. В этом случае сертификат окажет «медвежью услугу»; без него персона могла бы рассчитывать на должность хотя бы секретаря, а с сертификатом, скорее всего, ее прогонят в шею. Слишком яркий диссонанс.

Организациям сертификат гораздо полезнее.

Для системных интеграторов, аутсорсеров и прочих контор, предлагающих некие квалифицированные ИТ-услуги, сертификаты работников, выданные авторитетными центрами, – инструмент в конкурентной борьбе: «Обратитесь к нам, у нас на 5 сертифицированных специалистов больше, чем у конкурентов». Дает ли это какое-то преимущество заказчику решения, - вопрос сложный. Теоретически сертификация должна означать определенные гарантии именно для заказчика. Но в реальности все определяется подписанным договором и качеством самого решения. К сожалению, количество сертифицированных специалистов на практике чаще говорит о кадровой политике компании, нежели о гарантиях. Хорошо кормят сотрудников, значит, есть интерес к вакансиям. А раз есть интерес – есть из кого выбрать при приеме на работу.

Еще одна польза от сертификата для бизнеса – возможность ранжирования сотрудников по некой зарплатной лестнице, не особо вникая в их реальную квалификацию. Есть сертификат – по умолчанию, зарплата больше. Никто при этом не возьмется считать, приносит ли именно этот работник компании наибольшую прибыль.

Вот и получается, что рынок сертификации – это замкнутый круг, в котором заперты все участники. И он постепенно сам себя раздувает: появляются новые организации, дающие сертификаты попроще, чтобы охватить более широкую целевую аудиторию. Думается мне, что в скором времени этот рынок ожидает та же судьба, что и наше высшее образование: диплом порой требуется даже на позицию уборщицы. Это происходит из-за «кризиса перепроизводства» выпускников ВУЗов. С сертификатами ситуация пока проще, они требуются только там, где действительно нужны. Но надолго ли это?

Дополнительные материалы

Комментарии (11)

  • Аватар

    Мосолов Дмитрий [Cookie], 15 ноября 2011, 21:36

    0

      Скажу за себя. Сертификация (честная!) дает специалисту один очень важный плюс - широту понимания вопроса. Часто, когда не можешь вот так вот сразу "в лоб" ответить кому то на конкретный вопрос типа почему у меня тут не работает, начинаешь зададвать уточняющие детали,  слышишь, " ты же сертифицированный инженер" такие вещи должен сразу знать. И потом "я тут погуглил и все нашел". Да, найти решение можно и без сертификата, но сертификация дает некий круг знаний - как это работает, где искать, и это очень важно и полезно. 

     Для интегратора ценность  сертифицированных специалистов вовсе не в возможнолсти "померятся" с конкурентом, благодаря наличию соответствующих спецов интегратор получает специализации и уровни партнерства, которые дают вполне конкретные преимущества на ранке. "Обратитесь к нам, мы золотой партнер по услугам виртуализации, а конкурнет только серебряный. Вендор нам доверяет больше. ". Да и вендор впервую очередь предложит заказчику именно золотого.

      Но вообще, в последние годы ценность сертификации очень упала. В конце 90-х начале 2000-х была некая заманчивая аура, своего рода каста сертифицированных инженеров. Их было немного, многие знали друг-друга лично, обменивались книжками и материалами на закрытых форумах и ФТП... Может кто то еще помнит "сертификация в хабаровсе" и потом канадский "сертплюс" ?  "Бумажные специалисты" громко высмеивались... А потом пошло поехало... Первые спецы разъехались по миру, стали большими начальниками и проч...  Микроинформ радостно сообщил о 12-ти летней девочке, сдавшей весь трек девелопера Майкрософт, а девочка слезно клянчит на всех форумах поудалять ее сообщения с просьбами прислать брейндампы... Вообщем стало как то не интересно.

    • Аватар

      Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 15 ноября 2011, 22:39

      1
      Готова предположить, что и участники этой "ауры сертификации начала 2000х" могли узнать друг друга если не в лицо, то по стилю удаленного общения. Интересно, что играло более важную роль в конечном счете: бумажка или принадлежность к касте? 
      В моем случае ценность высшего образования выразилась в аналогичной "касте" (только немного из другой оперы) - за 10 лет всевозможных работ, в том числе проектных (т.е. разовых), диплом не спросили ни разу. Зато пару раз были "тесты на принадлежность к касте" ("а давно ли вы видели такого-то преподавателя?").
      • Аватар

        Мосолов Дмитрий [Cookie], 16 ноября 2011, 00:49

        1

        бумажка" была некой объединяющей но вовсе не конечной целью. люди общались и просто так "за жизнь", обсуждали варианты "свалить за бугор или остаться", обсуждали технические проблемы, по возможности вместе пидли пиво. По возможностии, потому что довольно быстро все раздлетелись от Канады до Австралии.

        Некоторые вообще ушли из профессии.  Лично знаю одну MCSE по WIndows NT, которая на момент знакомства уже работала бренд менеджером в табачной компании, а последние пару лет все по той же табачной линии от той же компании работает в Гонконге а серверов наверное уже лет 10 в глаза не видела. :-)

  • Аватар

    Забелин Максим Анатольевич [stecker], 15 ноября 2011, 22:42

    1
    Как минимум, любая честная сертификация гарантирует для работодателя наличие у работника таких качеств, как обучаемость, некоторая мера ответственности, понимание "механики" технологии и способов ее (технологии) применения.

    Только это одно, стоит тех нескольких десятков динариев, что требуются на ее прохождение.
  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 16 ноября 2011, 12:58

    0
    Тут есть нюанс. У инженера сертификат - неотъемлемый признак знания технологии. Собственно, его работа не такая уже и творческая, хотя по-своему и интересная. Да интеграторы нередко подталкивают к сертификации ради статусов и компетенций, это никак не убрать. Брэндовость тут на втором плане, но тоже продается. 
    Иное дело разработчик, сертификат по платформе часто производит негативное впечатление, мол у тебя мозги есть? Зачем знать нюансы платформы (кроме специальных задач, вроде СУБД)? Думать надо уметь.
    • Аватар

      Мосолов Дмитрий [Cookie], 16 ноября 2011, 16:09

      0

       А еще возникает вопрос прямо противоположный. "Если ты такой умный, почему такой несертифицированный?"   Для тебя же это должно быть раз плюнуть. Или все таки заний маловато? Вон Вася пошел и сдал без проблем.

      • Аватар

        Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 16 ноября 2011, 17:03

        0
        Дмитрий, я имел ввиду именно разработчика. Он действительно "сертифицированный поэт" получается. Инженеры само собой должны статус иметь.
        • Аватар

          Ланцев Андрей [Sansey], 17 ноября 2011, 06:51

          0
          Предлагаю открыть тему по обучению и сертификации. У меня например нет сертифицированных спецов и я пока не сталкивался с тем, чтобы клиента это отпугивало. Но при этом я не против провести обучение. Но вопрос: где, какое и что мне это даст на выходе. Хотелось бы конкретных примеров, названий обучающих центров, цены, сроки, преимущества и т.д. Может кто-то напишет отдельную статью, подробную?
          • Аватар

            Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 21 ноября 2011, 04:33

            0
            Думаю, тема получится интересная. Но, мне кажется, спектр возможностей по обучению должен здорово зависеть от профиля организации (грубо говоря, программерам нужно одно, техподдержке - другое, внедренцам - третье). Вы свою организацию к какому профилю относите? (с него бы мы тогда и начали...) 
            • Аватар

              Ланцев Андрей [Sansey], 21 ноября 2011, 15:00

              0
              Ну я даже не знаю. Программированием занимаемся очень редко и обращаемся к фрилансерам. Свой программист в штате есть, но я бы не сказал что он силен, молодой парень, старается. Возможно его отправить куда-то подучиться. Хотя программист SQL очень бы не помешал...
              Техподдержка само собой - только я не знаю чему их обучать? У них довольно широкий круг знаний, т.к. у каждого клиента все по разному.
              Внедрение - то же самое. Внедряем что-то кому-то. Но не специализируемся на чем-то одном. В случае, если клиенту требуется внедрить систему по которой у нас спецов нет, ищем для клиента "внешнего" внедренца и берем на себя функцию контроля за процессом. Но такой случай был всего лишь раз. Поэтому я затрудняюсь ответить к какой категории относится моя компания. Но если выйдет отдельная статья на данную тематику, то я что-нибудь для себя выберу однозначно.