Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Cloud washing — промывание облаков?

Cloud washing — промывание облаков?

Вместе с эрой облачных вычислений пришла маркетинговая популярность термина «облако». Этот ярлык теперь сопровождает все продукты, как действительно относящиеся к облачным технологиям, так и ошибочно себя к ним причисляющие. Специально для идентификации последних в англоязычных блогах появился термин Cloud Washing (или cloudwashing), означающий попытки поставщиков провести ребрендинг старых решений, причислив их к лику «облака».

В первом приближении облачные сервисы не имеют строгого однострочного определения. Это некие услуги, основанные на клиент-серверной технологии и доставляемые через Интернет (по принципу сервиса). Более детальное определение потребует изучения текстов на «много буков» от Национального института стандартизации (NIST, в данный момент институт работает над формулировкой точного определения), поэтому в среднем понимание отличия облачных сервисов от всех остальных услуг в интернете не столь распространено, как хотелось бы. А посему любой поставщик услуг через Интернет чувствует себя вправе использовать ярлык «облако», чтобы продукт казался более новым и современным. Здесь многие допускают ошибку, потому что истинное облако включает в себя как минимум следующие обязательные инструменты:

  • Пользовательское само-администрирование;
  • Биллинг на основе платы за использование;
  • Многопользовательскую архитектуру;
  • Линейную масштабируемость.

Вольное изложение идей NIST относительно точного определения различных облачных сервисов можно найти на страницах издания ReadWrite Enterprise.

Термин Cloud Washing родился от аналогии с проводившимся чуть ранее «зеленым ребрендингом» (green washing), устанавливавшим соответствие продуктов требованиям по защите окружающей среды. В обоих случаях «wash» следует понимать не как «стирку», а как «нанесение тонкого слоя краски» на поверхность с целью видимого обновления объекта. Единственное отличие в том, что в ИТ роль этой краски выполняет маркетинг, с помощью которого поставщики решений пытаются убедить своих коллег и руководителей от бизнеса, что на самом деле идут в ногу со временем. Часто подобные решения даже не удосуживаются изменить модель лицензирования и предоставляются по принципу единовременной покупки, что не состыкуется с концепцией «оплаты за использование», принятой в облаке.

Чаще всего к cloud washing наиболее склонны небольшие компании, производящие некие нишевые решения (или просто продукты, ориентированные на небольшие группы пользователей). Для них слишком дорого регулярно выпускать обновление сервисов, т.к. при расчете на одного абонента эти обновления оказываются слишком дорогостоящими. Таким образом, им остается только хвататься за последнюю технологию, появившуюся в постоянно изменяющемся ИТ-мире без их участия. Хвататься и не отпускать, пока из нее не будут выжаты все потенциальные доходы.

Чаще всего сопровождают «обновление» целый комплекс дополнительных маркетинговых «хитростей»:

  • Масштабная пресс-конференция, где поставщик решения заявляет, что предлагает принципиально новый продукт / услугу;
  • Добавление новой Технологии в портфолио компании;
  • Создание отдельной консультационной службы для «облачных» клиентов, чтобы те чувствовали себя на ступень выше;
  • Продукт меняет свои цвета с темных на светлые, а понятия «сеть», «хранилище» и «программное обеспечение» на обложке и в листовках заменяются на «облако» и «Saas»;

В дополнение им можно посоветовать созвать индустриальный консорциум, занимающийся разработкой стандартов, которые помогут сохранить динозавров, а впоследствии убеждать клиентов в том, что дополнительно к тем инструментам управления, которые у них уже есть, совершенно необходимо завести себе отдельные средства управления облаком.

Продевая идеологию «cloud wash» англоязычный интернет породил вот такой забавный продукт: «Рисование облаков на стене никогда еще не было столь простым!».

 

Дополнительные материалы:

Комментарии (0)