Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Рейтинг интернет-стартапов. Возможные бизнес модели

Рейтинг интернет-стартапов. Возможные бизнес модели

Интернет-стартап — очень модная тема. Однако, меня всегда интересовал вопрос, а как такие компании собираются зарабатывать деньги для своих инвесторов? Социальные приложения — очень много фана и бесплатного pr, однако  практически единственный способ монетизации аудитории — реклама. Агентство PRUFFI устроило опрос экспертов и составило список из 30 перспективных стартапов. С нашим списком 15 SaaS платформ всего два совпадения. Предлагаю посмотреть на этот рейтинг с точки зрения бизнес-моделей.

Самое забавное, что даже с полной версией списка из 127 стартпаов у нас не так уж и много совпадений.  PRUFFI оценивало команды стартапов на основе мнения экспертов. Фактически такая методика оценивает прежде всего не саму технологию, а эффективность продвижения стартапа в профессиональном сообществе, активность в  различных СМИ и социальных сетях. Отличный пример — знакомые нам Эльба (10 место) и Моё дело (27 место), те самые два совпадения с нашим списком, — эффективность продвижения Эльбы намного выше.

Некоторые причины отсутствия известных стартапов в окончательной версии рейтинга:

  • Проекту не более 3 лет;
  • У проекта готова, по крайней мере, альфа или бета версия;
  • Объем инвестиций не более 1 миллиона долларов.

Интересно не столько распределение компаний в рейтинге, отражающее субъективное мнение очень  небольшой  группы экспертов, сколько бизнес модели стартапов.

b2b. Понятная бизнес модель — большой рынок, хорошие перспективы для сбора денег с пользователей сервиса.

  • CloudBudgetонлайн система бюджетирования для малого и среднего бизнеса. Глобальный проект, не афиширующий российское происхождение.
  • Zingaya еще один классический стартап рассчитанный на глобальный рынок.  Сервис, предлагает виджет, обеспечивающий голосовое общение с посетителями  сайта без установки ими какого-либо ПО.
  • Quadra — сервисный стартап, избавляющий онлайн-предпринимателей от связи с реальным миром. Qudra обеспечивает услуги комплексного аутсорсинга для интеренет-магазинов. Такая платформа для интернет-магазинов мне нравится — неважно, какой у вас движок, но если вы продаете вещи, то придется иметь дело с материальным миром, а значит заниматься с логистикой, складами и всем прочим. (Не путать с одноименной генерирующей компанией группы ОНЭКСИМ.)
  • Pirate Pay услуги по защите цифрового контента в пиринговых сетях. На первой странице сайта Pirate Pay весьма примечательная презентация — 10 глобальных стартапов с аналогичным предложением, кто оплачивает из услуги во всем мире понятно — проблема нелегального контента существует. Однако результаты подобных компаний равны нулю. Кстати в Pirate Payвполне трезво оценивают объем рынка: рост легального контента до 2014 года — 27%, рост нелегального контента 102% , соотношение легальный/нелегальный контент 2011 год = 2/5, 2014 = 1/4. В этом отношении модель легального контента предлагаемая Apple в iTunes Match выглядит намного перспективнее.
  • iiko.net —  сервис для автоматизация складских операций, продаж, управленческого учета и других бизнес-процедур. Пока  находится в стали закрытого тестирования. Однако, то, как работает бизнес модель такого сервиса можно посмотреть на примере их конкурентов из «Моего Склада».
  • Биллинг как услуга — система, обеспечивающая «биллинг» для интеренет-проектов. Стартап разрабатывается под крылом крупной ISV-компании «АВК-Коммьюникейшнз». На неконференции, каждый первый разработчик SaaS жаловался на отсутствие в России удобного сервиса для биллинга — проблема есть, но универсального решения пока нет.
  • LinguaLeoвеб-сервис для изучения английского языка.  eLearning, пожалуй, единственное, за что пользователи действительно готовы платить в сети.
  • Эльба и Моё дело — SaaS-сервисы онлайн-бухгалтерии, которые мы неоднократно рассматривали в сообществе.

Технологические стартапы на продажу — у этих проектов могут быть хорошие перспективы монетизации, однако на данном этапе команда занята прежде всего разработкой технологии, которую потом можно будет продать крупной компании.

  • Yam Labs и снова глобальный сервис  для подготовки и проведения совещаний. Первый год бесплатно. За это время предполагается развить функциональность продукта доя такой степени, что пользователи согласятся покупать его за  деньги.
  • Speaktoit — стартап, разрабатывающий виртуального персонального ассистента для мобильных устройств (iPhone, Android), с которым пользователь может общаться на естественном языке. Отличный пример продуктового стартапа, который рассчитан на продажу технологии крупной компании.
  • ePythia контекстно-ориентированный гео-планировщик. Гео —сервисы пока плохо монетизируются, но зато привлекают внимание крупных инвесторов. еПифия не исключения среди успехов стартапа, например, грант в 80000 $ от Microsoft. Выпущена бета-версия продукта. Социальные приложения — очень модный тренд, однако перспективы монетизации даже у крупнейших социальных сервисов весьма сомнительны. Впрочем, пока пузырь социального веб надувается и цена Facebook ежемесячно бьет рекорды, у инвесторов есть шанс на хороший выход из такого проекта.
  • Pliq.me — сервис для создания голосом коротких текстовых сообщений на телефоне для SMS, E-mail, напоминаний, записей в Twitter, Evernote или просто быстрых заметок. Есть бесплатное приложения для iPhone и Android.
  • Будист.Ру — социальный будильник. Много фана и практически никаких перспектив по монетизации.Интересно, что Яндекс исправляет ошибку в названии.
  • Omyconf —  система деловых контактов для участников и организаторов профессиональных форумов, конференций, выставок и т.д.
  • Wannafun — сервис для общения. Судя по дизайну — дейтинговый сайт.
  • SportFort — онлайн площадка для любительских спортивных команд.

Агентский бизнес, интернет-магазины — интернет отлично походит для того, чтобы зарабатывать в той точке, где встречаются продавцы и покупатели. Модель заработка агентов — процент от продаж взимаемый с продавца или покупателя. Единственный вопрос, причем тут интернет-стартапы?

  • Апартатор — сервис для быстрой аренды квартир и домов на короткий срок. Востребованная услуга и вполне прозрачная бизнес модель (12% от стоимости аренды)  Хочется согласиться с высокой оценкой команды проекта — вот такой стартап может получится, если собрать вместе отраслевого эксперта, разработчика и маркетолога.
  • Onetwotrip — сайт продажи авиабилетов. Красивый дизайн, множество конкурентов, понятная бизнес модель.
  • ITmozg — рекрутинговый сайт для поиска работы и найма персонала сферы IT и телекоммуникаций.
  • Workle сервис для работы онлайн. В перспективе он может выйти на модель краудсорсинга. А пока сервис обещает дать базовую подготовку агентам и найти для них первых заказчиков. Сайт выглядит красиво, но настораживает, а вдруг это очередной гербалайф. Топ экспертов с заработком в 10000 руб. в месяц тоже не очень вдохновляет.
  • Sapato — интернет-магазин обуви. Главный вопрос, почему этот магазин появился в этом рейтинге и/или почему в рейтинге отсутствуют другие магазины.

Сайты и интернет СМИ. Заработок на рекламе и платном размещении контента. Некоторые издания попавшие в рейтинг, пока не размещают ни то, ни другое. Где авторы рейтинга увидели альфа или бету продукта не понятно.

  • Сравни.ру сервис для сравнения финансовых услуг и цен на них.
  • The Villageэлектронная городская газета, воплощающая в жизнь поговорку «Москва — большая деревня».
  • Теории и практики —  информационный портал по eLearning.
  • WebCrunch онлайн-издание об интернет-индустрии. Интересно, насколько корректно, когда одна и та же компания присутствует среди экспертов и участников рейтинга?  
  • Цукерберг позвонит — отличный блог на движке Wordpress, но при всем уважении к Александру Пеганову, возникает вопрос, а является ли блог про стартапы — стартапом?

Бесплатные сервисы— возможно авторы и инвесторы стартапов, знают секрет, как зарабатывать на бесплатном сервисе, однако мне подобная бизнес-модель кажется сомнительной. Разве что, разработчик такого сервиса сам является его главным пользователем и зарабатывает совсем на другом бизнесе.

  • Ecwid —  бесплатный полнофункциональный конструктор Интернет-магазина.
  • Ichiba — и еще одна бесплатная площадка для создания интернет-магазина.
  • TZGen — бесплатный сервис автоматического создания технического задания для разработки веб-сайтов различного уровня сложности. Говорят в консалтинговых компаниях, есть генераторы отчетов, которым нужно скормить много цифр и они выдадут огромный, красивый и почти бесполезный документ. Понятно, что бизнес консультантов строится вовсе не на генераторах отчетов. И вообще нужно ли ТЗ на веб сайт?

Дополнительные материалы

Комментарии (3)