Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Оставьте немного IT в ITSM

Оставьте немного IT в ITSM

Чарльз Бетц (Charles Betz), написал великолепную статью, о том, почему ИТ должны оставаться ИТ.

В среде ИТ-менеджмента периодически возникает идея о том, что нужно потерять «IT» в «IT Service Management». Или может быть только букву «T» или только «I». Встречаются все варианты. При этом можно услышат следующие аргументы:

«Ярлык ИТ относит нас к гикам, заставляет думать, что мы не понимаем бизнес. Они аутсорсят нас! Говорят, что мы центр затрат! Если избавиться от ИТ, то мы сможем стать Стратегическими Партнерами бизнеса»

Подобные аргументы я слышал годами. И у меня есть возражения. Я думаю, что отказываться от ИТ — значит отказываться от фундаментальной профессиональной.

Если мы занимаемся «управлением услугами» без «ИТ», то непонятно, а чем же мы отличаемся от всего остального сектора услуг: здравоохранение, салоны красоты, рестораны, автосервис и т.д. И как, среди множества ИТ-услуг мы не запутаемся где наша зона ответственности, а где наших бизнес-партнеров. Например, «Услуга расчета заработной платы» относится к функциям HR или бухгалтерского департамента и определенно не к ИТ.

Есть еще и такое утверждение «Нет никакого ИТ, есть только Бизнес».  Сравните со следующими аналогами:

  • Нет Финансов, только Бизнес
  • Нет HR, только Бизнес
  • Нет Маркетинга, только Бизнес
  • Нет Продаж, только Бизнес
  • Нет Дистрибуции, только Бизнес
  • Нет Производства, только Бизнес

ИТ в чем-то особенные? Каким образом они стали недифференцируемыми? И да, стоит быть осторожнее в желаниях..

Еще один мем: «ИТ не понимают бизнес». Часто этот аргумент означает, что поскольку ИТ отвечает всего лишь за часть функций компании, то совершенно естественным образом ИТ не охватывают всей функциональности организации и не могут с легкостью понять все предприятие, как систему. Конечно это правда.

Впрочем ,в той же мере это правда и в отношении Маркетинга, Продаж, Производства, Логистики, HR, Финансов и т.д. Корпоративный юрист, который тормозит подписание важного договора неделями, из-за пары малозначительных пунктов тоже не понимает компанию, как систему. И уж тем более не стоит упоминать бесконечные битвы Продаж с Маркетингом и Производством — просто почитайте «Цель» и другие книги Голдрата. Близорукость широко распространена в бизнес-среде, и ИТ нет необходимости особо переживать по этому поводу. В действительности полная картина есть только у гендиректора.

В чем же фундаментальная экспертиза Информационных Технологий? Что вообще такое ИТ?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить историю: Беббиджа, Тьюринга, Шеннона, фон Неймана и остальных, занимавшихся технологией информации, где:

Технология — от греческого τέχνη — искусство, мастерство, умение, метод, система

Информация— с латинского informacionem— концепция, идея или от informare - форма

Тогда это все было про то, как идеи и концепции (в форме данных) систематически производятся, хранятся, управляются и представляются. Как информация может порождать другую информацию первой поняла Ада Лавлейс, открывшая алгоритмы. Потенциальные границы  информационных процессов исследовали Алан Тьюринг и Клод Шеннон. Практическое применение теории предсказал фон Нейман. По следам этих гигантов пошли уже практические приложения теории к самым разным областям.

Требует ли ИТ специализированных знаний? Да. И что в этом плохого? Где бы было бы общество без глубокой специализации?

Однако, что насчет понимания бизнеса?

Любую функциональную область, не стремящуюся к пониманию всей системы компании, следует рассматривать, как потенциальную раковую опухоль. ИТ и в этом не уникальны. При этом отрицая свою идентичность, мы не решим проблему. Решением может стать четкое понимание нашей экспертизы, нашей  τέχνη. Что в ИТ может принести пользу компании — вопрос для нескончаемого диалога. Каждый новый ответ — только открывает новые границы.

С тех пор, как компьютерные теории получили воплощение в электронных вычислительных машинах прошло 70 лет. Достижения 19 и начал 20 веков се еще влияют на нашу жизнь. Забыть про них — значит утратить идентичность ИТ-профессионала. На самом деле без всего этого мы всего лишь суеверные приверженцы карго культа, которые верят в то, что жертвы в пользу ИТ обеспечат процветание и благоденствие.

«Оставайтесь собой!». Вот совет применимый и ко всей отрасли и к каждому ее представителю в отдельности.

Оригинальная статья в блоге Чарльза Бетца. На иллюстрации портрет Ады Лавлейс.

Об авторе

Чарльз Бетц (Charles Betz) — Senior Enterprise Architect и главный разработчик ITSM стратегии Wells Fargo, активный участник профессионального сообщества. Cостоит в IEEE, ACM, ITSMF и DAMA (Data Management Association).

Дополнительные материалы

Комментарии (0)

    Также рекомендуем