Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Дмитрий Потапенко: «Хорошо, если компания выдержит внедрение какой-либо ИТ-фенечки из трех букв»

Дмитрий Потапенко: «Хорошо, если компания выдержит внедрение какой-либо ИТ-фенечки из трех букв»

Я нахожусь на конференции «Информационные технологии в розничной торговле», организованной AHConferences. Впрочем, о самом мероприятии чуть позже, а сейчас хотелось бы пересказать одно из выступлений. С точки зрения ИТ — их роль в компаниях будет только расти. Однако, бизнес с этим не согласен. Дмитрий Потапенко, владелец Management Development Group, представил свой взгляд на ИТ и его мнение не очень приятно для ИТ-шников: никакой стратегии у ИТ в большинстве случаев нет. Вот некоторые его тезисы.

Основной тезис Дмитрия Потапенко: ИТ — обслуживающее и затратное подразделение — официант бизнеса. Компания, которая ложиться под ИТ — то же самое, что компания, которая ложится под бухгалтерию. 90% ИТ запирается в своей серверной и никаких стратегических решений не принимает. Очень мало из тех кто принимает решение в ИТ, понимает, что это не только про 1С или что-то еще.

Увеличивает ли ИТ капитализацию компании? Отобьются ли вложения в ИТ при продаже компании? Правильный ответ чаще всего нет, т.к. при смене собственника чаще всего придется менять и технологию.

То, что бардак нельзя автоматизировать — расхожее место. В том числе в создании бардака в компании участвуют и сменяющиеся команды управленцев. ИТ-команды меняются намного реже. В результате ИТ остаются единственными носителями компетенций о том, как работает компания. Основная задача владельцев компаний — постановка целей и задач. К сожалению 90% владельцев не может внятно  сформулировать цели. От ИТ нужна активная позиция на всех фронтах. Активная позиция ИТ начинается с участия в постановке целей и участии в разработке стратегии изнутри.  

Нельзя исправить ситуацию в компании покупкой железа или ПО. В первую очередь в компании необходимо установить бизнес-процессы. Внедрение SAP или  хорошо смотрится в резюме, но не в бизнесе. Часто возможности имеющегося на рынке ПО не соответствуют потребностям бизнеса. Например, в 90% ПО не отражен процесс открытия нового объекта — типичная задача для ритейла. В рознице место — самый главный критерий успеха. При анализе места под объект необходимо учесть до 40 различных параметров, включая такие, как возможность разгрузки КамАЗа. Какое ПО это позволяет?

Или другие параметры важные в торговле. Цена — всего лишь один  из 12 важных параметров. Сколько ритейл систем работают с остальными 11-ю?

Стратегические цели компании должны отражаться в KPI — все про это знают. К сожалению, в реальности этого не так. Нет ни целей, ни параметров, но есть автоматизация непонятно чего.

Стандартизация, оптимизация, контроль. Оптимизация — не покупать дорогие сервера и тем самым экономить деньги владельцев.  В компаниях под управлением Дмитрия Потапенко принципиально покупают б/у оборудование и для основного бизнеса и для ИТ-решений. Пожалуй этот пункт наиболее сильно задел других участников конференции. Например, Дмитрий Сатин из компании Утконос, рассказывая о планах по внедрению виртуализации VmWare на серверах HP, специально отметил, что при планировании проекта учитывался его экономический эффект.

Логика ИТ хорошо работает на консолидированном рынке. В Европе Топ-250 ритейлеров начинается от 250 миллиардов долларов. Естественно на таком рынке работает огромное количество вендоров. В европейских компания, включая бывшие социалистические страны, заказ в электронном виде приходит непосредственно в производственную систему и тут же поступает в обработку без всякого участия ИТ-специалистов. При этом размеры ИТ-служб в компаниях сведены к минимуму.

Многие западные компании гордятся тем, что работают на б/у оборудовании.  Требование к оборудованию — должно работать с минимальной производительностью. При этом можно выдвигать требования к поставщикам ПО по максимальной утилизации CPU их системами. Например, о том, что подобное требование работает, рассказал в своем выступлении Александр Артюхов из компании «Копейка».

Что у нас? Европейским параметрам соответствуют 10-20 ритейлеров на всю страну. Размер ИТ-рынка также ограничен. При этом в Москве 13000 точек продаж, из них сетевая розница только 750  — рынок не консолидирован. Многие торговые точки вне мегаполисов не имеют вообще никакой связи. Всем централизованным торговым решениям нужен интернет. Однако в большинстве случаев начинать приходится с телефонов. Подключение торговых точек к сети в большинстве регионов нерентабельно. Далеко от Москвы уходить не надо — например, в Твери на весь город три провайдера и цены во много раз выше московских.  

Компаний на рынке ограниченное количество. ИТ и бизнес специалисты переходят из компании в компанию по много раз. Однако, дальше ценность специалиста будет только падать, т.к. прыгать уже некуда. Красивое резюме не спасет — все понимают, чего в реальности стоило внедрение SAP или дорогих серверов его предыдущей компании.

Так что,  заключает Дмитрий Потапенко, дорогие технологические фенечки и брендовые сервера лучше оставить на потом, сейчас надо заняться прокладкой сетей.

Дополнительные материалы

Комментарии (10)

  • Аватар

    Занегин Дмитрий [Dimazan], 25 мая 2011, 19:17

    1
    Улыбнуло. Конечно автоматизировать хаос = увеличивать хаос. Занятие вредное.
    Медицина - отрасль обслуживающая людей и затратная (интересно, кто-то с этим поспорит?).
    Врачи - лечат только когда к ним обратишься, заперлись, понимаешь, в своих клиниках.
    Дорогие лекарства - излишество! Анальгин замечательно помогает (и желательно покупать подешевле, перед окончанием срока годности).
    Знакомо?
    Только при таком подходе продолжительность жизни редко превышает 50 лет, да и жизнь так себе, то тут заболит, то там "стрельнет".

    Удачи нам, ребята!
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 26 мая 2011, 12:39

      1
      А помойму решение с дешевыми ПК -- вполне нормальное. Понятно, что покупать на свалках не стоит (в конце концов, время простоя кассы не очень дешево). Но зачем на кассу, например, или на сервер небольшой "петерочки" ставить SUN-овские творения?
  • Аватар

    Зеевальд Константин Владимирович [Владимирович], 26 мая 2011, 07:33

    1
    ИМХО, проблемы в российском бизнесе следующие:
    1. стратегические цели руководство или скрывает или не понимает - сделайте так, чтобы бизнес не остановился, какие задачи вам еще нужны?
    2. отсутствует системный подход - сегодня замеряем одни KPI, завтра другие, послезавтра ничего не измеряем, ведь и так все хорошо
    3. затыкание организационных проблем техническими средствами - вот внедрим WMS, CRM, ERP и так здорово заживем!
    4. программный и людской контроль на большом количестве операций вместо создание условий, в которых сотрудники сами заинтересованы в качестве своей работы - а контроль-то не дешев!
    Почему так?
    1. руководство не хочет думать
    2. у него не хватает воли для реализации системного подхода
    3. вера в сказочные результаты и волшебные сочетании букв (WMS, CRM, ERP и т.д.) и при этом считает, что люди по своей природе ленивы (привет Г.Форд).

    Результат как правило получается один: внедрение - проблемы никуда не исчезли - разочарование
  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 26 мая 2011, 16:01

    0
    Насчет затратности ИТ - миф. С точки зрения бизнеса ИТ производит две вещи: доступность и мощность. Доступность производит ИТ. Именно производит, а не удерживает, не менее 99%. Мощность тоже ИТ производит, а не сервера - это как раз выдерживание оптимального соотношения цена/потребности. Эти две вещи легко перевести в деньги. Только не нашему бизнесу. Сколько раз не пытался выяснить сколько-нибудь объективно цену 1 часа простоя (недоступности) или задержек в обслуживании (недостаток мощности) - без толку. А раз это что-то нужное - то  и денег оно стоит и в этом плане "расходы" эти есть нечто неизбежное.

    • Аватар

      Солопов Павел [PaSol], 01 июня 2011, 10:14

      0

      Интересная у меня сейчас ассоциация родилась по поводу затратных/доходных подразделений.
      В системе насос-шланг, насос компонент затратный - он электричество потребляет, а шланг - доходный, вода-то из него течёт. :-)
      По-моему, пора уже бизнес-стратегам пересмотреть подход основанный на центрах затрат и центрах прибыли. предприятие целостный организм, и нельзя его рассматривать по кускам. Затратным можно назвать только ту часть системы, которую можно выкинуть без всяких последствий. Такие будет найти очень сложно...

  • Аватар

    Солопов Павел [PaSol], 01 июня 2011, 10:18

    0

    Руководство меняется, никто из них не знает как рабоатет компания, не понимают к чему идти и какие цели достигать. А ИТ виноваты в том, что у них стратегии нет. (также в этом виноваты продавцы, грузчики, уборщики, товароведы и пр.).
    Стратегия у ИТ, как раз, есть. "Сидеть в серверной и ждать, не отменит ли новое начальство приказ старого, который выполнять ещё не начали". И как показывает практика, эта стратегия себя оправдывает. :-)

  • Аватар

    Витлев Александр [alexvit], 01 июня 2011, 10:54

    0
    "Например, в 90% ПО не отражен процесс открытия нового объекта — типичная задача для ритейла. В рознице место — самый главный критерий успеха. При анализе места под объект необходимо учесть до 40 различных параметров, включая такие, как возможность разгрузки КамАЗа. Какое ПО это позволяет?" - есть такой софт, разработчик - компания АНТОР (полного названия компании и софта не указываю, чтобы не сочли за рекламу)
  • Аватар

    Sa Robert [robert.111], 17 сентября 2012, 13:53

    0
    Все что здесь обсуждается - отсутствие Pro IT Архитектора в образующих бизнес телах Гос аппаратов которые и налаживают процесс финансирования - тело тупой манупулятор без стратегической думающей головы.Если Держава строит магистральные сети - это стратегия и очень положительная.А вот как и для чего она их строит? - вопрос тактический и прикладной. А где прикладники математики в бизнесе? Где взвешанная и хотябы просчитанная на 40% ИТ Архитектура будущих систем для чего и строим магистральные сети?
  • Аватар

    Sa Robert [robert.111], 17 сентября 2012, 14:03

    0

    В дополнение к сакзанному выше хотелось бы напомнить читающим - ИТ -> город и его как и все другие человеческие города должны просчитывать и рисовать Архитекторы с Большой Буквы, настоящие с Гос масштабным мышлением, мощные , талантливые головы страны.

    Где они? У нас есть ИТ Архитекторы? Отзовитесь! Возмите инициативу в свои руки, не дайте всему упасть в хаос "тюнинга" менеджеров и скачущих спецов неплохового ранга по знаниям, которые уже просто задолбались доказывать что ИТ  наука и Архитектура!

  • Аватар

    Sa Robert [robert.111], 17 сентября 2012, 14:12

    0
    Сейчас ИТ не город и не желанный гигаполис .Сейчас ИТ колхоз имени 1 мая поэтому когда менятся руководство в компаниях все концы в воду теряются и все приходится строить заново. Это как называется? Строим то что одному Богу известно? Где мат подход , где аналитики, прикладники, архитекторы систем и "Городов"? Куда все идут без них народ?

Также рекомендуем