Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

ЧЕЙ КОНТЕНТ, ИЛИ КАК ЗАЩИТИТЬ АВТОРСКИЕ ПРАВА И СОХРАНИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ?

 

Вопрос и простой, и сложный одновременно. Чтобы ответить на него, нужно разобраться в том, что такое контент, каким он может быть, какая информация подлежит защите в соответствии с законодательством в сфере авторских правах и в чем особенности ее защиты в интернете.

КАКИМ БЫВАЕТ КОНТЕНТ?

Под контентом в настоящей статье мы подразумеваем информацию в любом формате, которая размещается в интернете и воспринимается человеком. Как правило, это текст, рисунок, фото, аудио, видео, инфографика. Можно пофантазировать и придумать что-то еще, но все же эти шесть – основные форматы.

Как защитить интеллектуальную собственность в интернете? Разбираемся вместе с Axis Pravo

Как защитить интеллектуальную собственность в интернете? Разбираемся вместе с Axis Pravo

КАКОЙ КОНТЕНТ ОБЕСПЕЧЕН ПРАВОВОЙ ЗАЩИТОЙ АВТОРСКИХ ПРАВ?

Требование только одно: такой объект должен быть создан в результате творческого труда. Однако, что такое творческий труд – ни действующие законы, ни суды не разъясняют. Вероятно, это и невозможно, поскольку творчество – понятие философское, а значит, лишенное конкретики (совершенно необходимой, когда речь заходит о применении юридических норм).

Зато в законе предусмотрено другое правило: произведение считается созданным в результате творческого труда, пока не доказано обратное. Исходя из того факта, что доказать отсутствие творческого элемента в создании контента так же непросто, как и его наличие, получаем логический вывод: любой контент, созданный человеком, охраняется авторским правом.

Здесь важно отметить, что судебная защита авторского права не зависит от достоинства самого контента. То есть ни новизна, ни оригинальность, ни художественная ценность, ни другие признаки, характеризующие качество, в расчет не принимаются. Контент будет охраняться в любом случае.

Гражданский кодекс РФ, а именно ст. 1259, содержит перечень объектов авторских прав. Главный критерий – принадлежность объекта к определенному жанру. Выделяют литературные, сценарные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, дизайна и т. д. Ну еще географические карты, планы, эскизы и, конечно, компьютерные программы.

В указанной статье использован стандартный юридический прием: в конце перечня содержится фраза «и другие произведения». Это означает, что перечень не является закрытым, т. е. к объектам авторских прав может быть отнесен любой контент, созданный творческим гением. И совсем не обязательно претендовать на шедевр.

Производные произведения (т. е. созданные в результате переработки) и составные (результат труда по подбору и расположению оригинальных произведений) также обеспечиваются защитой авторских прав.

Судебная защита авторского права не зависит от достоинства самого контента

Судебная защита авторского права не зависит от достоинства самого контента

НА ЧТО НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ?

Идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах – все это не защищено законом об авторских правах. Нетрудно догадаться, что речь идет о нематериальных сущностях. Но если, например, идея авторским правом не охраняется, то облеченная в форму контента, она становится произведением, подлежащим защите авторским правом.

Объектами авторских прав не являются:

  1. Официальные документы государственных и муниципальных органов, а также международных организаций. Это значит, что можно смело размещать на сайте выдержки из законов, решения судов и т. д.
  2. Государственные символы и знаки. Например, никто не запрещает использовать при оформлении контента государственный флаг. При этом нужно избегать негативных ассоциаций и помнить, что осквернение государственных символов является преступлением, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ.
  3. Произведения народного творчества. Очевидное условие: у произведения не должно быть конкретного автора.
  4. Сообщения о событиях и фактах, имеющих исключительно информационный характер. Необходимо выделить новости, которые как раз являются такими сообщениями. Однако, если в контент вплетаются аналитические выкладки, сделанные другими лицами, размещение такого контента является прямым нарушением авторских прав этих лиц.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ПРАВА НА КОНТЕНТ?

В первую очередь автору, творческим трудом которого создан контент. Он первичный приобретатель исключительного права.

Исключительное право возникает у автора в момент создания его произведения и не требует государственной регистрации или иного подтверждения.

Даже регистрация исключительных прав на компьютерные программы, которые, как мы упоминали выше, относятся к объектам авторских прав, не является обязательной и осуществляется по желанию правообладателя. Не говоря уже о текстовом или графическом контенте, который становится собственностью автора, как только выходит «из-под пера».

Автор может передать свои права на основании договора об отчуждении исключительного права, лицензионного договора, трудового договора, договора об авторском заказе и т. д. Эта очень большая и важная тема, которая требует отдельного разговора.

КАКОЙ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД?

Защита авторских прав распространяется практически на любой контент в интернете (исключения мы привели). Даже если автор или другой правообладатель неизвестен. Даже если кажется, что сам контент ничего особенного из себя не представляет и создан при минимальном количестве творческих усилий.

Следовательно, есть только один приемлемый вариант для размещения чужого контента: получение в той или иной форме согласия автора (если исключительное право принадлежит ему) или другого правообладателя (если автор передал исключительное право стороннему лицу). В ином случае правообладатель может различными способами защитить свои авторские или смежные права в интернете, и нарушителю придется понести ответственность и связанные с ней неблагоприятные последствия.

Правообладатель может отстоять созданный им контент в соответствии с законом

Правообладатель может отстоять созданный им контент в соответствии с законом

 

Комментарии (0)