Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Это магическое словосочетание "Стратегия ИТ"

Это магическое словосочетание "Стратегия ИТ"

В разных практиках управления чем-либо много разных умных слов. Какие-то из них непонятны, а какие-то понятны, но окутаны ореолом таинственности. Не обошло это и практики управления ИТ. Вот есть такое понятие — стратегия ИТ. Сколько по это слов написано, мировой опыт, все дела. В услугах интеграторов и консалтинговых компаний даже услуга такая значится — разработка стратегии ИТ. Судя по цене, потолще Марксовского капитала должен быть отчетный документ. Как же её написать, эту стратегию?

Вообще, фраза о том, что ИТ стратегия должна соответствовать стратегии бизнеса давно всем приелась. Но она верна. Только интерпретировать её нужно прозрачным образом. И многотомные документы тут не нужны. Если утрировать, то все достаточно прагматично:

  1. Если стратегия роста бизнеса — в инновационных разработках, то стратегия ИТ должна быть направлена на информационную безопасность и защиту этих самых инновационных разработок от хищений.
  2. Если стратегия роста бизнеса — в низких ценах, то стратегия ИТ должна быть направлена на автоматизацию типовых процессов и удешевление самих ИТ-сервисов (безусловно, нужно найти компромисс между этими требованиями).
  3. Если стратегия роста бизнеса — в расширении рынков сбыта, то стратегия ИТ должна быть направлена и на это. Например — создание инфраструктуры удаленного доступа, средства работы продавцов в полях и так далее в том же духе.

Вот таким вот образом “стратегия ИТ соответствует стратегии бизнеса”. Это конечно все утрированно и, вдаваясь в детали, документ получится не из одной страницы. Но никаким тайным знанием для его создания обладать не нужно. Кстати, непонятно, а что именно предлагают консалтинговые компании, когда продают услуги по разработке стратегии? Неужто и для бизнеса стратегию пишут? Я то уверен, что есть профессионалы, которые пойдут и с бизнесом пообщаться, но думается, что количество профессионалов существенно меньше количества компаний, услуги предлагающих.

Из вышесказанного, кстати, очевидно, что стратегия развития ИТ в организации может быть только при наличии стратеги у самого бизнеса. Во всех остальных случаях это не стратегия развития ИТ, а долгосрочный план по ИТ-забавам. Поэтому, если бизнес просит вас подготовить стратегию развития, попросите бизнес сделать аналогичный шаг.

Комментарии (14)

  • Аватар

    Чернин Роман [rchernin], 08 февраля 2011, 20:17

    0
    В современном изменчивом мире к сожалению многие компании не достаточно крепко стоят на ногах, чтобы позволить себе иметь стратегию. Потому что стратегия это всегда что-то ПРОактивное. Это удел сильных.

    Это не означает что компания вообще ничего не понимает про себя. Например ставка на распределенность, использование удаленных сотрудников вполне влечет за собой требования к ИТ.

    С другой стороны отсутствие прописанной стратегии в компании и соответственно стратегии _развития_ в ИТ не должны мешать ИТ являться хорошим _сервисным_ подразделением (или как можно говорить "партнером бизнеса").

    Иметь надежную и производительную с т.з. потребления конечными пользователями ИТ-инфраструктуру должна _любая_ современная компания.
  • Аватар

    Холодков Антон Сергеевич [Холодков Антон], 12 февраля 2011, 12:51

    2
    ИТ-стратегия из одной страницы - это не стратегия, а набор лозунгов (ну или "целей для ИТ"), пусть и правильных. Кроме целей в ИТ-стратегии должно рассматриваться и то, каким образом их предполагается достигать. В ней должны быть рассмотрены, как минимум, следующие вопросы:
    - Направления развития ИТ.
    - Проекты по каждому направлению.
    - По каждому проекту его цели, ожидаемые результаты, основные этапы, значения KPI. Конечно, не план-график, но все же достаточно четкое описание того, что будет делаться.
    - Регистр результатов и KPI по ИТ в целом.
    - Бюджеты ИТ-проектов и ИТ в целом.

    Прикиньте, сколько страниц получится даже для компании средних размеров :)
    Конечно, все можно упростить до набора лозунгов, но тогда и отдача от такой "стратегии" будет соответствующая.
    • Аватар

      Котельников Илья [iluha], 15 февраля 2011, 10:57

      0
      Согласен. Нужно разделять "стратегию" развития и "концепцию" развития.
      Концепция может быть выражена в одном - двух предложениях, которые будут говорить о желаниях куда-то двигаться.
      Стратегия отличается от концепции тем, что это уже не просто изъявление желаний - это план. План может составляться с различной точностью и детализацией (как и написано в комментарии выше). И если вы заранее определились, что стратегия ИТ, то есть план действий, Вам не нужен, т.е. признаете, что Вы и Ваш отдел не способны действовать по каком-то долгосрочному плану, а будете заниматься ИТ-отделом "как пойдет" - то тогда смысла нет никакого в стратегии, в таком случае лучше ограничиться концепцией.
      Т.е. состав, размер и глубина проработки "стратегии развития ИТ" должна соответствовать возможностям конкретного IT-отдела по исполнению плана и зависит от степени зрелости бизнес-процессов в ИТ, которая, в свою очередь, сильно кореллирует со зрелостью ИТ-процессов заказчика.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 15 февраля 2011, 13:36

      1
      Антон, все же стратегия моем понимании немного другое. Я исхожу из понятий режимов управления. В общем виде их три: операционный, тактический и стратегический. Для каждого из них есть свой регулирующий документ: регламенты процессов для операционного управления, план развития для тактического и стратегия — для стратегического. Другими словами (по моему мнению): управление поддержкой пользователей — это операционный режим управления, реализация проектов — тактическая, планирование портфеля проектов для достижения стратегической цели — стратегический режим.

      Про две страницы, конечно-же, было утрирование с моей стороны. Но я к тому, что это не колоссальный документ. Нет смысла писать план-график проектов. Нужно мазками обозначить основные направления, портфели проектов (или стратегические проекты). План-график конкретного проекта — в плане развития ИТ на период.

      • Аватар

        Холодков Антон Сергеевич [Холодков Антон], 15 февраля 2011, 14:52

        1
        Кирилл, согласен, что план-график проекта, не предмет стратегии - я и не писал в своем посте, что в рамках стратегии надо прорабатывать план-графики. Но их (проекты) в стратегии надо как-то обозначить - собственно, в наших постах не вижу противоречия. Очевидно, что проект длиной 2 недели в стратегии можно отразить и в полстроки, а для проекта с бюджетом $10 млн. не грех потратить и несколько страниц, чтобы четко описать цели, задач и основные этапы (это же далеко не план-график). Конечно же, описания проектов не должны выходить за пределы стратегического режима управления.

        Мотивацию вашей статьи прекрасно понимаю. Громоздкие документы никому не нужны. Главное, чтобы было целостное понимание стратегии в головах тех людей, которые за это отвечают. Скажу исключительно за себя - у меня четкое и целостное видение стратегии чего-либо возникает после того, как я ее изобразил в виде схем и основных моментов. С сожалением отмечу, что по моей практике детальное описание стратегии в виде документа, скорее побочный продукт - его мало кто читает, но свое дело он сделал - у меня в голове сформировался четкий вижен. Теперь мне проще доносить этот вижен и до руководства, и до проектной команды и, следовательно, проще претворить это вижен в жизнь. Знаю опытных, талантливых и, соответственно, преуспевающих CIO, которые также пишут ИТ-стратегии для себя и нескольких человек в компании, готовых и способных к тому, чтобы прочитать это и понять. Уверен, что кому-то удается вполне успешно обходиться чистой мыслью и парой страниц общих принципов - все дело в способностях человека и размерах компании. Тем не менее, если "вешать в граммах" для компании средних размеров, но достаточно технологичной при этом, объем ИТ-стратегии страниц в 15-20 вполне обоснуем, на мой взгляд.
          • Аватар

            Ланцев Андрей [Sansey], 18 января 2012, 17:34

            1
            Антон - вы расписали себя как визуала. Думаю не нужно тут всем пояснять кто это такие и какие еще типы людей существуют. Поэтому логично предположить, что вы будете и вам НУЖНО все расписать, нарисовать и только потом вы "увидите" это в голове. Аудиалу, например, наоборот, как вы сказали "удается вполне успешно обходиться чистой мыслью". Но в целом соглашусь и с вами и с Кириллом. Стратегия нужна. И нужна она не в двух томах, а максимально сжатая и понятная. Это директор-аудиал может себе в голове построить стратегию, но ему ведь надо ее еще и до сотрудников довести, а далеко не факт, что у него в компании все аудиалы - послушали лекцию и пошли претворять в жизнь. Вот для тех, кто не может на слух воспринять и нужно излагать это в виде текста и графиков. Но при этом не нагружать их чтением "мануала компании" в 200 листов. 1-2 странички для каждого и достаточно. Ну а в сумме и выйдут те самые 15-20 страниц на компанию в целом.
            • Аватар

              Юсов Алексей [alexus], 22 января 2012, 02:34

              0
              +1. Действительно, у всех разные способности к восприятию. Собственно стратегия (любая!) должна содержать лаконичное описание целей и ресурсов. И это явно не 100500 листов.