Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Управленческие навыки важные для ИТ-менеджера

Управленческие навыки важные для ИТ-менеджера

Кем должен быть ИТ-менеджер? ИТ-специалистом или управленцем? Знание ИТ – безусловно имеет значение на такой позиции. Однако, ИТ-менеджеры разбирающиеся в ИТ на уровне пользователей часто оказываются даже лучшими управленцами ИТ, чем выходцы из сисадминов. Все дело в soft skills – управленческих навыках, которые на любой менеджерской позиции значительно важнее специальных знаний.

Битва за бюджеты

Нет такой компании, в которой бюджета хватило бы на все проекты и на все подразделения. Всегда приходится чем-то жертвовать. На одни и те же деньги претендуют производство, маркетинг, продажи, разработка, HR и т.д. и т.п. Каждый считает, что именно он приносит/экономит/сокращает издержки и т.д. Надеюсь, вы не считаете, что потребности продажников и производственников важнее, чем ваши собственные? В борьбе за бюджеты апеллируйте к будущим прибылям компании, возврату инвестиций, суммам возможных потерь, отраслевым стандартам, ищите общие интересы с руководителями других подразделений. ИТ-менеджер в компании – это продавец ИТ-услуг и ИТ-проектов , ничуть не в меньшей степени, чем представитель вендора или интегратора.

Быстрые действия в чрезвычайных ситуациях

Белый пушной зверек имеет обыкновение подкрадываться незаметно. Проблемы могут быть технические, производственные, стратегические, юридические, связанные с неблагоприятными погодными условиями, вызванные политической остановкой в стране, публикациями в СМИ или соцсетях и т.д. и т.п. Только в небольшом количестве случаев проблема компании будет связана с инцидентом в ИТ-системах. Если ситуация каким-либо образом связана с ИТ, вы должны предложить решение и у вас должен быть план действий для большинства критических ситуаций. Во всех остальных случаях, предлагайте решение, если можете и действуйте, не дожидаясь пока кто-то другой возьмет на себя ответственность. И кстати, если речь идет об ИТ, то у вас должен быть готовый план действий для чрезвычайной ситуации.

Вовлечение и мотивация сотрудников

В триаде «люди, процессы, технологии» только третья часть про ИТ-системы. От того, как сотрудники компании принимают ИТ-технологии и предлагаемые им сценарии работы, зависит успех любого ИТ-проекта и реальность любого бизнес-процесса, закладываемого в ИТ-системы. Например, статья в Harvard Business Review утверждает, что увеличение на 0,1% вовлеченности сотрудников в сети супермаркетов электроники BestBuy, увеличивает выручку магазина на 100000 долларов в год. Может быть в вашем случае итоговые цифры будут другими, но в любом случае внимание к людям окупается.

Построение команды

Кончено, главные люди в компании – это ваша ИТ-команда. Нелестное замечание вашего сотрудника о внедряемом проекте в неформальном разговоре с коллегами из других отделов, и вероятность успеха резко падает. «Добрые» ИТ-шники нередко сами помогают в выстраивании обходных путей для автоматизируемых процессов и в построении теневых ИТ-систем.

Единственный способ всего этого избежать – работать со своей командой, доводить до них планы развития ИТ, заражать собственным энтузиастом, показывать крутость и преимущества новых продуктов и подходов. Сделайте ваших сотрудников заинтересованными в успехе и они помогут вам с вовлечением всего остального коллектива. 

Способность быть ответственным самому и требовать ответственности от других.

Менеджер сказал – менеджер сделал. На самом деле очень важное качество в управлении, которое позволяет положиться на человека, что очень важно при планировании. Все обсуждения могут быть только при постановке задачи. Если же вы согласились с планами, сроками и бюджетом, то будьте добры выполнить обещания. Если вы сами следуете этому принципу, то вполне естественно требовать его от своей команды. К сожалению, часть руководства уверена, что в бизнесе, как и в армии, приказы обсуждению не подлежат. Это не так, это все та же часть большой корпоративной игры – если вы считаете, что поставленная вам задача не может быть выполнена в определенные руководством сроки и бюджеты, то постарайтесь письменно зафиксировать свое несогласие и получить письменный отказ от руководства. В конечном итоге важно только то, кто станет ответственным за провал проекта?

Держите сою команду подальше от корпоративной политики

ИТ-специалисты – сотрудники с тонкой душевной организацией. Менеджер для того и нужен, чтобы избавить ценных сотрудников от корпоративных игр. ИТ-менеджеры стоит внимательно изучать практики управления ИТ. Авторы ITIL – большие мастера в корпоративных играх. SLA и все прочие практики ITSM – это прежде всего отличное прикрытие для ИТ-команды, которое отлично работает даже в больших корпорациях. Под прикрытием документированных ITSM-процессов, ваша команды и вы сами будете в полной безопасности от корпоративных баталий и необоснованного давления других отделов.

Стройте отношения с топ-менеджментом

Политика – это в любом случае выстраивание правильных отношений с начальством и коллегами из других отделов. Менеджер может воздерживаться от участия в корпоративной политике, но он не может быть вне политики вообще.  Тем более ИТ-проекты – это в любом случае то, что напрямую касается всех отделов компании. Поэтому выстраивайте доверительные и открытые отношения с руководством и коллегами. Это не избавит вас от попыток «подставить» ИТ-отдел, но доброжелательно настроенные коллеги будут значительно внимательнее слушать ваши аргументы.

Следите за профессиональным выгоранием

Эффективность работы ИТ-специалистов сильно зависит от его личной заинтересованности в работе. К сожалению, со временем интерес к проекту угасает. Сотрудникам ИТ нужны новые технологии, новые задачи, возможность профессионального совершенствования. И в то же время нельзя длительное время работать в состоянии аврала и нереализуемых задач. ИТ-менеджер должен следить за состоянием каждого своего сотрудника, давать возможность отойти от чрезвычайных задач, переключиться на что-то новое или даже более рутинное. Иногда лишний выходной или направление на учебу помогут вам сохранить в команде ценного  специалиста.

Четко ставьте задачи, определяйте цели проекта

ИТ-специалисты очень креативны. Если есть возможность понять вашу задачу неправильно – они найдут ее. Любой проект будет реализован так, как это проще сделать, а не так как надо. В любой ситуации будет найдено простейшее обходной решение, которое будет работать вечно. Хороший ИТ-менеджер ставит задачу таким образом, что она исключает всякое двоякое толкование. Если в проекте нужно обратить внимание на формальные стороны процесса, документирование, технические требования – необходимо это сделать явно и убедиться, что ИТ-специалисты вас правильно поняли. Все это и составляет ответственность ИТ-менеджера.

Дополнительные материалы

Комментарии (3)

  • Аватар

    Скоромнов Дмитрий [Nemiroff_84], 18 августа 2014, 10:28

    0
    Вот это и есть та самая "вода" про которую я говорил, что ее публикуют ради на полнения, а не ради пользователей.
  • Аватар

    [unterschrift], 18 августа 2014, 12:18

    0

    Вполне годная статья.

    Краткая выжимка необходимых навыков.

  • Аватар

    Бондаренко Руслан [bruslyc], 18 августа 2014, 21:31

    0

    в принципе правильно скопипастено, только автор видимо имел мало точек соприкосновения с суровыми Российскими менеджерами.

    в нашей действительности менеджеры не избавляют ИТшников от корпоративных игр, а наоборот

    да и кроме корп игр простейше оградить ИТшника от клиента далеко не всегда могут, часто в виду своего ИТ невежества.