Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

ИТ-решения для продуктовых розничных сетей: реалии и тренды автоматизации

Рынок ИТ в сегменте продовольственного ритейла развивается с той же динамикой, что и во всем российском ритейле в целом. По оценке IDC и других аналитических агентств, ИТ в рознице в 2013 году увеличился на 16-17% в долларовом эквиваленте, и ближайшие годы продолжит повышаться на 12-15% ежегодно, что более чем в 2 раза больше, чем общий рост рынка ИТ. Правда, стоит отметить, что эти прогнозы давались еще до осложнений внешнеполитической ситуации в стране и мире, так что сейчас будущее выглядит более туманным.

На мой взгляд, несмотря на обилие IT-инноваций, сети стали внимательнее подходить к затратам на IT, заранее более тщательно просчитывая возможный экономический эффект от того или иного проекта, задач автоматизации. Думаю, что в 2014-2015 годах, с учетом снижения общих темпов роста экономики, такая тенденция только усилится.

Основные направления в автоматизации продовольственных сетей остались прежними – сокращение затрат бизнеса, борьба за покупателей и повышение маржи розничных продаж. В качестве средств для достижения своих целей ритейлеры повышают степень автоматизации процессов, содержащих высокую долю ручного труда, развивая свои ERP-решения. Кроме того, сети вкладываются в технологии CRM и развитие POS-систем, расширяют линейки продукции собственного производства и увеличивают их доли в общем обороте. Развитие интернет-торговли в сегменте Food Retail идет не такими высокими темпами, как в некоторых других областях, например, в fashion и consumer electronics, но за счет лидеров ритейла ситуация постепенно меняется.

Продолжает активное распространение и развитие технологии электронного документооборота EDI, особенно в свете того, что российским компаниям законодательно разрешили использовать электронные фактуры.

Сразу несколько крупных поставщиков ERP (Microsoft, SAP, Oracle и другие) вышли на рынок POS-систем либо стали более активно их продвигать. Интерес к программным решениям для поддержки продаж магазинов со стороны бизнеса продиктован двумя причинами. Во-первых, на рынке POS-систем давно не было существенных изменений. Во-вторых, усиление борьбы за покупателей заставляет ритейлеров наладить с ними индивидуальное взаимодействие, а это непросто, зачастую даже невозможно, без тесно интегрированных между собой информационных систем, начиная от ERP и заканчивая POS-системой.

Развитие собственного производства требует автоматизации этого блока, а также смежных с ним задач управления ассортиментом, расчета себестоимости, ценообразования. Вот почему становятся более востребованными те ERP-продукты, которые обладают соответствующей отраслевой функциональностью. Например, специализированное решение Columbus Food Retail на основе Microsoft Dynamics AX. Данную систему успешно используют московская сеть SPAR (ЗАО «СПАР Ритейл») и торговая сеть тюменского холдинга «Партнёр».

Одна из составных частей сегмента Food Retail – алкоголь и табачная продукция - жестко регламентируется российским законодательством. По неофициальным данным, в 2013 году ряд сетей временно лишались лицензии на торговлю алкоголем. Так что перед ИТ-системами помимо развития компании возникла задача обеспечения требований государственных регуляторов в целях сохранения стабильности бизнеса.

ИТ-решения для продуктовой розницы: что нужно рынку?

Рынок 50 крупнейших розничных компаний сегмента Food Retail достаточно ограничен, и за лидерство на нем постоянно идет битва между крупнейшими международными и российскими IT-вендорами. В то же время, и по мнению самих представителей сетей, и по мнению IT-поставщиков, средний и малый сегменты продовольственного ритейла охвачены вниманием в значительно меньшей степени. Так что в последнее время ряд крупных разработчиков ПО, в частности, Microsoft, Oracle, Aldata, SAP, стали двигаться в этом направлении, формируя предложения, доступные не только крупному, но и среднему бизнесу.

Вместе с тем средняя продолжительность проектов продолжает сокращаться, ритейлеры требуют от IT-поставщиков решения, готовые к быстрому развертыванию с минимумом трудозатрат. Также стоит отметить, что продуктовая розница имеет ряд существенных особенностей по сравнению с другими сегментами торговли. Что отличает рынок Food Retail от других сфер бизнеса, как это отражается на инструментах ИТ?

1.                  Широкий ассортимент товаров, большое количество поставщиков, документооборот предполагают высокую степень автоматизации операционных процессов.

2.                  Для повышения доходности сети создают и развивают собственные торговые марки (private labels), эффективное управление их производством требует автоматизации.

3.                  Работа с товарами сильно ограниченных сроков годности, особенно в свете роста популярности продукции категории fresh. ИТ-системы должны поддерживать операции с весовыми товарами, вести учёт сроков годности при хранении, транспортировке и других операциях с товаром

4.                  Наличие регламентирующего законодательства накладывает жесткие требования к учету алкоголя и табачной продукции, а с ними – и на решения, которые будут поддерживать эти требования, и специалистов, знающих соответствующую предметную область

5.                  Высокая составляющая так называемой бэк-маржи, которая достигается за счет всевозможных скидок поставщиков, ретро-бонусов, штрафов за неисполнение обязательств и существенно повышает прибыльность ритейлера. Данные блоки настолько важны, что сети требуют автоматизации ведения всех соглашений о скидках и бонусах, их расчета, а также учета и анализа дисциплины выполнения обязательств поставщиками, таких как процент выполнения поставок, объем брака и т.д.

6.                  Высокая ценовая конкуренция – основной товар, как правило, не уникален, его можно купить и в конкурирующей сети, а нередко и на несетевом рынке. Так что особое внимание для клиента приобретают и уровень сервиса (когда покупатель находит на полке именно то, зачем он пришел в магазин), и наличие программы лояльности, и, конечно, цена.

Именно поэтому все более востребованными становятся поставщики, имеющие готовые отраслевые решения, специалистов и примеры успешных внедрений не в рознице в целом, а именно в продуктовом ритейле. Отраслевые решения для ритейла, в частности, вышеупомянутый продукт Columbus Retail на базе Microsoft Dynamics AX позволяет обеспечить до 80% типичных задач продовольственных сетей любых форматов, что подтверждается нашими примерами внедрений.

К примеру, с помощью системы Сolumbus Food Retail на основе Microsoft Dynamics AX московская сеть магазинов SPAR (ЗАО «СПАР Ритейл») оптимизировала процессы управления ассортиментом и ценообразованием, повысила точность планирования запасов, сократила издержки закупочной логистики, упростила взаимодействие с поставщиками, поддерживает задачи производственного учета в магазинах, обеспечила ведение бухгалтерского, налогового учета, учета по МСФО.  Аналогичное решение поддерживает ключевые процессы мультиформатной розничной сети торгового холдинга «Партнёр»: от планирования продаж до учета собственного производства и подготовки управленческой отчетности.

В заключение отмечу основные, на мой взгляд, тренды развития рынка ИТ в продовольственном ритейле на ближайшие годы:

·         Рост требований к квалификации и отраслевому опыту поставщика ИТ

·         Сокращение сроков внедрения и развертывания новых продуктов

·         Оптимизация ИТ-затрат на открытие новых торговых точек и эксплуатацию существующих магазинов за счет развития интернета, ПО и оборудования

·         Дальнейшее развитие интернет-продаж и мультиканального взаимодействия с покупателями

Автор – Денис Пожарский, директор практики Food Retail, консалтинговая компания Columbus

 

Комментарии (2)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 02 июня 2014, 06:36

    0
    Рекламка себя красивых тут принята в блогах  компаний.  Вообще-то с площадкой лучше ознакомится, а потом себя на ней хвалить. Местные аборигены мало интересуются постами консалтинговых компаний, так как практики.
    • Аватар

      [Indrid], 12 мая 2015, 13:00

      0
      Стоит отметить, что и цены в указанных сетях не стали меньше... Прочитав статью на тему автоматизации в industrialtimes, отметил интересный факт. Автоматизация внедряется, в основном, для повышения качества, а не для сокращения затрат.