Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Почему руководители компаний в первую очередь режут ИТ-бюджеты?

Почему руководители компаний в первую очередь режут ИТ-бюджеты?

От российских ИТ-специалистов очень сложно добиться ответов на такие вопросы, как: «Какова совокупная стоимость владения ИТ?», «Как определить добавочную стоимость ИТ услуг?», «Какой эффект дадут затраты на эту ИТ инициативу?» и т.д. Возможно, в обосновании ИТ-проекта, которое готовила ИТ-компания перед началом внедрения, ответы на все эти вопросы и были прописаны. Вот только кто же помнит все эти цифры после начала работ и тем более после завершения проекта. В итоге складывается однозначное мнение, что ИТ – это неизбежно дорого, сложно и мало ориентировано на цели бизнеса в целом.

Дорогостоящие ИТ

На самом деле, если не зацикливаться на потраченных суммах на ИТ, а провести сравнительный анализ, какие результаты организации получают с каждого потраченного рубля, то получится, что сегодня ИТ дешевле, чем когда либо. При этом результаты, с меньшими вложениями, довольно значимые. Современный бизнес просто не может обходиться без огромного количества ИТ-систем. Фактически речь идет о том, что без ИТ компании не могут работать также, как без электричества. Задумайтесь вот над чем:

  • Во многих организациях, ИТ рассматривается только как статья расходов, при этом, никто не подсчитывает, какую прибыль приносят ИТ, используемые ежедневно. Люди привыкли воспринимать как данность наличие электронной почты, защиты от вирусов и т.п., на самом же деле, все это способствует развитию бизнеса и предотвращает простои.
  • Если несмотря на предыдущий пункт вам все таки хочется увидеть точный график на каждый потраченный рубль и возврат с него, представьте себе, что вы можете распределить стоимость инвестиций в ИТ на несколько групп, которые напрямую связаны с прибылью от основной деятельности. Из расчета месячных затрат на ИТ, они должны определить чистый прирост прибыли, необходимый для покрытия затрат на ИТ проекты.
  • Правильное определение метрик – это и наука и искусство. Совокупную стоимость владения ИТ порой не так уж и легко определить, т.к. определенная часть расходов ложиться на поставщиков услуг и ваших клиентов. Все зависит от сложности решения, чем сложнее ИТ решение, тем труднее разобраться с ССВ.

ИТ – все еще слишком сложны для рядовых пользователей?

  • Сложность – не всегда говорит о недостатках. Некоторые из лучших систем, например, экосистемы, сложны, но это не умаляет их достоинств. Никто не отрицает, что ИТ-системы необходимо совершенствовать и делать более удобными для пользователей. К сожалению, сложность многих систем определяется не только недоработками разработчиков, но также регламентами, требованиями регуляторов, законодательной базой, да и в конце-концов сложностью самих бизнес-процессов. Далеко не все бизнес просты и понятны для обычных пользователей.
  • Работа пользователей значительно облегчилась. Несмотря на то, что все еще существует проблема сложности ИТ, сейчас пользователи намного лучше и легче справляются со своими задачами, сопряженными с использованием ИТ. Интересно, что руководителям невдомек, что это все происходит не на ровном месте, а ИТ директорам приходится доказывать необходимость инвестиции в ИТ, т.к. со стороны для руководителей компаний все выглядит довольно примитивно: сотрудники просто сидят себе и работают, зачем вкладывать деньги в ИТ и в тренинги, если все уже и так хорошо?
  • ИТ помогает организовать процесс работы. Слишком много конфликтующих приоритетов зачастую ставится перед организацией, мешая здраво мыслить и двигаться в правильном направлении. Источником всех препятствий на пути здравых мыслей становиться способ, которым распределяют работу в организациях. Зрелые ИТ, в свою очередь, прояснят и автоматизируют «мысли» организации, руководителей, помогая распределить обязанности и поставить четкие приоритеты, единые для всей команды, что предотвратит потерю времени и средств. Казалось бы сложная система, но преимущества неоспоримы!

ИТ трудно направить на цели бизнеса?

Дело в том, что ИТ специалисты привыкли оглашать свои достижения в непонятной для руководителей компаний форме, т.е. они могут часами рассказывать вам, как прекрасно они разработали инфраструктуру, вместо того, чтобы показывать результативность работы для целей бизнеса. Результаты для бизнеса может и есть, но доносят их не в том виде, в котором они будут понятны не айтишникам. Кроме того, финансовые отделы стараются измерить ценность ИТ допотопными способами. Из этого получается неправильная оценка  и лишняя головная боль для финансовых отделов и ИТ директоров. Для устранения проблемы, ИТ директорам необходимо скооперироваться с финансовыми отделами для разработки индивидуальных программ оценки ИТ проектов. Плюс, четкая корпоративная стратегия может прояснить цели для ИТ отделов и легче отслеживать результаты.

Несомненно, общая политика организации должна касаться всех отделов. Не стоит обделять вниманием ИТ. Если руководители хотят добиться лучшей результативности, то им стоит доходчиво донести до ИТ директоров общие цели компании, и, лучше даже вместе проработать внедрение таких руководств.

Так почему же ИТ-бюджеты подвергаются сокращениям в первую очередь?

Электрики придумали гениальную вещь – счетчик электричества. Любой Ватт энергии тут же «объективно» отражается в месячном счете. Стоимость электроэнергии, безусловно, закладывается в бюджет любого производственного процесса. При всей возможности ИТ-систем учитывать самые разнообразные параметры ничего похожего по простоте и прозрачности у ИТ-шников нет. Многие руководители искренне уверены, что ИТ-системы работают самостоятельно, бесплатно и всегда, а какое либо вмешательство со стороны ИТ требуется только в тот момент, когда они перестают работать.

Дополнительные материалы

TCO, kpi, ROI

Комментарии (6)

  • Аватар

    [nnnq], 14 марта 2014, 09:18

    0

    ИМХО, но режутся не только ИТ бюджеты. Вам (да и все кто занят ИТ, мне в том числе) это наиболее заметно.

    Просто зачастую ИТ бюджеты изначально раздуты, и люди привыкают к тому, что "вон, у Васи уде блейды, и нам пора, бабки то есть", а рациональность того или иного решения не оценивается.

    • Аватар

      Емец Станислав Валерьевич [CYFiVE], 14 марта 2014, 12:29

      1
      Поддержу ваше ИМХО, я например заметил, что о состоянии компании можно легко определить когда вам приходится идти в магазин за канцелярией самому себе и когда в офисе нет кулера с водой или в нем пропадпет вода, а уже после начинают резать ИТ бюджет, т.к. сэкономить в мелочах не удалось.
    • Аватар

      [Олег Балалов], 25 июня 2014, 15:11

      0

      Изначальное раздутие бюджета, позволяет сохранить KPI на приемлемом уровне при внезапных сокращениях.

      А за "вон, у Васи"  вообще надо гнать таких "манагеров", как миинимум в детский сад

  • Аватар

    Выгузов Виктор [tor], 14 марта 2014, 12:48

    0

    У оценщиков нет полных привычных им данных (рубли, проценты и пр.) по  которыми они могли бы посчитать эту рациональность.

    • Аватар

      [nnnq], 14 марта 2014, 13:43

      0

      А разве метрик мало?

      Да я и не говорил об оценке рациональности со стороны бизнеса.

  • Аватар

    Выгузов Виктор [tor], 14 марта 2014, 14:40

    0

    Какие метрики оценивает руководитель, принимающий решение о финансировании, поддерживающей функции ИТ?

    Финансовые метрики думаю схожи с не ИТ функциями.

    Допустим риски (технический, проектный и пр.). Чем рискует бизнес и как изменяется вероятность наступления рисковых событий в краткосрочной перспективе?  технический - практически не меняется, проектный - скорее увеличивается, но его сфера влияния только на конкретный проект. Бизнес боится длительных проектов.

    А кто принимает решение о финансировании поддерживающих функций как не основной бизнес?