Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Почему ИТ-отделу нужна маркетинговая стратегия?

Почему ИТ-отделу нужна маркетинговая стратегия?

Во многих компаниях ИТ-отделы устойчиво возглавляют список самых непопулярных подразделений. Тем не менее, множество ИТ-директоров все еще не считает, что маркетинг является необходимой частью их работы. ИТ — это же про железо, софт и сеть, а с маркетингом в другой отдел? Задача ИТ-директора — сделать так, чтобы руководство и пользователи увидели в ИТ-отделе полезного стратегического бизнес-партнера. Минимальные маркетинговые усилия способны существенно улучшить имидж ИТ, что впоследствии скажется на принятии пользователями инициатив ИТ-службы.

Большинство менеджеров взаимодействуют с ИТ-отделом, только когда возникают проблемы с компьютерами. ИТ-специалисты настолько сосредоточены на создании и поддержании ИТ-инфраструктуры. ИТ-службы часто полностью исключают из своих задач обучение, объяснение и демонстрацию того, как технологии могут реально работать. В результате, опросы пользователей регулярно показывают, что они используют в лучшем случае 10-20% возможностей имеющегося у них ПО.  Неудивительно, что с такой эффективностью ПО, ИТ-отделом недовольны и сотрудники и руководство. ИТ-отдел может существенно укрепить свои позиции, просто рассказывая сотрудникам о том, как новые технологии могут упростить их жизнь и улучшить их бизнес показатели.

На что больше всего любят обращать внимание маркетологи крупных вендоров ПО? Посмотрите на множество историй о том, что ИТ — это не «центр затрат».  Перестаньте сами думать об ИТ, как о «центре затрат». Традиционные маркетинговые коммуникации, такие как информационные письма и годовые отчеты, не дают однозначного результата. Их недостаточно, чтобы привлечь внимание к достижениям ИТ-отдела. Необходимо непосредственное общение. Если ИТ-отдел реализовал успешный проект, нужно рассказать об этом. Сотрудники компании должны знать, что ИТ-отдел работает и продвигает передовые технологии. Важно быть на виду, тогда ИТ-специалистов будут воспринимать как ценных сотрудников.

Несколько простейших примеров маркетинговой коммуникации ИТ-службы с сотрудниками компании:

  • освещение достижений ИТ: результаты финансового аудита, сертификация и обслуживание.
  • рассылка информации о новых технологиях по корпоративной электронной почте.
  • проведение опросов сотрудников и реакция на их пожелания.
  • разъяснение важности ИТ высшему руководству.
  • предоставление ИТ-услуг, в которых действительно нуждаются пользователи.
  • регулярная рассылка советов, хитростей, лайфхаков, фичей, используемого в компании ПО.

ИТ-директор должен разъяснить сотрудникам компании роль и функции ИТ-отдела. Для этого нужно постоянно работать с конечными пользователями, повышая их компетентность в вопросах ИТ. И не только с ними. Одна из задач ИТ-директора — убедить руководство компании принять положительное решение об инвестициях в ИТ. ИТ-директор выясняет, что нужно бизнесу. Финансовый отдел оценивает возможную прибыль от проекта, а ИТ-отдел — стоимость проекта, т.е. затраты. Проект обсуждается с руководством и, если это действительно выгодно, ИТ-отдел приступает к его реализации. Таким образом, деньги вложенные в ИТ, гарантируют реальную прибыль.

По сути, есть два главных секрета эффективной маркетинговой коммуникации. Во-первых, она должна выглядеть как угодно, но не как маркетинг. Для этого нужно изучать процессы и пути обмена информацией внутри компании и незаметно внедрять туда сообщения, представляющие ИТ-отдел в выгодном свете. Во-вторых, для нее нужны подготовленные пользователи. Реализация маркетинговой стратегии ИТ-отдела — процесс медленный и трудный, но результат стоит потраченных усилий.

По материалам techtarget.com

Дополнительные материалы

Комментарии (9)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 16 ноября 2012, 18:31

    0
    Если честно, то ничего не выйдет. Можете писать отчеты, только важнее, чтобы их читали. Отчеты отдела продаж читают. ИТ это еще объяснить надо. А не все понимают.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 17 ноября 2012, 13:25

      0
      Да почему же. "Подали N запросов, решили в срок M запросов" -- вполне читаемый отчет. Больше, правда, никому нафиг не нужно. Ну разве что ещё внешние расходы на понятные нужны (телефония, корп. сотовая связь и т.д.).
      • Аватар

        Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 17 ноября 2012, 14:33

        0
        Ну если в адеквате, то еще "за полгода  число инцидентов снизилось на.., доступность увеличиталь, а инноваций мы вчинили..", а то никакой проактивности :)
  • Аватар

    Забелин Максим Анатольевич [stecker], 16 ноября 2012, 22:56

    0
    ОДно маленькое НО.... Все написанное могло бы быть справедливо в ситуации когда потребитель ИТ понимает его ценность, когда он мож конвертировать байты информации в рубли. Иными словами, если компания не созрела, до этого понимания - никакие марктинговые интрументы не помогут. Они росто тпо разобьются о "ледяную скалу непоннимания". Можно сколько угодно расылать отчеты и обзоры - их просто не будут читать. Можно сколько угодно информировать - все полетит в спам. Потому как если "ИТ центр затрат", а не средство создания добавленной стоимости в голове у топ-менеджера, то никакие маркетинговые телодвижения не могут переместить центр тяжести в этой голове.
    • Аватар

      Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 17 ноября 2012, 09:47

      0
      Есть тут один ход, сказать "типа да, сейчас затратно и неэффективно, но вот если все отладить...". Иногда срабатывает. Просто не акцентироваться, что тараканы в голове у руководства.
    • Аватар

      Дьяков Андрей Владимирович [Dru], 17 ноября 2012, 19:43

      0
      плюс много-много....

      коллеги все мы прекрасно понимаем что IT значит много для бизнеса клиента. особенно крупного. чем крупнее - тем важнее. но пока владецец/генеральный/испонительный не умеет пользоваться IT как источников данных о своем бизнесе 99% усилий по убеждению его в важности этой сферы бесполезны. это выглядит как набивка цены отделу/специалисту/сорсеру/консалтеру. переучить лицо принимающее решение - трудно и час то себе дороже. не факт что вы воспользуетесь плодами своего труда.

      имхо проще забить и рубить возможные в такой ситуации бабки. те кто умнее в итоге сами выйдут вперед и будут использовать IT так как надо.

      Эволюция. Профит. все имхо...
  • Аватар

    Безносов Илья Николаевич [ilnikbez], 18 ноября 2012, 07:31

    0

    Маркетингова стратегия ИТ отдела - круто! Вот только что енто за ОВОЩ? Особенно в тех, реалиях, что большинство не знает, что такое хотя бы "стратегия ит предприятия".

    Отчитываться и пиарится безусловно надо, хотя в предложенном вами варианте похоже более на спам (см. определение спама). 

    В отношении руководства - 80% не хотят вникать чего за чем и почему. Большинство исполнительных директоров, вторые после учредителей, ощущают себя "королями", поэтому уровень доступа к инвестициям и жесткость контроля средств зависит от уровня лояльности к королевской власти. Фактически все сводится к выбору роли "при дворе" (кардинал, знать, придворные, наемники, шуты, козлы отпущения...). Встречал при аудите даже коррупционеров - "хочешь чтобы твоя заявка прошла вне очереди, неси "взятку"".

    Технически ИТ отдел имеет обычно доступ ко всей информации в организации. При необходимом уровне понимания, именно ИТ отдел несет ответственность за создание, хранение, обработку и использование информации. Таким образом для ИТ это значит, не только системное администрирование, но и работа с этой информацией. Если вы можете доказать, что ваш отдел, не только системный администратор и программист, но и что ваш отдел может правильно "готовить" информацию для пользователя, не говоря уже о контроле, безопасности и своевременном реагировании. То вы занимаете именно ключевую роль - поставщика информационных технологий в организацию и конечным пользователям. Теперь вы нужны всем, ведь нынче справедливы 2 тезиса "кто владеет информацией, тот владеет миром", " кто быстрее обрабатывает информацию, тот владеет миром". 

    Резюме: маркетинговая стратегия ИТ отдела - это путь к определенной роли при дворе.

    P.S.: "Лучший маркетинг ИТ: не продавать снег эскимосам, а разобраться, что нужно эскимосам и им это продать".

  • Аватар

    Сабаев Тимур Ирекович [sabaev], 19 ноября 2012, 12:39

    1

    По личному опыту работы IT менеджером компании среднего уровня:

    Про маркетинговую политику не знаю, но вот инструменты маркетинга могут помочь и даже могут быть инструментами влияния. И не слабыми. На примере. Внедрял в компании бизнес-софт, который опоясывал все центры прибыльности компании. Надо учесть, что хоть они и центры, но работа их взаимосвязанна. Так вот, работа двигалась крайне тяжко, пока внедряли в тёмную.

    Как только начали выпускать бюллетень о достижениях и планах, работа пошла успешнее. Если до использования маркетинга договорённости на уровне начальников подразделений могли быть сорваны по разным причинам, то теперь даже рядовые сотрудники знали, когда к ним придут из ИТ
     устанавливать, настраивать, учить. Помимо этого - создавался образ динамичного развития перед боссом. Ну и проблеммы там же прописывались. И теперь оправдывалась не ИТ служба, а подразделения за свои косяки.

    • Аватар

      Фролов Александр Викторович [KORSAR1], 24 ноября 2012, 21:41

      0

      Это точно! Пока не начнешь разъяснять суть внедрения хотя бы в той малой форме, которая доступна обычному "усеру", ни о каком нормальном проджвижении проекта и речи быть не может. Сейчас стараюсь при любой возможности рассказывать, показывать, учить... и проекты движутся в нужном направлении!

      Маркетинговые приемы, описанные в статье, почти в полном объеме начали применять примерно с весны этого года. Изначально это был вынужденный шаг - внедрение нового ПО, а теперь "маркетинг" стал основой "внешних отношений" (еще и новый Сервис Деск для полного "щастя" будем внедрять:))